
Финский рыцарь с двуручным мечом первым вышел на тропу очередной зимней войны

Владимир Заборщиков
Финский рыцарь с двуручным мечом первым вышел на тропу очередной зимней войны.
Простите вычурность моей вводной фразы, но финское Hakkapeliitta именно так и переводится. Первые зимние шины компания из городка Нокиа произвела еще в 1934 году, двумя годами позднее им придумали «историческое» название. В наступающем зимнем сезоне нам уготована встреча с «рыцарем» в восьмом поколении.
Не случайно и упоминание о войне: борьба за шинный рынок идет нешуточная, и в ней относительно небольшая финская фирма достойно противостоит мировым гигантам. По крайней мере, в сегменте зимних шин.
Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
«ВЛАДЫЧИЦА СЕВЕРА»
Нынешний зимний сезон особенный. В давнишнем споре специалистов о вреде шипов для дорожного покрытия поставлена если не точка, то, по крайней мере, жирная запятая. Мало того что они по-прежнему остаются под запретом в Центральной и Западной Европе. Новые ограничения введены и там, где без шипов не обойтись, — в северных странах и альпийских регионах. Допустимое число шипов на метр окружности шины в очередной раз снижено. Правда, с одной оговоркой: ограничение не действует, если будет подтверждено, что ошиповка не приводит к повреждению полотна дороги. Специалистов Nokian Tyres не зря числят в лидерах: свою новинку они моментально протолкнули в образовавшуюся лазейку.
Новинка создавалась на основе очень удачной предшественницы — шины Nokian Hakkapeliitta 7, за четыре года с момента своего появления на рынке победившей в тридцати (!) независимых тестах автомобильных изданий разных стран.
Широкие канавки плечевой зоны хорошо отводят воду и улучшают проходимость по снегу. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Как утверждает производитель, «Nokian Hakkapeliitta 8 прекрасно ведет себя в экстремальных ситуациях, отличается акустическим комфортом, легко вращается, экономит топливо и снижает воздействие на дорожную поверхность». Вероятно, полагая, что образ рыцаря с огроменным мечом может быть не совсем понятен отдельным покупателям, специалисты компании в ходе презентации скромно называли Nokian Hakkapeliitta 8 «Владычицей Севера», понимая под Севером страны Скандинавии, Финляндию и Россию.
Потребителям предлагается 59 типоразмеров Nokian Hakkapeliitta 8 с посадочным диаметром от 13 до 20 дюймов, включая шины повышенной мобильности Flat Run и усиленные XL с повышенным индексом несущей способности.
Nokian Hakkapeliitta 8 имеет сплошное центральное ребро, придающее шине необходимую жесткость. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Традиционная «скандинавская елочка» направленного симметричного рисунка протектора претерпела некоторые изменения. Бросаются в глаза увеличение количества шашек и «кружевная» центральная дорожка, изрезанная, но не разделенная на отдельные блоки. Первая особенность дает большее количество канавок и кромок, обеспечивающих сцепление колес с дорогой на снегу и льду соответственно. Стало проще подобрать для шипа оптимальную точку размещения. Компактные блоки меньше нагреваются, что снижает расход топлива и одновременно повышает ходимость шины.
А «монолит» центральной части протектора придает шине необходимую жесткость, повышает курсовую устойчивость. Не исключено, что, хотя разработчики это не упоминали, сплошная полоса меньше шумит и несколько снижает сопротивление качению. Протектор с глубокими канавками и открытыми плечевыми зонами эффективно самоочищается от снега, грязи и снежной каши. На задней кромке блоков появились зубцы «тормозных усилителей», увеличивающих площадь захвата и улучшающих сцепление с дорогой, особенно заснеженной.
Зубцы в канавках работают по снегу. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Блоки протектора, «нарезанные» на трехмерные взаимоблокирующиеся ламели, — прием общепринятый: и кромок много, и жесткость под нагрузкой сохранена. Таким образом, сцепление на льду совмещается с точностью руления на асфальте.
Несмотря на новые требования, шипов в протекторе Nokian Hakkapeliitta 8 меньше не стало. Скорее наоборот, прибавилось. Из восьмигранного корпуса выступает сердечник квадратного сечения. Многоугольный корпус прочнее сидит в резине, сердечник лучше врезается в лед.
Все. По внешнему виду Nokian Hakkapeliitta 8 сказать больше нечего. Уходим «вглубь». До того как рассказать о главном секрете Nokian Tyres — новой концепции ошиповки Nokian Eco Stud 8, упомянем другие скрытые от глаз нововведения.
Шашки протектора изрезаны основательно. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Протектор «Владычицы Севера» выполнен из двух слоев разной по составу и физическим свойствам резиновой смеси. «Мягкий» наружный на основе криосилана второго поколения Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2 содержит также силику, сурепное (сурепка — разновидность рапса) масло и натуральный каучук. Масло служит катализатором и повышает прочность резиновой смеси на разрыв. Силика и каучук улучшают характеристики смеси при низких температурах и поведение шины на мокрой дороге. Благодаря силике и измененным рисунку протектора и строению каркаса сопротивление качению снизилось почти на 5 % по сравнению с Nokian Hakkapeliitta 7.
«Микронасосы» в ламелях откачивают воду из пятна контакта. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Внутренний слой протектора сделан жестким и особо прочным: в нем якорится фланец шипа, он стабилизирует шину на сухой дороге и обеспечивает равномерный износ протектора.
Основная хитрость «восьмерки» прячется под шипом. Это подушечка Eco Stud из мягкой эластичной резины, служащая своеобразным амортизатором. Шип вступает в контакт с дорогой при максимальном выступании из протектора, вгрызаясь острыми кромками в лед, а затем вдавливается внутрь своего гнезда под весом автомобиля. Сердечник остается в контакте с дорожным полотном, сцепление с дорогой сохраняется, но дорожное полотно страдает значительно меньше. Это техническое решение использовалось Nokian Tyres и раньше, но с меньшей по толщине подушечкой.
Активаторы повышают эффективность кромок ламелей. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Шипы распределяются равномерно по всей ширине протектора, не перекрывая друг друга. Схема их размещения разработана с помощью методов компьютерного моделирования. Все шины Nokian Hakkapeliitta 8 шипуются на заводе-изготовителе.
Разрушительное воздействие новой шины на дорожную поверхность оказалось на 12 % меньше, чем допускает вступивший в силу в странах Северной Европы закон об ошиповке. Результатом технических новшеств стали высокие сбалансированные показатели сцепления на льду в продольном и поперечном направлениях при разгоне, торможении и маневрировании, предсказуемое поведение шин в сложных дорожных условиях, снижение сопротивления качению, расхода топлива, шума и износа дорожного покрытия, увеличение срока службы шипов и шин в целом.
«Когти» против слякоти разбивают снежно-водяную кашу. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
«ПРОВЕРЕНО СЕРЕБРОМ»
Хоть при упоминании о зиме первыми нам на ум приходят шипованные шины, вся Европа ездит на фрикционных. Не чураются их и многие жители наших мегаполисов. Nokian Tyres атакует сегодня и в этом направлении.
На смену нешипуемой Nokian Hakkapeliitta R пришла R2. То, что шипы существенно помогают выжить на зимней дороге, знают все. Чем их заменить? Другими шипами, микроскопическими, не разрушающими полотно дороги. В Японии уже давно добавляют в резиновую смесь протектора дробленую ореховую скорлупу и другие подходящие твердые частицы. Этим же путем пошли и финны, назвав свое решение концепцией Nokian Cryo Crystal.
Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
В резиновую смесь добавляются мелкие твердые частицы, формой напоминающие многогранные кристаллы. Возможно, они кристаллами и являются, но специалисты Nokian Tyres раскрыть их состав или хотя бы природу наотрез отказались. Можно подумать, что у конкурентов нет спектрографов. Как бы там ни было, эти частицы вгрызаются в лед подобно шипам. Они малы, но их очень много. К тому же протектор напичкан ими на всю глубину, следовательно, износ шины (до установленного законом предела, разумеется) не приводит к снижению ее характеристик.
Новая криосилановая резиновая смесь с силикой разработана специально для фрикционной шины. Использованы те же компоненты, что и в шипованной новинке, столь же высоко содержание натурального каучука. Сопротивление качению сократилось более чем на 5 %, по сравнению с предшественницей.
Другой особенностью Nokian Hakkapeliitta R2 стали ламели и сайпы. Изрезан весь агрессивный рисунок протектора. Широкие сайпы образуют большее количество кромок, цепляющихся за скользкую дорогу. Особая полая форма некоторых сайпов превращает их в микронасосы, высасывающие влагу из пятна контакта. А для того чтобы в экстремальных условиях повысить эффективность кромок ламелей, по краям блоков протектора сделаны специальные канавки — активаторы сайпов, заставляющие узкие ножевые канавки раскрыться, а кромки — врезаться в лед.
Для двух других нововведений, по-английски именуемых claws, единого русского термина изобретатели пока не придумали. Острые выступы на дне канавок между блоками (grip claws) называют зубцами, а схожие на стенках блоков (slush claws) — «когтями против слякоти». Зубцы повышают сцепление на обледенелой и заснеженной дороге. Особенно при торможении и разгоне. «Когти» противостоят планированию по «слешу», т.е. снежно-водяной каше. Они разбивают шугу, дробя ее острыми гранями, и предотвращают скопление слякоти в канавках протектора.
Положительно сказываются на курсовой устойчивости, обратной реакции руля, топливной экономичности и даже комфорте новый рисунок протектора с явно выраженным жестким центральным ребром и многослойное строение каркаса.
Новые Nokian Hakkapeliitta: R2 SUV, R2 и 8. Несмотря на похожесть названий, перед нами три абсолютно разные шины. И хотя R2 и R2 SUV имеют много общего в конструкции, рисунки протектора отличаютя существенно. Фото: Владимир Заборщиков и Nokian Tyres
Индекс скорости, как видно из названия модели, остался прежним: R означает допустимую максимальную скорость до 170 км/ч.
Продавать R2 планируется на тех же рынках, что и «восьмерку». Плюс на Украине. Ассортимент из 56 типоразмеров с посадочным диаметром от 13 до 20 дюймов позволит подобрать шины почти для всех современных моделей автомобилей. Кроме кроссоверов и прочей братии, объединенной в класс SUV. Для них Nokian Tyres предлагает свою третью новинку.
Все сказанное о Nokian Hakkapeliitta R2 справедливо и для Nokian Hakkapeliitta R2 SUV. С учетом условий эксплуатации, типа привода, мощности двигателей и веса машин в легковую конструкцию внесли столько изменений, что получилась новая шина, внешне мало чем напоминающая свою «сестру».
Не забыты во всех трех новинках фирменные «штучки» Nokian Tyres — индикаторы износа протектора и информационные участки на боковинах. Распространяется на них и довольно-таки щедрая расширенная Хакка-гарантия, действующая в странах Скандинавии, в Финляндии, России, Белоруссии, Казахстане и на Украине.
В ходе пресс-презентации на полигоне Nokian Tyres в заполярном Ивало прошли тесты новинок шин на специальных трассах и в реальных дорожных условиях. Подтверждаю: удар двуручного меча оказался очень сильным. Чем-то ответят конкуренты?