string(5) "22969"

«Супер-1600». Весна «экономкласса»

текст: Мартин Холмс / 02.04.2001
В регламенте чемпионата мира по ралли — важные изменения. Впервые FIA рассматривает снижение затрат как фактор, стимулирующий появление нового класса

В регламенте чемпионата мира по ралли — важные изменения. Впервые FIA рассматривает снижение затрат как фактор, стимулирующий появление нового класса.

«Супер-1600». Fiat Punto

© Фото: 5 колесо

Уже в Каталонии место, освободившееся после ухода «Формулы 2» из «официального» чемпионата мира, займет новый класс — «Супер-1600». Это должно стимулировать развитие юниорского направления в мировом первенстве.

Число участников чемпионата постепенно ограничивается, и смысл проекта состоит в том, что «регулярные» гонщики (WRC и «Супер-1600») будут иметь гарантированное число вакансий. Правда, при осуществлении задумки без «жертв» не обойтись: под угрозу поставлено существование Кубка команд и группы N.

С другой стороны, в «мастер-плане», который является плодом «коллективного творчества» FIA и ISC, есть нерешенные вопросы. Например, каким должен быть возрастной ценз гонщиков, и следует ли учитывать опыт их предыдущих выступлений? Ведь в составе 24-х экипажей, стартующих на ралли в Каталонии, есть и совсем молодые пилоты, и экс-профессионалы, и даже «царствующие» чемпионы, к примеру, прошлогодний чемпион мира в группе N Манфред Штоль.

Одним из основных принципов серии является то, что в ней не участвуют автопроизводители. Тем не менее именно заводами-изготовителями должны омологироваться отдельные узлы новых автомобилей. Кроме того, предполагается специальное сервисное обслуживание, благодаря которому участники смогут приобрести необходимые запчасти непосредственно на месте соревнований, что позволит гонщикам избежать создания «стратегических» запасов и сэкономить деньги.

Заговорив о бюджетах команд, мы подошли к «генеральной линии» проекта «Супер-1600». Теоретически, подготовленная к гонке машина не должна стоить дороже 100 тысяч долларов. Кроме того, «поставщикам» надо будет составить список основных запчастей с указанием стоимости каждой из них. Суммарная цена деталей не может превышать 115 процентов стоимости автомобиля.

Многие команды считают, что на данном этапе чемпионату следует больше руководствоваться духом, нежели буквой правил. И действительно: где гарантия, что указанные цены на запчасти — подлинные, а не проспонсированные, что может привести к подтасовке цен и искусственному повышению базовой спецификации автомобилей.

Вызывает опасение и то, что отдельные детали и узлы могут быть слишком «специальными». Например, предназначенными для использования только на асфальте или на грунте. В этом случае экипажам потребуются двойные комплекты оборудования.

Более простым является вопрос контроля минимального веса, который, по обычной системе FIA, составляет для машины без экипажа 950 кг, а с экипажем — 1100.

Особенности серии не могли не повлиять на спецификацию автомобилей. Базовые версии должны иметь привод на одну ось, двигатель объемом 1,6 л с обычной системой впуска и выпуска, степень сжатия — до 13:1. Концепция снижения стоимости препятствует использованию экзотических материалов и дорогих конструктивных решений.

Требование ограничения мощности для всех автомобилей привело к использованию рестрикторов во впускных системах двигателей. Запрещены электронное управление трансмиссией, дифференциалы с вискомуфтой, углепластиковое сцепление, легкосплавные маховики и т.п.

Установлен минимальный вес для движущихся деталей мотора. Корпус коробки передач должен быть изготовлен из алюминиевого сплава и весить минимум 35 кг. При этом допускается лишь один тип КП с шестью передачами «вперед». Ограничен перечень применяемых амортизаторов и омологированных тормозных систем. Автомобили должны быть оснащены колесными дисками размером 6х15 дюймов для грунта и 7х17 для асфальта.

Автомобили также должны иметь промышленные аналоги с длиной кузова 3600-4000 мм и шириной до 1805 мм (в сравнении с 1770 мм для WRC), попадающие под техтребования группы А. Уровень подготовки — вплоть до категории Kit Car.

Новый класс задуман для привлечения в чемпионат автомобилей тех моделей, которые не имеют WRC-версий. Правда, уже есть прецедент — Peugeot 206, выступающий в категории World Rally Car. Ограничения по мощности также будут эффективными лишь до определенной степени. Сравнение прототипов «Супер-1600» и киткаров показало в среднем снижение мощности с 215 до 200 л.с.

Интересно проследить, как внедрение серии «Супер-1600» скажется на подготовке молодых гонщиков и на эволюции раллийного чемпионата мира. Не менее интересна реакция автопроизводителей.

Например, Volkswagen по инициативе своих британских импортеров запускает в работу проект Polo 1600 см3. Ожидается, что его спортивная версия будет омологирована к концу года. Показала свой концепт-кар Suzuki, но о дальнейших планах фирмы известно мало. Есть концепт и у GM, но существует подозрение, что фирма будет дожидаться реакции потенциальных заказчиков, прежде чем примет решение о начале производства модели. А вот Proton, похоже, идеально вписывается в проект. Его гонщик Мате Андерссон в прошлом году стал победителем британского чемпионата именно в категории 1600 см3.

К старту сезона 2001 года были омологированы четыре модели: Citroen Saxo, Fiat Punto, Ford Puma и Peugeot 206. На 1 апреля готовится омологация первого не европейского участника серии «Супер-1600» — Proton Satria.

Мировой раллийный чемпионат — не единственная арена для автомобилей класса «Супер-1600». В Великобритании пройдет восьмиэтапная серия Formula Rally (не путать с испанскими стадионными гонками!), где будут внесены важные изменения в правила FIA для категории «Супер-1600». «Британские» автомобили не обязаны соответствовать правилу ограничения длины, благодаря чему здесь смогут принять участие автомобили Honda. К гонке допускаются и неомологированные модели, в том случае, если будет обосновано и подтверждено намерение об их последующей омологации. Более свободны требования по безопасности. Поставки шин не ограничиваются одной фирмой-производителем, как в международном «Супер-1600».

Вернемся к чемпионату мира. Система начисления очков такая же, как в других категориях: 10, 6, 4, 3, 2, 1. Чтобы гарантировать вакансии для участников «Супер-1600», вводится понятие «третьего приоритета», стартующего за гонщиками «второго приоритета». В сервис-парках будут резервироваться площади для этой категории участников. Как элемент, поддерживающий концепцию снижения финансовых затрат, введено правило, по которому на каждый спортивный автомобиль разрешаются лишь одна машина технической помощи и три механика.

В заключение — мнение о новой категории президента FIA Макса Мосли: «Думаю, в ближайшие 4-5 лет мы увидим в этом направлении ралли настоящую революцию».

«Супер-1600». Peugeot 206

© Фото: 5 колесо

Fiat Punto

Fiat Punto Super 1600 конструктивно происходит от Punto Kit Car. Ветеран спортивной деятельности концерна, инженер Серджио Лимоне, утверждает, что особых проблем в переоснащении автомобиля нет: «Чтобы соответствовать новым правилам, нам нужно изменить некоторые детали, например, впускной коллектор. При этом у нас был выбор: ограничиться правилами 2001 года или пойти дальше, с учетом требований 2002 года. Мы выбрали второе. Трансмиссия Punto Kit Car на 100% соответствует требованиям «Супер-1600», а вот тормоза пришлось заменить. Также мы заменили радиатор, головные фары и те элементы, которые у кит-кара выполнены из углепластика, в «Супер-1600» запрещенного».

Гарантией успешного решения конструкторских задач служит и то, что у Fiat большой опыт подготовки автомобилей такого класса. Началось все в 1970 г., с модели Autobianchi A112. Затем появились Uno, 500 и 600.

Punto Kit Car в прошлом году оказался тяжелее конкурентов. Серджио Лимоне это не смущает: «Проблему веса можно было решить, но мы предпочли максимально прочный кузов. Молодым гонщикам, из соображений безопасности, лучше иметь прочный автомобиль».

Инженеров весьма волнует вопрос, будет ли FIA контролировать, какой тип машин использует та или иная команда на грунтовых и асфальтовых трассах. Если это будут две различных версии (легкая для асфальта и тяжелая для грунта), то о какой экономии может идти речь?

Шины для «Супер-1600»

Эксклюзивным поставщиком шин для нового класса стала фирма Michelin, заключившая с FIA договор на сезон 2001 года. О проблемах и перспективах проекта рассказывает менеджер программы по шинам для ралли Эме Шатар: «По правилам, для каждого этапа, проходящего на грунтовых трассах, можно использовать лишь один тип шин. Для асфальта допускаются два типа — для мокрых и сухих трасс. Вопрос в том, какое общее количество шин может быть использовано каждой командой. Например, в Каталонии это будут 24 шины для сухих условий и 16 для дождя. Все они должны быть одного размера (с учетом специфики покрытия) и иметь регистрационный номер, что облегчит контроль со стороны FIА». С учетом технических требований Michelin разрабатывает новые типы шин размером 17/63х17 для асфальта и 16/65х15 для грунта. Идет работа над специальными шинами для первого гравийного этапа в Греции. Нет смысла изобретать дизайн протектора для асфальта. Мы используем N-образный рисунок, который применяется на шинах автомобилей WRC. Но компаунд больше подходит для машин с приводом на одну ось. А вот для грунта, возможно, придется изменять и рисунок протектора, и компаунд, исходя из специфики того или иного ралли. Например, шины для Греции будут отличаться от шин для финского ралли. Поэтому шины, которые не были использованы в конкретном ралли, не могут оставаться в команде. Они должны быть возвращены в Michelin или могут быть использованы только в национальных соревнованиях. Наша политика в области продажи гоночных шин остается неизменной. Это делается скорее для исследовательских или рекламных целей, чем для собственной выгоды».

«Супер-1600». Citroen Saxo

© Фото: 5 колесо

Peugeot 206

Это, пожалуй, «темная лошадка» в серии. Peugeot 206 не планировался к разработке как Kit Car, а посему вхождение в категорию «Супер-1600» оказалось для фирмы ступенькой вверх, по сравнению с базовой спецификацией. Многие считали, что Peugeot омологирует существующий 106 Maxi Kit Car, подогнанный под требования «Супер-1600», но заказов на эту работу не поступило, и проект не состоялся.

Так же как Citroen, и в отличие от Ford и Fiat, эта модель больше предназначена для продажи гонщикам-индивидуалам, а не «регулярным» командам. Все машины собраны на заводе в Велизи. Начало работ было положено датскими импортерами, а программа разработки гоночного варианта осуществлена независимой компанией Solution F.

«Супер-1600». Proton Satria

© Фото: 5 колесо

Citroen Saxo

Это самый старый автомобиль из использовавшихся в данной категории. Впервые он участвовал в чемпионате мира в 1997 г. на ралли «Тур де Корс». Ford Puma появился лишь в 1998-м, а Fiat Punto — в 2000-м. Saxo снискал популярность во многих странах в рамках соревнований монокласса и в ралли Рromotional challenges. Решение французской автофедерации приблизить правила этих соревнований к требованиям FIA для категории «Супер-1600» предоставило Citroen блестящую возможность для продаж гоночных вариантов Saxo.

«Супер-1600». Ford Puma

© Фото: 5 колесо

Proton Satria

В то время как другие производители стараются втиснуться в рамки $100 тысяч, малайзийская компания Proton обещает, что ее автомобиль будет на 20% дешевле.

Машина разработана британской фирмой Harry Hockly Motorsport. Уникальной чертой Satria является 16-клапанный мотор с одним распредвалом. «Разработка такого двигателя трудностей не представляла, — рассказывает Гарри Хокли. — Сложность заключалась в том, что решение о подготовке версии для «Супер-1600» было принято достаточно поздно — в ноябре прошлого года».

Как и большинство современных моделей категории «Супер-1600», Satria создана на основе омологированного кит-кара, поэтому может участвовать и в других соревнованиях.

«Мы можем использовать почти все имеющееся оборудование кит-кара за исключением системы впуска, — поясняет Хокли. — Доработка состоит в установке ограничителей. Вариантов было два: на дроссельной заслонке или между заслонкой и головкой блока. Мы выбрали второй путь. Следуя правилам, поменяли тормоза, использовали другие амортизаторы и пружины. Пришлось также для производства каркаса использовать трубы с толщиной стенок 2,5 мм вместо 1,6 мм». В этом сезоне Proton впервые использует 6-ступенчатую КП.

Класс «Супер-1600»

© Фото: 5 колесо

Ford Puma

Puma, оснащенный мотором 1400 см3, как и Ford Ka, прекрасно подходил для подготовки молодых гонщиков, а с мотором 1600 см3 превращался в недорогую, но весьма серьезную гоночную машину. Автомобиль постоянно совершенствовался, а появление категории «Супер-1600» вдохнуло в него новую жизнь.

На первом этапе в Каталонии марка будет представлена семью автомобилями. В составе команды Auto-Meca стартуют французы Патрик Магу и Бено Руссело, а также бельгиец Франсуа Дюваль. Португалец Алеандро Галанти представляет итальянскую команду Astra, а Найлл Макши (Великобритания) и Саладан Машлан (Малайзия) выступят за британскую команду RED. Еще один экипаж, возглавляемый норвежцем Мартином Стеншорном, стартует на автомобиле, подготовленном компанией Chris Bilkbeck Rally-sport.

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное