string(5) "22991"

Ралли «Кипр». Этот непредсказуемый Кипр

текст: Мартин Холмс / 26.05.2002
Пятый этап чемпионата мира, первый из гравийных этапов, третье подряд ралли, проходящее в районе Средиземноморья. Все это — «Кипр», где любители прогнозов прочили на сей раз легкую победу команде Ford

Пятый этап чемпионата мира, первый из гравийных этапов, третье подряд ралли, проходящее в районе Средиземноморья. Все это — «Кипр», где любители прогнозов прочили на сей раз легкую победу команде Ford…

Перенос сроков ралли на более ранний период позволял избежать традиционной для этой гонки жары. Но температурный комфорт вряд ли мог компенсировать погодные катаклизмы, с которыми предстояло столкнуться участникам. Впрочем, об этом — чуть позже.

Из топ-команд, как и планировалось, отсутствовала лишь Automobiles Citroen, остальные прибыли на Кипр без особых технических сюрпризов.

Peugeot впервые за последнее время выставила четыре заводские машины (новичок в гравийных ралли Жиль Паниззи стартовал на доработанной тестовой). Рkoda — также впервые на гравии — применила на двух своих автомобилях активные задние дифференциалы.

Определенное напряжение ощущалось в стане победителя двух предыдущих кипрских ралли, команде Ford. Колин Макрей подлечил свой палец, планировал использовать только «классическую» систему переключения передач и о шансах на победу говорил весьма осторожно. В экипаж Карлоса Сайнца, только что отметившего свое сорокалетие, вернулся поправившийся после аварии на тестах Луис Мойя.

В «кадровой политике» команд были отмечены неожиданности. Mitsubishi, например, в последний момент заявила третий автомобиль для Яни Паасонена. Удивила и Hyundai, заявившая четвертую машину для… специалиста по асфальту Томаша Кучара!

Накануне старта уже вырисовывалась если не картина в целом, то некий «эскиз» чемпионата: перед гонкой Peugeot имел столько очков, сколько все остальные изготовители вместе! А пилоты команды набрали в сумме больше, чем все их конкуренты — 60 очков из 104-х возможных! Тем не менее спортивный директор «серебряных львов» Коррадо Провера рекомендовал не обольщаться: «Предыдущие ралли — это те, где мы и раньше хорошо выступали».

Старт тридцатого ралли «Кипр» прошел под знаком превосходства «голубого овала»: первый спецучасток выигрывает Колин Макрей, второй — Маркко Мартин. Лишь у Карлоса Сайнца не все ладилось — практически со старта начались проблемы с трансмиссией, позже вышел из строя гидроусилитель руля.

Очень не повезло Жилю Паниззи: на третьем спецучастке его Peugeot перевернулся. Тем не менее Жиль довольно быстро смог продолжить гонку.

Проблемы были и в Subaru: Томми Мякинен выбрал слишком мягкие регулировки подвески, Петтер Солберг боролся с неисправностью трансмиссии, превратившей автомобиль в переднеприводной, а позже потерял три минуты из-за поломки дроссельной заслонки.

В конце первой петли участков в лидеры, ко всеобщему удивлению, вышел Маркко Мартин. «24 километра я прошел с поврежденным колесом и до сих пор поражаюсь тому, как работал мусс», — делился эмоциями пилот.

А трасса ралли принялась испытывать автомобили на прочность по полной программе. «Я дважды налетал на большие камни, повреждая при этом шины», — жаловался Маркус Гронхольм. Для Hyundai Юхи Канккунена столкновение с камнем закончилось повреждением поддона двигателя и сходом. В команде Mitsubishi и Алистер Макрей, и Франсуа Делекур мучались с неисправностью трансмиссий своих машин, а поломка системы ALS на Рkoda Тони Гардемайстера стоила ему существенной потери времени. И совершенно измученным на финише первого дня ралли выглядел Ричард Бернс: «Жара нарастает, а воздух в салон практически не поступает!».

Первый день ралли «Кипр» завершился семисекундным преимуществом Колина Макрея над Маркусом Гронхольмом. Далее: Маркко Мартин (+14 с), Франсуа Дюваль (+16,9), Томми Мякинен (+32,5 с).

Второй день стал днем премьеры новой системы обратного порядка стартов в гравийных ралли. Первым стартовал Габриэль Поццо на Рkoda Octavia WRS, за ним — Петтер Солберг и занимающий 23-е место Карлос Сайнц.

Ночные дожди в горах привели к появлению грязи на трассах спецучастков. На одном из них улетает в придорожные кусты Subaru Солберга, однако норвежцу удается вернуться на дорогу. У Франсуа Дюваля проблемы: по невыясненным причинам в двигателе Ford упало давление масла. Дабы не искушать судьбу, руководство команды снимает автомобиль с соревнований. Продолжаются неприятности в Mitsubishi: перевернулся Алистер Макрей, у Делекура по-прежнему барахлит трансмиссия. Не избежал расстройства и лидер гонки Колин Макрей: отказ гидроусилителя руля на «Форде» привел к утрате почти всего преимущества в 8,4 секунды перед Маркусом Гронхольмом.

Появился еще один кандидат на сход — на Hyundai Томаша Кучара стал перегреваться двигатель. Ожидалось, что вскоре последует команда о прекращении борьбы.

Но все это было лишь прелюдией к тому, что кипрская погода приготовила для участников ралли. Никто из пилотов, покидая сервис-парк в Лимассоле, и не предполагал, что целых три скоростных участка будут преодолеваться под непрерывным дождем, в то время как все автомобили были экипированы «по-сухому». В условиях практически полного отсутствия видимости перевернулся Peugeot Харри Рованперы, правда, зрители быстро поставили автомобиль на колеса. Совершенно потрясенным выглядел штурман Бернса Роберт Рейд: «На протяжении пяти километров мы просто планировали по потокам воды, дворники исполняли, по сути, декоративную функцию». У некоторых экипажей стеклоочистители вообще вышли из строя. Делекуру и Гардемайстеру, в частности, пришлось вести автомобили, высунув головы в окна водительских дверей.

На СУ-12 началось нечто невообразимое: слетает с дороги Рkoda Романа Кресты, и экипаж выбывает из соревнований, Алистер Макрей останавливается из-за поломки трансмиссии, Фредди Луикс сходит из-за неисправности коробки передач, Бруно Тири повреждает подвеску своего Peugeot 206 WRC. Зато, к удивлению многих, продолжает работать двигатель на Hyundai Кучара…

Об оценке «умной» системы стартов в обратном порядке, призванной устранить тактические уловки, никто даже не вспоминал. Единственное, что было важно, — прорваться через грозу.

При всем этом Колин Макрей вновь увеличил отрыв от Гронхольма, составлявший теперь 26,2 с. До финиша ралли оставалось шесть спецучастков, у «предсказателей» разного уровня крепла уверенность в том, что Колин Макрей сохранит лидерство, а Ford одержит свою третью подряд победу на Кипре. Увы, обстоятельства иной раз сильнее нас. В середине первого же спецучастка Колин получил неверную информацию о времени и позволил себе слегка расслабиться.

Затем, пытаясь наверстать упущенное, перевернулся. Совершив двойное сальто, Ford встал на колеса, и Макрей смог продолжить гонку, но теперь уже проигрывал Гронхольму более пятидесяти секунд.

Погода постепенно налаживалась, но ситуация на трассе немногим отличалась от той, что была накануне — сообщения о несчастьях следовали одно за другим. У Поццо сломалась стойка передней подвески, у Кучара по-прежнему грелся мотор, у Сайнца вновь начались проблемы с рулевым управлением. Дальше — больше: на СУ-17 перевернулся Солберг, чуть позже — Мартин…

Лидерство Гронхольма, как, впрочем, и второе место Колина Макрея, уже не подвергалось особым сомнениям. Так ведь нет — на предпоследнем спецучастке Макрей вновь переворачивается! Экипаж Ford теряет более двух минут и со второго места перемещается на седьмое!

Теперь в центре внимания была «дуэль» Томми Мякинена и Ричарда Бернса, боровшихся за второе место. На заключительном СУ Subaru Томми разворачивает, и он на финише проигрывает Ричарду 2,2 с!

Вот таким захватывающим и непредсказуемым оказалось 30-е ралли «Кипр». Можно долго дискуссировать о победе Маркуса Гронхольма и рассуждать о том, как сложились бы обстоятельства, получи Колин Макрей достоверную информацию о времени на СУ-15 и не пытайся он восстановить утраченное преимущество… Однако реалии таковы: победа Маркуса (вторая в этом сезоне) обеспечила Peugeot четвертый подряд победный финиш с двумя призовыми местами, что значительно увеличило шансы «серебряных львов» на победу в чемпионате мира.

Группа N

Это был третий из восьми этапов серии. На Кипре дебютировала команда Proton из Малайзии, в составе которой выступал победитель Азиатско-Тихоокеанского чемпионата Карамжит Сингх. В техническом отношении в центре внимания был дебют Subaru Impreza WRX (версия GD STi), оборудованной специально омологированной пятиступенчатой КП вместо стандартной шестиступенчатой.

Началось ралли с сюрприза — в лидеры вышел Луис Перес Компанк, ранее не участвовавший в соревнованиях за пределами родной Аргентины. Правда, вскоре лидерство перешло к Сингху, которого в конце дня сменил Джованни Монфринато.

Второй день внес серьезные коррективы: перевернулся Монфринато, Компанк слетел с трассы, а Сингх, несмотря на сломанный амортизатор, почти на семь минут опережал дуэльную пару — Димитара Илиева и Густаво Треллеса. Поединок выиграл Густаво, а за три спецучастка до финиша Илиев повредил руку и пропустил вперед Луку Балдини.

Положение в чемпионате после трех этапов: Солберг, Феррейрос и Сингх — по 10 очков, Треллес и Илиев — по 9, Араи — 6, Роу — 5, Иперти, Гирдаускас и Балдини — по 4, Фиорио — 3, Харраш — 2, Маррини и Коллеволд — по 1.

Результаты ралли «Кипр»

1. Маркус Гронхольм, Тимо Раути-айнен (Финляндия, Peugeot 206 WRC)
2. Ричард Бернс, Роберт Рейд (Великобритания, Peugeot 206 WRC
3. Томми Мякинен, Кай Линдстрем (Финляндия, Subaru Impreza WRC)
4. Харри Рованпера, Ристо Пиети-лайнен (Финляндия, Peugeot 206 WRC)
5. Петтер Солберг, Филип Миллс (Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
6. Колин Макрей, Ники Грист (Вели-кобритания, Ford Focus RS WRC)

Положение в чемпионате мира после пяти этапов

Зачет пилотов
Гронхольм — 31 очко, Паниззи — 20, Бернс — 19, Мякинен — 14, Рованпера и Сайнц — по 9, Бугальски и Солберг — по 7, Лоэб и К. Макрей — по 6, А. Макрей — 2.

Зачет изготовителей
Peugeot — 68 очков, Subaru и Ford — по 27, Mitsubishi — 6, Hyundai — 2.

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное