Top.Mail.Ru
Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

фото: автора и Continental / 13.04.2016
Презентации своих новинок шинники проводят по-разному, но компания Continental здесь точно выделяется: мало кто из конкурентов предоставляет столь наглядные шинные опыты и интереснейшие тестовые испытания с высокоточной телеметрией. Все это нас ждало на премьере новых шин SportContact 6, которая прошла на гоночной трассе Bilster Berg, известной под именем «Маленький Нюрбургринг»

Иван Соколов

Трасса Bilster Berg Drive Resort, открытая в 2012 году, расположена в знаменитом Тевтобургском лесу, где в сентябре 9 года состоялось сражение между германцами и римской армией. Примечательно, что Бильстер-Берг — единственный трек в Германии, построенный на частные средства: в 2007 году инициатор проекта с лаконичным именем Маркус Граф фон Эйнхаузен-Зиршторпф, желая превратить территорию старого военного склада в гоночную трассу, пригласил в Бильстер-Берг группу из 50 предпринимателей, дабы убедить их в перспективности своей идеи. В итоге количество спонсоров возросло до 170, а общий объем финансирования превысил 34 млн евро. Прозвище «маленький Нюрбургринг» трасса получила не случайно: трек, построенный по проекту знаменитого формульного архитектора Германа Тильке в сотрудничестве с двукратным чемпионом мира по ралли Вальтером Рерлем, действительно напоминает «Северную петлю». Особенность 4,2-километровой трассы — в ее рельефе и удивительно живописной окрестности национального парка: трек был филигранно вписан в местный ландшафт и по большей части повторяет топографию местности. В результате мы имеем 72-метровый перепад высот, профилированные повороты разной крутизны, градиент на спусках до 26 % и подъемах до 21 %. Есть и парочка слепых мест, быстро пройти которые без предварительной подготовки практически невозможно.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Но перед тем как приступить к тесту новинки, организаторы устроили фактически полноценный научный семинар на тему разработки новых спортивных шин SportContact 6. Обычно на подобных презентациях по вполне понятным причинам инженеры не углубляются в тонкости разработки, но специалистам Continental будто бы нечего скрывать: мол, можете повторить подобное сами, если сумеете и хоть что-то поймете… Если сильно упростить месседж разработчиков, то главной проблемой при создании новых шин было найти тот драгоценный баланс между используемыми компонентами, рисунком протектора и силовой структурой шины. Только взгляните на стенд с 43 пробирками с различными шинными ингредиентами... Ведь если использовать условно «мягкий» тип смеси, то протектор будет хорошо работать на микроуровне, как бы заполняя собой микронеровности асфальта. Но страдают в этом случае не только сопротивление качению и ресурс шины (что для спортивной покрышки не всегда важно), а главным образом точность рулевого управления. Жесткий протектор избавляет от этой напасти, но ухудшает дождевые свойства шины… Вот и получается, что, с одной стороны, резиновая смесь должна быть мягкой и податливой, а сама шина в целом — жесткой и упругой.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Зернистый асфальт может сократить площадь пятна контакта чуть ли не в 2 раза. Это хорошо видно на опыте с отпечатками колеса

Для таких целей и был разработан новый состав, который стали применять еще на предыдущей модели (Sportcontact 5P), а в новой еще больше усовершенствовали. Смесь под названием Black Chili гарантирует зацепление шины с неровностями дороги, при этом временные атомные связи между резиновой смесью и поверхностью дороги усиливают сцепление, работая на наноуровне как крошечные вакуумные присоски. И работать эта штука должна в любых ситуациях — при торможении, прохождении поворотов и ускорении как на сухом, так и на мокром дорожном покрытии. Оценить новый состав удалось сначала в показательных лабораторных опытах.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Протектор должен как «облегать» все микрошероховатости, так и «держать удар» от более крупных неровностей

Первый тест представляет собой простейший опыт по изучении силы трения, изобретенный Леонардо да Винчи. При наличии добросовестного учителя физики вы должны были проходить его еще в школе: к предмету, силу трения которого необходимо вычислить, привязывается веревка, а к ней через ролик подвешивается груз фиксированной массы. На сам предмет в это время накладываются поочередно одинаковые грузики: чем меньше грузиков нужно, чтобы предмет сдвинулся с места, тем сильнее сила трения. В нашем случае — то же устройство, только результаты измерений выводятся на компьютер, а в качестве образца используются прямоугольные куски резины, которая применена как в опытных, так и в серийных шинных образцах. На улице расположен похожий по замыслу прибор, разве что более компактный. Главное его достоинство заключается в возможности испытаний свойств резины на необходимом типе асфальта, который при этом можно предварительно смочить водой. К слову, о типе асфальта почти не упоминают на подобных тестах, а ведь его качество и структура кардинальным образом могут менять результаты тестов тех или иных шин. Для этого у континенталевцев есть показательный эксперимент: на два типа разных фрагментов асфальта кладется специальная бумажная «копирка», на которую с усилием давят колесом. Так вот, на разном типе покрытия общая площадь соприкосновения шины с дорогой может отличаться гораздо сильнее, чем мы можем себе представить, именно поэтому адгезионные свойства резиновой смеси так важны. При разработке шин было уделено внимание и их прочности. За это отвечает специально разработанный для SportContact 6 инновационный материал Aralon 350 — синтетическое волокно, в котором две нити усиленного арамида переплетены с одной нитью эластичного нейлона. Такое волокно размещается под протектором в бесшовном слое брекера. Эта сложная структура играет роль дополнительного стального брекера, стабилизируя контур шины и обеспечивая безопасность даже при скоростях 350 км/ч, на которые, кстати, и рассчитан SportContact 6.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Смесь Black Chili решает дилемму и создает при этом в месте контакта временные атомные связи, работающие как крошечные вакуумные присоски

Завершает совершенство сцепных свойств колеса правильный протектор. С виду он может показаться довольно бесхитростным, но, поверьте, к этому рисунку инженеры пришли после продолжительных и трудоемких испытаний. Чтобы обеспечить точную управляемость и быструю реакцию на повороты рулевого колеса, в SportContact 6 реализована новая технология направления усилий для оптимальной передачи сил. Так, три или четыре (в зависимости от типоразмера шины) ребра, расположенных по центру, и внутренняя плечевая зона шины обеспечивают максимальную передачу поперечных усилий, значительно улучшая точность рулевого управления. Ребра более нагруженной внешней части шины при прохождении поворотов подвержены воздействию более высоких нагрузок, поэтому выполнены асимметричными: крупные блоки внешней части соединены со связанными между собой элементами во втором ряду, что позволяет им поддерживать друг друга при быстром прохождении поворотов.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

Опробованные в мини-опытах образцы резиновой смеси нам дали испытать в реальных условиях: в первых двух тестах в качестве агрегатоносителей использовался целый отряд Porsche Cayman GTS (я насчитал 17 штук), а в третьем — две горячих троицы, состоявшие из VW Golf R, Audi RS3 и Mercedes-Benz A45 AMG. Набор что надо! Приятно поразило программное обеспечение заездов: почти все различия в поведении шин можно было не только почувствовать, но и увидеть на информативных графиках и таблицах после теста.

Летние шины Continental SportContact 6: испытания на гоночной трассе

В первом испытании на «Каймане», обвешанном измерительным оборудованием, предстояло выполнить простое упражнение на равномерно смачиваемом асфальте: разогнаться до 80 км/ч, после чего резко затормозить (ABS при этом не отключена). Так, Porsche, обутый в условно «мягкие» шины Evo 2 (первый промежуточный концептуальный вариант со старым протектором, предшествующий серийным SC 6), оттормаживался в среднем за 28 метров, Evo 1 (шина также со старым рисунком протектора с более жестким составом резины) набирали уже 30,8 м, а «компромиссный» SportContact 6 набрал те же 28 метров, что и первые шины.

Тест на управляемость должен был показать, как может отличаться точность рулевого управления в зависимости от шин. Для этого нужно было разогнаться до 110 км/ч, после чего начинать «вилять» влево-вправо, вращая руль на малые углы и возвращая его после каждого маневра в нулевую зону. Для облегчения испытания за рулем была расположена специальная градуированная шкала со светодиодным индикатором. Выполнил маневр правильно — загорелась зеленая лампочка, нет — красная. На прошлом круге на «Каймане», обутом в Evo 1, тот же маневр я вроде бы спокойно проходил с малым углом поворота руля, в отличие от Evo 2, который вынуждал активнее крутить баранку. Пересаживаюсь на серийные SportContact 6, и снова все встает на свои места: отличий по сравнению с первым заездом на Evo 1 почти никаких. И снова собственные ощущения подтвердили результаты измерений, выведенные на соответствующие графики. После подобного теста конечные цифры улучшения характеристик шины по сравнению с предшественницей кажутся куда более достоверными: точность рулевого управления была увеличена на 14 %, управляемость на сухом дорожном покрытии — на 11 %, а уровень сцепления при движении по гоночной трассе — на 4 %. Помимо этого, инженерам каким-то образом удалось добиться увеличения срока службы и уровня комфорта, которые возросли на 7 %... Чудеса, да и только!

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное