Top.Mail.Ru
Nokian Hakka Black. Черный пояс

Nokian Hakka Black. Черный пояс

11.01.2015
Компания Nokian Tyres продолжает «цветовую гамму» своей продукции. После моделей Green и Blue на рынок выходит Nokian Hakka Black

Станислав Шустицкий

Если честно, то хотелось написать не на «рынок», а на «тропу войны», ибо модель Black — это шина с индексами скорости W (до 270 км/ч) и Y (до 300 км/ч), и, казалось бы, ее назначение — исключительно трассы автодромов, а потребители — владельцы крутых спорткаров. На самом деле речь идет об обычной дорожной шине, обладающей, правда, не совсем обычными характеристиками.

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Презентация шин Nokian Hakka Black. Фото: Станислав Шустицкий

Вместо предисловия
Мы — нация максималистов. Люди моего возраста хорошо помнят лозунг: «Советское значит отличное». И уж точно нужно было быть «впереди планеты всей». И были грандиозные проекты вроде изменения направления течения сибирских рек. Не менее амбициозными были и планы спортивные: если уж мы решали построить трассу для автогонок, то ездить по ней должны были автомобили не меньше, чем болиды Формулы-1. Построили нескоро, и не для той самой Формулы… А вот энтузиаст на шведском острове Готланд взял да и построил реальную гоночную трассу. Почти настоящую, с длиной круга в 3,2 километра и с перспективой увеличения до 7 км. Почему «почти настоящую»? Да потому, что у того самого энтузиаста не было желания ту самую трассу лицензировать и проводить на ней официальные соревнования. А вот для учебного процесса под руководством инструктора, трек-дней или встреч гонщиков-любителей эта трасса с перепадом высот и поворотами различной крутизны подходит как нельзя лучше. Или, скажем, для тестов высокоскоростных шин. Именно здесь, на «Готланд-ринге», в антураже суровой северной природы, и прошла презентация Hakka Black.

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Презентация шин Nokian Hakka Black. Фото: Станислав Шустицкий

С учетом региональных особенностей

Как уже было сказано выше, Hakka Black — обычная коммерческая шина с высоким индексом скорости. Но… разработанная с учетом сложных погодных условий, характерных для северных стран. К перечню тех самых условий относятся и серьезные перепады температур, при которых шина, особенно высокоскоростная, должна сохранять стабильность. Если говорить о Hakka Black, то в первую очередь это касается компромиссной резиновой смеси Nordic Intelligent UHP Silica. Особенность компромисса заключается в том, что усиление молекулярных связей не пошло в ущерб эластичности компаунда: в верхней части протектора использованы два слоя, изготовленные из низкомолекулярной смеси с использованием нанотехнологий и содержащей силику (причем состав силики в первом и втором слоях разный). Такая конструкция предполагает более быструю, чем у других компаундов, реакцию на движение рулем, что позволяет управлять машиной с большей точностью. Третий, нижний слой смеси представляет собой более жесткий тип резины, препятствующий перегреву шины во время движения. В целом подобная многослойная конструкция способствует не только сохранению характеристик шины в большом диапазоне температур (особенно в самом опасном интервале от 0°С до +10°С), но и улучшает и комфорт при движении, и показатели по сопротивлению качению. Особое внимание, опять же с учетом погодных условий, специалисты Nokian Tyres уделяют сопротивлению шины эффекту аквапланирования. В данном случае использована технология, уже хорошо зарекомендовавшая себя на предыдущих моделях Hakka, — продольные полированные канавки. «Это уникальная технология, и в массовом производстве ее не использует никто из наших конкурентов, — рассказывает технический специалист Nokian Tyres Матти Мори. — Эффект получаем двойной: во-первых, чисто эстетический, во-вторых, полированные канавки активнее отводят воду от пятна контакта». Правда, для того чтобы обеспечить надлежащее качество «полировки», приходится потрудиться — ручная (!) чистка и полировка пресс-форм занимает до четырех часов. Еще одна деталь в борьбе с аквапланированием — открытые эллипсы на поперечных отводящих канавках внутренней части протектора, своеобразные емкости для влаги, удаляемой с пятна контакта шины с дорогой.

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Технический специалист Nokian Tyres Матти Мори знает о шинах абсолютно все... Фото: Станислав Шустицкий

Стальной характер

«Если мы говорим о высокоскоростной шине, то одним из самых важных условий является ее конструкция, — продолжает рассказ Матти Мори. — Первые два слоя в конструкции Hakka Black представляют собой стальной корд и нейлоновый бандаж. Новинкой является использование накладок по бокам стального брекера, делающих его соединение с каркасом шины более прочным». Подобное решение не случайно — высокие скорости, которые присущи данной шине, находятся в прямой зависимости с ее износостойкостью. А чем меньше трение внутри элементов конструкции, тем ниже температура шины на высоких скоростях. Еще одна особенность конструкции Hakka Black — использование для изготовления стального брекера трехжильной проволоки. Таким образом, в конструкции одной шины использовано порядка 2500 метров стальной проволоки! Еще один слой — это бесшовный нейлоновый бандаж с шириной полосы в 7 мм с различной плотностью: в боковой части намотка плотнее, а в середине — более редкая. «Почему мы использовали бесшовную конструкцию бандажа? Правильность этого решения доказывают испытания, — поясняет Матти Мори. — При прокручивании на барабане конструкции со швами мы каждый раз наблюдали бы момент срыва, негативно влияющего на показатели сопротивления качению. Бесшовная конструкция не предполагает подобного соприкосновения слоев, отсюда и соответствующие показатели. И это особенно важно для высокоскоростной шины».

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Hakka Black — коммерческая шина с высоким индексом скорости, но разработанная с учетом сложных погодных условий. Фото: Nokian

Всем сестрам по серьгам

Закончив рассказ об «анатомии» (включающий не все использованные инновации), стоит отметить, что Nokian Hakka Black стала не просто достойной преемницей своей предшественницы Nokian Hakka Z. Результаты как лабораторных, так и полигонных испытаний показали улучшение результатов новинки по всем показателям. Особенно разработчики Hakka Black гордятся показателями управляемости не только на мокром асфальте (тут удивляться нечему — это конек летних шин, разработанных в городе Нокиа), но и на сухом асфальтовом покрытии. И здесь действительно есть чем гордиться — презентация, проходившая на треке острова Готланд, доказала, что Hakka Black действительно достойна «черного пояса».

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Поперечные отводящие канавки с полостями в виде эллипсов. Фото: Nokian

Сегодня линейка шин Hakka выглядит достаточно стройно: модель Green — это экономичная и комфортная шина, предназначенная преимущественно для автомобилей малого литража, Blue — шина для спортивных машин, отличающаяся особенно хорошими показателями на мокром асфальте… И вот теперь Hakka Black, созданная для действительно высоких скоростей.

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Каркас шины надежно соединен со стальным брекером, элементы которого на разрыв выдерживают 2400 кг. Фото: Nokian

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Продольные полированные канавки, способствующие быстрому отводу воды с пятна контакта. Фото: Nokian

Nokian Hakka Black. Черный пояс

На информационном поле указан даже момент затяжки болтов колеса. Фото: Nokia

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Жесткие центральные ребра. Фото: Nokian

Nokian Hakka Black. Черный пояс

Снимок пятна контакта шины с мокрой дорогой, сделанный высокоскоростной камерой. Фото: Nokian

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное