Top.Mail.Ru
Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

фото: из архива команды «КАМАЗ-мастер / 06.02.2021
«Две недели сложнейшего соперничества на маршрутах Саудовской Аравии завершились победой российской команды! На пьедестале почета три экипажа команды «КАМАЗ-мастер». Но этой победы не было бы без слаженной работы всего коллектива. И мы благодарны нашим партнерам за сотрудничество в наше непростое время». Эти слова принадлежат руководителю команды «КАМАЗ-мастер» Владимиру Чагину, а произнесены они были в Джидде, на финише ралли-рейда «Дакар-2021». Очередной яркий успех команды из Набережных Челнов. Но дался он непросто.

Станислав Шустицкий

Не только планы команды «КАМАЗ-мастер», но и вся спортивная жизнь в любой точке планеты шла под диктовку зловредного вируса. Собственно говоря, и сам факт проведения очередного «Дакара» какое-то время был под вопросом. Тем не менее, судьба 43‑го издания легендарного марафона была решена положительно, но при условии неукоснительного соблюдения жестких санитарных мер. Долгие переговоры со Всемирной организацией здравоохранения, изолированные бивуаки, чартерные авиарейсы для участников гонки… Сложным оказался и период подготовки команды: режим самоизоляции серьезно повлиял на работу по обновлению техники и на возможности тренировок экипажей в интервале между «Дакаром-2020» и марафоном этого года. Правда, что касается последнего, то практически все участники «Дакара-2021» были в равных условиях.

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»
Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Понятно, что эпидемиологическая ситуация не могла не отразиться на экономической составляющей — по словам Владимира Чагина, «команде пришлось потуже затянуть пояса», но такой режим максимальной экономии позволил выставить на гонку четыре грузовика КАМАЗ-43509. Состав экипажей выглядел так: Андрей Каргинов — Андрей Макеев — Игорь Леонов, Антон Шибалов — Дмитрий Никитин — Иван Татаринов, Дмитрий Сотников — Руслан Ахмадеев — Ильгиз Ахметзянов, Айрат Мардеев — Дмитрий Свистунов — Ахмет Гуляутдинов. В «боевом» составе отсутствовал Эдуард Николаев, но на этом «Дакаре» двукратному победителю марафона предназначалась роль помощника Владимира Чагина. Ранее в паре с руководителем команды работал Сергей Савостин, который на сей раз пропускал гонку по состоянию здоровья. Наверняка сам Эдуард с куда большим удовольствием занял бы место за рулем грузовика, но анализ результатов и разработка стратегии команды тоже вещь архиважная.

Соперники

В том, что «КАМАЗ-мастер» считается лидером грузового зачета, еще до старта любого ралли-рейда мало кто сомневается. Вот только усилия, затраченные на победные финиши, далеко не все оценивают. Как, впрочем, и силу соперников нашей команды. В стартовой ведомости «Дакара-2021» значилось 44 грузовика с экипажами из 30 стран, представляющими помимо КАМАЗа марки Iveco, Tatra, МАЗ, Praga, Renault и MAN. И даже в отсутствие сильнейшей команды Жерара де Роя желающих посоревноваться с нашими парнями за право обладания «Золотыми бедуинами» было предостаточно. В боевом составе вышла на старт белорусская «МАЗ-СПОРТавто»: на счету Сергея Вязовича уже есть два дакаровских подиума, да и пилот второго экипажа Алексей Вишневский своих амбиций не скрывал. Был нацелен на успех выступающий на Praga Алеш Лопрайс, племянник знаменитого Карела Лопрайса, шестикратного победителя «Дакара». Да и у самого Алеша уже есть подиум в этой гонке. Еще один представитель известной в ралли-рейдах фамилии — Мартин Мацик, выступающий на Iveco команды Big Shock Racing. Были и просто интересные экипажи, как в плане техники, так и с точки зрения персоналий. Так трехкратный победитель «Дакара» в зачете квадроциклов чилиец Игнасио Касале стартовал за рулем грузовика чешской команды Tatra Buggyra Racing, а вот Герт Хузинк вывел на старт гибридный Renault Trucks C460 Hybrid Edition. И это лишь несколько примеров. Так что, 30‑й для «КАМАЗ-мастера» «Дакар» легким быть не обещал.

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Интрига уже на старте

8000 километров, 4800 из которых представляют собой дистанцию скоростных участков — таким было задание, которое предстояло выполнить участникам «Дакара-2021». Успех в этой гонке обеспечивали не только мастерство и упорство самих гонщиков — повлиять на результат с большой долей вероятности мог и его величество случай. Так оно и вышло. Дмитрий Сотников, Алеш Лопрайс, Антон Шибалов, Сергей Вязович — в таком порядке лидеры грузового зачета финишировали на первом спецучастке ралли-рейда. Экипаж Айрата Мардеева имел на этапе проблемы с навигацией и финишировал с отставанием в 25 минут от лидера.

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

А вот прошлогодний победитель «Дакара» Андрей Каргинов уступил Дмитрию Сотникову полтора часа. Даже по меркам марафонских ралли-рейдов отставание большое. На бивуаке Андрей рассказал, что отлетевший камень повредил вентилятор водяного радиатора, и устранять неисправность пришлось в полевых условиях. Но и на этом неприятности для чемпионского экипажа не закончились — на втором спецучастке, когда Андрей находился в минуте от лидера, вышла из строя система подкачки шин заднего моста. Неисправность, которая на нынешнем поколении автомобилей КАМАЗ давно не случалась. Но и на этом злоключения экипажа Каргинова не закончились: одно за другим взорвались два задних колеса. Без запасных колес ехать до финиша пришлось осторожно. При этом плотность результатов была достаточно высокой — после двух этапов «Дакара» шесть экипажей на автомобилях четырех разных марок находились в пределах получаса. Вместе с тем караван грузового зачета поредел и из 44 стартовавших экипажей в строю осталось 38 машин. Что касается претендентов на подиум, то из борьбы выбыл Сергей Вязович, занимавший после трех этапов второе место. Восьмичасовой ремонт на спецучастке не оставил белорусскому экипажу шансов на успешное выступление.

Сражение за пьедестал

Этот «Дакар» точно был не гонкой Андрея Каргинова. Поплутав по лабиринтам дорог и дорожек, в начале шестого этапа экипаж вырвался на оперативный простор и показал лучший результат на спецучастке. Но и здесь незадача — за невзятие контрольной точки парни получили 20‑минутную пенализацию. Но «КАМАЗ-мастер», в первую очередь, силен командным духом, и теперь экипажу Каргинова предстояло продолжать гонку выполняя функции быстрой технички.

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Лучшие результаты на спецучастках продолжал штамповать экипаж Дмитрия Сотникова, на втором месте в генеральной классификации после седьмого этапа находился экипаж Антона Шибалова, который уступал лидеру 45 минут. А вот дальше, преодолев экватор гонки и проигрывая лидеру больше часа, в 45‑минутном интервале, расположились Айрат Мардеев, Алеш Лопрайс, Мартин Мацик и Алексей Вишневский. Схватка за подиум обещала быть жаркой.

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Шибалов, Каргинов, Сотников, Вишневский — вот квартет лидеров на восьмом спецучастке. Мардеев уступает Вишневскому меньше трех минут, а на девятом спецучастке финиширует со вторым временем. Между тем, лучший результат здесь показывает Мартин Мацик. Прогнозы штука неблагодарная, тем более на таком мероприятии, как «Дакар». Тем не менее, всем, кто болел за наших, очень хотелось верить в то, что позиции Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова незыблемы и финиш на подиуме они себе обеспечили. Но как здорово было бы увидеть на финише гонки триумвират «Синей армады»! Соперники с подобными надеждами были явно не согласны, и Мартин вновь показывает лучший результат на следующем этапе. Правда, Айрат уступает быстрому чеху лишь три минуты, которые компенсирует уже на следующем спецучастке. А Мартин все равно молодец! Его экипаж побеждает на заключительном спецучастке, что позволяет ему в генеральной классификации на 15 минут опередить Алеша Лопрайса и закончить этот непростой и во многом необычный «Дакар» на четвертой позиции. А правил гонкой триумвират из Набережных Челнов: на первом месте марафон закончили Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов, на втором — Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов, и на третьем — Айрат Мардеев, Дмитрий Свистунов и Ахмет Гуляутдинов. Подобного успеха команда «КАМАЗ-мастер» в последний раз добивалась в 2015 году. Андрей Каргинов, Андрей Макеев и Игорь Леонов, выполняя задачи по технической поддержке лидирующих экипажей, закончили марафон на седьмом месте. Нынешний «Дакар» был ознаменован 18‑й победой команды «КАМАЗ-мастер» в этом сложнейшем ралли-рейде. 

Шины как путь к успеху

На «Дакаре», проходящем на трассах Саудовской Аравии, роль шин сложно переоценить. Вот что об этом говорит Эдуард Николаев: «Шины в ралли-рейде, особенно в марафонском, действительно являются очень важной составляющей. И это своеобразная лотерея. По регламенту в грузовом зачете мы должны использовать коммерческий продукт — это значит, что на наших спортивных грузовиках установлены обычные гражданские шины. Проблема в том, что шины должны быть не только стойкими к порезам и повреждениям, но и выдерживать нестандартные условия эксплуатации. В ходе гонки, исходя из дорожных условий, пилоту и механику приходится постоянно корректировать давление в шинах. Но процесс подкачки шин не взрывной, для него требуется время, поэтому зачастую нам приходится двигаться на высокой скорости с шинами с низким давлением. А это может привести к их перегреву и разрушению структуры покрышки. Еще в 2018 году в условиях «Дакара» я испытал шины Goodyear, после чего их на вооружение приняла вся команда. Партнерство с Goodyear нам выгодно и с коммерческой точки зрения. Одно колесо обходится около 1000 евро, а на весь «Дакар» мы берем около 180 колес. Посчитать несложно…».

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Работали как часы

На финише ралли-рейда руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин отметил: «Этой победы не было бы без слаженной работы всего коллектива «КАМАЗ-мастер». А еще мы очень благодарны нашим партнерам, которые поддержали нас в это непростое время!». При этом команда очень придирчиво относится к выбору технических партнеров — от надежной работы агрегатов и комплектующих напрямую зависит успех в гонке. И неслучайно уже более трех лет команда из Набережных Челнов применяет аккумуляторные батареи, производимые компанией Varta. К аккумуляторам, которые используются на грузовиках для ралли-рейдов, требования особые. Помимо высоких эксплуатационных характеристик они должны обладать прочностью и стойкостью к вибрационным нагрузкам. Вот что говорит начальник отдела электрики и электроники НП «КАМАЗ-Автоспорт» Евгений Дежкин: «Марка Varta является нашим партнером с 2018 года, и ее продукция прошла полноценную проверку и «Дакаром», и ралли-рейдом «Шелковый путь». Очень важно, чтобы в случае разгерметизации из аккумулятора не вытек электролит, который может повредить детали автомобиля. Именно поэтому мы используем аккумуляторы Varta с технологией AGM, которые не содержат жидкой фракции электролита. При этом хочу заметить, что на гоночных грузовиках мы используем серийные аккумуляторы. И этот продукт имеет очень большой запас прочности».

Непобедимые: как «КАМАЗ-мастер» в 18-й раз выиграл «Дакар»

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Лорелея:

    «В «боевом» составе отсутствовал Эдуард Николаев, но на этом «Дакаре» двукратному победителю марафона предназначалась роль помощника Владимира Чагина.»
    Автор напутал: Николаев четырёхкратный в роли пилота и пятый раз он победил в роли механика в экипаже Чагина.

  2. Pavel:

    Эдуард Николаев не двукратный победитель ралли Дакар, а пятикратный!

Статьи по теме
Популярное