Top.Mail.Ru

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

фото: автора, Артема Ачкасова, Дмитрия Гальчуна и предоставленные «Газпромнефть-смазочные материалы» / 25.07.2022
Завершился очередной, уже 12‑й, ралли-рейд «Шелковый путь» в активе которого и интрига спортивной борьбы на спецучастках, и новые регионы — на этот раз географию гонки дополнили Дагестан и Чечня.

Владимир Огородов

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

Старт пролога гонки близ Астрахани. Впереди четыре с половиной тысячи километров, почти 3000 из которых составляют спецучастки. На берегу живописного озера беседую с моим старым знакомым, опытнейшим штурманом Костей Жильцовым. Наш разговор прерывает фотограф, который просит сделать фото экипажа Дениса Кротова и Константина Жильцова перед стартом гонки. «Знаешь, приметы здесь ни при чем, но какой смысл фотографировать перед ‘‘началом спектакля’’? Все решит финиш», — резонно замечает Костя. И он был абсолютно прав, хотя фотограф и упустил шанс сделать снимок будущих победителей.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Владимир Васильев со старта задал высокий темп…

А в гонке все начиналось с доминирования Владимира Васильева и Алексея Кузьмича, выступавших на BMW X5. Затем, уже ближе к окончанию ралли-рейда, у парней была поломка, отчаянное преследование Mini John Cooper Works Rally Дениса и Константина и авария экипажа двукратного обладателя Кубка мира. А ведь для Владимира Васильева миссия была вполне выполнимой: на 118 километрах заключительного спецучастка ему нужно было отыграть у соперников чуть больше двух минут.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
…но первым на финише был Денис Кротов.

А может, примета не фотографироваться перед стартом сыграла решающую роль? Нет, к черту мистику — лично я, причем с его согласия, перед стартом фотографировал пилота команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрия Сотникова. Тем не менее именно Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов стали победителями в грузовом зачете, опередив своих коллег по команде Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Богдана Каримова. А вот в «МАЗ-СПОРТавто» моя съемка носила чисто технический характер, но всякого рода проблемы посыпались на белорусов как из рога изобилия. Тем не менее, Сергей Вязович, Павел Гаранин и Виталий Мурылев финишировали в призовой тройке и на протяжении всей гонки вели достойную борьбу с экипажами «КАМАЗ-мастер».

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Несмотря на технические проблемы экипажи команды «МАЗ-СПОРТавто» не теряли надежды финишировать на подиуме.
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
В «Синей армаде» основное сражение вели экипажи Дмитрия Сотникова (№300) и Эдуарда Николаева.

Был и еще один интересный момент. В ралли-рейды вернулся АВТОВАЗ, выставив на гонку в зачете Т2 автомобиль Lada 4Х4 Bronto. В этом году марке Lada Niva исполнилось 45 лет, и, конечно же, заводчанам хотелось бы отметить эту дату на всю катушку. Но возвращение в гоночную дисциплину не может быть быстрым, и шишек придется набить еще изрядно. Так оно и вышло: поломка на первом же полноценном спецучастке, (после которого я беседовал с пилотом экипажа Дмитрием Вороновым и без фотосъемки не обошлось) потом еще одна… Но до финиша новинка АВТОВАЗа добралась, финишировав на четвертой позиции и уступив подиум в категории Т2 гонщикам из Туркменистана, выступавшим на автомобилях Nissan Patrol, а победителем в этой зачетной группе стал экипаж Мердана и Шохрата Тойлыевых. Уж точно дело не в фотографах…

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Десант экипажей из Туркменистана боролся отчаянно.

ПРЕДУПРЕЖДЕН, ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН 

Фраза о том, что корректная работа двигателя во многом зависит от качества моторного масла и топлива, звучит банально. Тем не менее, в автогонках они могут стать как соавторами успеха, так и причиной фиаско. На ралли-рейде «Шелковый путь» официальным поставщиком и техническим партнером гонки была компания «Газпром нефть», обеспечившая бензином, дизельным топливом и маслом автомобили, причастные к гонке: от боевых машин и техничек команд до машин организаторов и автомобилей прессы (кстати, для журналистов компания Chery предоставила комфортабельные Tiggo 8 Pro Max, за что ей отдельное спасибо). Для этого было предоставлено 23 500 литров бензина G-Drive-100, 15 485 литров базового 95‑го и 104 960 литров дизеля, и топливный ресурс всеми был оценен по достоинству. Вот, что об этом говорила руководитель топливной группы ралли-рейда Екатерина Доронина: «Основное требование к топливу — стабильность его характеристик при любых условиях. Именно поэтому в качестве поставщика мы выбрали сеть АЗС «Газпромнефть» и работаем с ней с тех пор, как начали осуществлять заправку всей техники гонки из бензовозов. Важно и то, что в ассортименте сети автозаправочных станций есть высокотехнологичный бензин G-Drive-100, который хорошо себя показал в самых разных условиях, включая высокогорье, и который высоко оценили спортсмены».

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Екатерина Доронина.
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

Наряду с бензовозами неотъемлемой частью каждого из бивуаков стала мобильная лаборатория G-Energy от «Газпромнефть — смазочные материалы», предоставившая для автомобилей участников цифровой диагностический сервис.  

С помощью тестов работающего масла, проводимых в этой «полевой» высокотехнологичной лаборатории, можно было с высокой точностью и превентивно диагностировать, как чувствуют себя двигатель и трансмиссия. «Как анализ крови может выявить или предупредить заболевание, так и исследования взятых проб помогают оценить как состояние самого масла, так и обнаружить следы износа деталей двигателя или трансмиссии, которые могут привести к поломке», — рассказывает эксперт мобильной лаборатории G-Energy Александр Волков. В качестве эталона используются пробы масла, взятые после короткого пролога основной гонки — масло еще достаточно свежее, но уже «приработавшееся», а затем исследования проводятся после каждого спецучастка.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

Наличие металлов износа определяется с помощью рентгенспектрометра — под действием рентгеновского излучения атомы металлов износа, содержащиеся в пробе масла, «активизируются» и отвечают характерным для каждого из них излучением. Исследование занимает полминуты, а дальше остается разложить все по полочкам: железо — это гильзы цилиндров, коленчатый вал или распределительный механизм и его приводы, медь, олово и свинец — подшипники скольжения и втулки, хром — поршневые кольца… Если содержание металлов износа в масле превышает допустимые пределы — жди беды. Важно иметь и полную информацию о самом масле, то есть, о его работоспособности. Для этого в мобильной лаборатории есть вискозиметр, с помощью которого определяется кинетическая вязкость масла, и инфракрасный спектрометр, позволяющий буквально разложить пробу масла на составляющие: определить щелочное число, концентрацию сажи, воды, этиленгликоля… Одним из самых важных показателей является щелочное число, значение которого говорит о том сколько в масле осталось моющих, диспергирующих, нейтрализующих и других присадок. Все три прибора длительное время могут работать автономно, а время необходимых исследований не превышает 10 минут. Программное обеспечение с искусственным интеллектом, в котором «зашиты» десятки тысяч исследований проб масел, позволяет сделать прогноз возможных неполадок, которые инженеры и механики команд могут превентивно устранить.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

Что касается спортсменов, то некоторые из них принимают самое непосредственное участие в «лабораторных работах» — Анастасия Нифонтова и команда «МАЗ-СПОРТавто» заливают масла G-Energy, после чего инженеры могут оценить работу продуктов в сложнейших условиях. Это работа позволяет экспертам «Газпромнефть — смазочные материалы» разрабатывать высокотехнологичные рецептуры моторных масел для обычных автомобилей.

НЕ ЖЕНСКОЕ ДЕЛО? 

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

Рассказ об Анастасии Нифонтовой заслуживает отдельного, причем очень большого материала. Женщина-мотогонщица уже само по себе событие неординарное, а мотогонщица успешная — тем паче. Мотокросс, марафоны Africa Eco Race и «Дакар»… Это все о ней. Причем в одном из «Дакаров» она стартовала в зачете, предполагавшем участие без технической поддержки! На нынешнем ралли-рейде «Шелковый путь» единственный женский экипаж, выступающий на мотовездеходе в составе Анастасии Нифонтовой и Екатерины Ждановой, без всякого преувеличения был в центре внимания и зрителей, и журналистов. Прошлые отношения с «Шелковым путем» у Насти складывались непросто, поэтому она была полна решимости снять проклятие этого несчастливого для нее марафона. «Подготовка к гонке прошла в штатном режиме, накануне мы протестировали автомобиль, все подготовили, все отлично. Эта гонка особенна для нас тем, что у нас новый партнер — бренд G-Energy: мы едем на новом для себя масле, которое мы тоже уже проверили на тестах. Особенность была в том, что мы готовились к жаре, к режиму, в котором мотору тяжело работать. Каждый день эксперты лаборатории брали пробы масел, и нас порадовало, что наши масла показали себя очень хорошо. Так что планируем ехать на результат, так как сейчас лидируем в Чемпионате России по ралли-рейдам, и хотелось бы сохранить это лидерство. Кроме того, ‘‘Шелковый путь’’ — это такая гонка, приехать на подиум в которой просто мечта. В общем, настроены по-боевому», — говорила на предстартовой пресс-конференции Анастасия.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

И этот боевой настрой не угасал до финиша. Хотя старт тут же определил Настю и Катю в категорию догоняющих: на первом полноценном спецучастке на их багги срезало привод. А теперь представьте: жара под 40 градусов, выжженная степь и две хрупкие девушки пытаются поменять привод! «Поменяли бы, — рассказывала на бивуаке Настя. — Физических сил не хватило извлечь привод».  

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Тот самый срезанный привод…
«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание
Чтобы восполнить силы, спортсмены во время коротких передышек перекусывают батончиками и энергетическими напитками D-Drive.

А дальше была погоня, лучшие показатели по времени в категории и обидное четвертое место в зачете Т3. Хотя почему обидное — проклятия «Шелкового пути» для Анастасии Нифонтовой теперь не существует.

С АСФАЛЬТА НА БЕЗДОРОЖЬЕ 

Победителем в зачетной категории Т3 стал экипаж Никиты Мазепина и Антона Власюка. И если смотреть только на результат, то складывается ощущение, что сменить гоночную дисциплину для экс-пилота «Формулы-1» — раз плюнуть. На самом деле это не так. В мире «королевских» гонок общаться с пилотами «Формулы-1» непросто. Согласования на интервью с пресс-офисами команд, жесткие временные рамки, дежурные, тщательно выверенные и политкорректные по отношению к команде фразы самих гонщиков… Другое дело ралли или ралли-рейды — здесь и с чемпионами мира, и с наследными принцами можно без проблем и интересно побеседовать. Что касается Никиты Мазепина, то лично мне было любопытно поговорить с экс-пилотом «Формулы-1» перед дебютом в новой для него дисциплине.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

— Прежде всего, хочу поинтересоваться выбором. Почему, к примеру, не классическое ралли, к которому благоволили и Роберт Кубица, и Кими Райкконен? 

— Трассы классического ралли мне не так интересны, как езда по бездорожью. Мне с детства нравились квадроциклы, я выступал на трофи-рейде «Ладога Трофи», где получил огромное удовольствие от езды по торфяным болотам. Теперь приехал сюда, и мне очень нравится багги с его специфической работой подвески, нравится само испытание, путешествие в незнакомые для меня места России. Ралли-рейд — это, в первую очередь, путешествие.

— Как оцениваете степень готовности, и каковы ожидания? 

— У нас были тесты, получил кое-какой накат, но главное обучение пройдет… Чуть по привычке не сказал в выходные, но здесь гонки гораздо длиннее.

— Наверняка пришлось что-то в себе менять… 

— В «Формуле-1» ты работаешь с идеальной системой, и если проигрываешь полторы секунды с круга или, тем более, вылетаешь в гравий, гонка для тебя, с большой долей вероятности, закончена. Но от Сергея Корякина, который мне здесь очень помогает, я услышал такую историю. С одного из спецучастков «Шелкового пути» они были эвакуированы с помощью трактора, а через девять дней гонки финишировали первыми. Здесь независимо от того, как складывается гонка, нужно не переставать верить в себя.

— Можно по каким-то реперам сравнить «Формулу-1» и ралли-рейды?

— Сложно провести параллели. В «Формуле-1» всю гонку едешь на пределе, и машина «заточена» на то, чтобы два часа выдерживать этот темп. Здесь автомобили должны выдержать 10‑дневное и крайне жесткое испытание. Да и для людей испытание не менее сложное — для успеха человеческий фактор играет не менее важную роль. Но ралли-рейд — это фантастическое приключение, а еще и возможность познакомиться с очень интересными людьми.

— В «Формуле-1» пилот один на один с трассой, соперниками, автомобилем. Ну, еще общение по радиосвязи с инженером. Здесь неотъемлемой частью процесса являются штурман, дорожная книга, поиски контрольных точек…

— Точно, здесь все по-другому! И у пилота должны быть совершенно иные профессиональные навыки. Но мы уже видели успешные выступления Фернандо Алонсо на «Дакаре». Если ты претендуешь на то, чтобы быть одним из лучших в мире, то должен пробовать выступать на любых дорожных покрытиях и в любых условиях.

— Прав ли я, говоря, что отношения между гонщиками в «Формуле-1» и в ралли-рейдах диаметрально противоположны?

— Абсолютно правы. Если в F1 ты забредешь в чужой гараж, тебя, в лучшем случае, вежливо попросят уйти. Я только что разговаривал с ребятами из команды МАЗа, и они приглашали заглянуть к ним, обещали все показать и поделиться их богатым опытом.

«Шелковый путь»: за кулисами гонки на выживание

— В «Формуле-1» очень важна работа пилота с инженером. Нужна ли такая работа в ралли-рейдах, и готовы ли вы к ней?

— Думаю, что готов. И чинить машину могу, и понимаю автомобиль для ралли-рейдов в инженерном плане. Не на том уровне, на каком бы хотелось, но я быстро учусь.

— Скорее всего, это вопрос преждевременный, но нет ли в планах продолжения выступлений в этой дисциплине?

— Не знаю. Я четко разделяю эти два своих увлечения: «Формула-1» — мое место работы, и на каждую гонку я выхожу с определенными ожиданиями. На «Шелковом пути» я стартую впервые, и моя цель — получить удовольствие и посмотреть новые для меня места.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное