Шины Ф1. Монополия на скорость

Шины Ф1. Монополия на скорость

текст: Владимир Заборщиков / 14.08.2012
Нет гербовой — пишем на простой. Если на объект презентации наложено эмбарго до весны, остается рассказывать о «культурной программе», мероприятию сопутствующей

Маленькие хитрости

Компания Pirelli столбит поле заранее. Пригласила журналистов в Валенсию на презентацию новой сверхскоростной шины, подробно о ней рассказала и даже дала попробовать на гоночном треке. А затем запретила упоминать о новинке до марта будущего года. Хорошо, что в Валенсии две трассы. Кроме стационарной загородной Ricardo Tormo, на которой проводили демонстрацию новинки, есть еще городская, принимавшая в те дни Гран-при Европы. О некоторых связанных с гонкой фактах и поведем разговор. Тем более что без участия Pirelli и там не обошлось.

 
Валенсия

Рассказывать о самой гонке смысла нет: желающие посмотрели телевизионную трансляцию. Наш Виталий Петров не порадовал и не расстроил. Скорее озадачил: очень хорошо, что он набирается опыта, но как этот опыт будет использован в дальнейшем? Рассчитывать на титулы, выступая за «второй эшелон», особо не приходится. До шумахеровских сорока трех лет пока еще далеко, но в двадцать восемь надо бы бороться за место на подиуме, а не под солнцем. Не будем судить строго: первопроходцам всегда тяжело. Важно, чтобы титанические усилия самого Виталия и его окружения не пропали даром, принесли пользу всему отечественному спорту.

«Раньше и девки были ядренее, и сахар слаще», — такая «свежая мысль» пришла в голову на подъезде к гоночной трассе. Семнадцать лет назад, когда я впервые попал на «Формулу-1», поразили увиденные из окна вертолета заставленные машинами свежевыкошенные поля вокруг Сильверстоуна. Парковки растянулись на километры. Еще подумалось, что масштаб гонки определяется суммарной мощностью моторов автомобилей ее зрителей, а не участников. Четыре года назад в Малайзии для того, чтобы пробиться сквозь пешеходно-автобусную толпу, пришлось воспользоваться помощью местной королевской охраны.

В Валенсии столпотворения не было. Единственное исключение — пикет антиглобалистов, протестующих против автогонок, в центре города. Во время «разогревающих» воскресных заездов («всего лишь» GP3 и Porsche Supercup) трибуны оставались почти пустыми. Не заполнилась и парковка для гостей паддок-клуба. А на прибрежном участке трассы, где, подобно Монте-Карло, наблюдать за гонкой положено с моря, удалось насчитать всего восемь яхт.

Шины Ф1. Монополия на скорость
После гонки. Шины еще пригодятся для тренировок
Фото: Владимир Заборщиков

Энтузиасты «Формулы-1» начнут объяснять, что виной пониженного интереса к Гран-при Европы является несколько неудачная конфигурация трассы в Валенсии. Ее сравнивают с городским кольцом Гран-при Монако, что справедливо лишь в плане узости, серьезно затрудняющей обгоны. По сути же эта испанская трасса — не лучшее повторение канадской.

Не разделяю подобного оптимизма. Интерес к автоспорту в богатой событиями и развлечениями Европе падает повсеместно. Страдают от этого и ралли, и королевские гонки. Неудивительно, что все большее количество соревнований проходит в жадной до зрелищ Азии.

В извечном споре, что важнее в автоспорте, мастерство гонщика или совершенство техники, FIA отдает предпочтение человеку-одиночке, пренебрегая результатами коллективного труда. Отсюда и многочисленные новые технические ограничения, и переход на использование «моношин». Конкуренция конструкторов болидов, тем не менее, не прекращается. А вот создатели шин оказываются в довольно двусмысленном положении. С одной стороны, отсутствие соперников и строгости технического регламента не настраивают на боевой дух. С другой — критические высказывания таких автомобильных авторитетов, как чемпионы, инженеры и даже просто участники гонок «Формулы-1», могут серьезно навредить имиджу, снизить продажи серийной продукции. Надо выигрывать у себя самого. С недавних пор эту нелегкую роль эксклюзивного поставщика для «Формулы-1» взяла на себя итальянская компания Pirelli, один из мировых лидеров разработки и производства специальных спортивных и высокоскоростных дорожных шин.

 

Автоспорт и шины

О реальном влиянии спорта на технический прогресс спорят уже больше века. Компьютерное моделирование и тесты на полигонах позволяют сегодня получить результат при куда меньших материальных и временных затратах. Тем не менее вся большая семерка ведущих шинных производителей мира оказывает автоспорту техническую поддержку. Помимо «постоянных игроков» есть и новички, и те, кто когда-то «завязывал» с гонками. Примечательно, что производители отказались от прямых столкновений: каждый занимается своим видом или серией. Проигрыш конкуренту в гонке может привести к необоснованно большим материальным потерям. Все современные шины ведущих марок имеют высокие эксплуатационные показатели, а места на финише достаточно случайны и зависят далеко не только от шин.

Совсем другое дело для продвижения марки на рынке — техническое спонсорство с поставкой шин всем без исключения участникам. При любом раскладе (кроме отмены гонки) ваши шины принесут победу. Более того, появление любой рекламы конкурентов необоснованно и потому невозможно. Старик Маркс писал о подобных решениях как о разделе рынков. Понятно, почему появились антиглобалисты…

Введение моношин в автоспорте не только уравнивает шансы команд, повышая зрелищность в интересах зрителей, но и многократно усиливает эффективность рекламы. Циничный читатель заметит, что для пущей зрелищности стоило бы обуть все машины в шины низкого качества. Логично, но маловероятно. Гонщики Ф1 еще лет сорок назад начали борьбу за свои права и, в частности, за собственную безопасность на треке. Своеобразным лозунгом стали слова французского пилота Жака Севера: «Мы не камикадзе!» Помимо проф­союза протест гонщиков поддержали бы и конструкторы: стоит ли мудрить над двигателем, тормозами и подвеской, если результат смажут колеса? Да и среди зрителей есть те, кто не любит, чтобы их откровенно дурили.

Стало быть, работать над шинами для болидов Ф1 надо серьезно. И спецы Pirelli заработали.

 
Условия задачи

Общее правило: любой специальный инструмент лучше универсального. Создать шину на все случаи жизни, хотя бы в рамках гонок Ф1, возможно только теоретически. Слишком разнообразны и противоречивы эти самые «случаи».

Пятно контакта обычной легковой шины с поверхностью дороги сопоставимо с почтовой открыткой. Насколько позволяют кинематика подвески и аэродинамика, шину для болида Ф1 делают шире. Примем (условно) ее след на асфальте за два упомянутых почтовых отправления. Чудовищно мало для передачи возникающих в ходе гонки огромных усилий самых разных знаков и направлений. Неудивительно, что многие вполне успешные гонщики, впервые усевшись в машину Ф1, «дрифтуют» при трогании с места и заканчивают заезд в одном из первых поворотов.

Средний серийный автомобиль замедляется эффективнее (быстрее), чем разгоняется. У болидов Первой формулы благодаря огромной мощности и малой массе ситуация обратная. В той же Валенсии на 130-метровом участке болиды замедляются с 310 до 60 км/ч с перегрузкой до 5,2 g, но разгоняются еще быстрее. И такие усилия разгона передаются через четыре «открытки» задних колес. Хорошо хоть, что при торможении и в поворотах число работающих колес «удваивается». Заметим, что чисто продольные либо поперечные нагрузки возникают редко. Чаще приключаются их комбинации типа разгона или торможения в повороте. Попробуй рассчитай.

На характеристики шин влияет и их рабочая температура. Холодная шина не держит дорогу. Не случайно шины предварительно подогревают и держат в чехлах-термосах, а до старта самой гонки предусмотрен прогревочный круг. По той же причине за пейс-каром болиды следуют по «виляющей» траектории: важно, чтобы шины не остыли. Гран-при разыгрываются преимущественно летом, но в разных странах и погода разная: где-то плюс 15, а где-то и все 45. Эту разницу тоже приходится учитывать.

Сам асфальт бывает разным — от гладкого и скользкого до грубо-шершавого, работающего, как наждак. Более того, свойства покрытия зависят от его температуры и количества… проведенных заездов. Стертая с протекторов резина может как улучшить, так и ухудшить сцепление колес с дорогой.

Износ протектора — плата за высокие сцепные свойства шины. «Цепкая» шина лучше держит дорогу, позволяет быстрее разгоняться и проходить повороты, эффективнее тормозить. Но ее ускоренный износ приводит к необходимости более раннего заезда на пит-стоп. Выигранные на треке секунды бездарно теряются. С другой стороны, шина, способная выдержать всю дистанцию заезда, едва ли позволит бороться за место на подиуме.

Вывод прост: требования к шинам столь высоки и противоречивы, что одной универсальной моделью не обойтись. Правильнее было бы говорить не о моношине, а о «мономарке».

 
Технический спонсор

Компания Pirelli вернулась в «Формулу-1» монопольным поставщиком шин в 2011 году после 25-летнего перерыва в поддержке королевских гонок. Правила использования и технические требования к шинам со времен предыдущего поставщика не изменились. На каждую гонку компания предлагает два варианта шин (основной и дополнительный), которые выбираются из модельного ряда, включающего разные по составу резиновой смеси изделия: супермягкие, мягкие, среднежесткие и жесткие. На каждый гоночный уик-энд гонщику выделяется 11 комплектов «сухих» шин. Три должны быть использованы и возвращены в пятницу, остальные восемь предназначены для квалификации и самой гонки в два следующих дня. Пилот должен стартовать на том же комплекте шин, на котором проходил квалификацию, а в ходе гонки — использовать как основные, так и дополнительные шины. Особняком стоят «мокрые» и «промежуточные» шины, используемые по необходимости.

Pirelli использует цветовую маркировку своих гоночных шин семейства Zero. «Мокрые» — голубые, промежуточные — зеленые, сверхмягкие — красные, мягкие — желтые, среднежесткие — белые и жесткие — серые. Маркировка нанесена на боковины в виде английских слов соответствующего значения и цвета.

Судя по отзывам гонщиков и инженеров, с поставленными физическими законами и функционерами Ф1 задачами специалисты Pirelli справляются. Сами же участники стоят перед нелегкой проблемой выбора и тактики замены шин. Об их решениях перед каждой гонкой вы можете прочитать на сайте нашего журнала.

Шины Ф1. Монополия на скоростьШины Ф1. Монополия на скоростьШины Ф1. Монополия на скоростьШины Ф1. Монополия на скоростьШины Ф1. Монополия на скорость (3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное