Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic. Два цвета времени

текст: Станислав Шустицкий / 09.10.2010
Когда за час до окончания 24‑часового марафона в Ле-Мане из гонки выбыл последний из Peugeot 908 HDi, представляющий частную команду Oreca, на глазах ее шефа Юка де Шинака и главы спортивного отдела PSA Оливье Кенеля блестели слезы

Когда за час до окончания 24‑часового марафона в Ле-Мане из гонки выбыл последний из Peugeot 908 HDi, представляющий частную команду Oreca, на глазах ее шефа Юка де Шинака и главы спортивного отдела PSA Оливье Кенеля блестели слезы. Были слезы и на глазах Вольфганга Ульриха, руководителя Audi Motorsport, но это были слезы радости: команда «четырех колец» взяла реванш за прошлогоднее поражение. Почему эти закаленные победами и поражениями мужчины дали волю эмоциям? Потому что это — «Ле-Ман»

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Всего через месяц после сражения между Peugeot и Audi на «24 Houres du Mans — 2010» я отправляюсь в этот французский городок, главной достопримечательностью которого является гоночное кольцо Сарте. Но уже не на 24‑часовые баталии современных спортпрототипов, а на действо под названием Le Mans Classic. И не скрою, отправлялся я с определенным предубеждением. Мой коллега, побывавший на Le Mans Classic несколько лет назад, использовал для заголовка материала название произведения Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Да и в приглашении от организаторов сквозили нотки снобизма. Например, предупреждение о необходимости соблюдать дресс-код, в котором шорты и джинсы значились среди нежелательных элементов одежды. А чтобы этикет был соблюден до конца, художник Алан Болдоер на сайте соревнований изобразил возможные варианты. Например, можно одеться в стиле гонщиков или механиков 30‑40 годов. Верилось, что все это правда, тем более что суммы, которые собирали аукционы (в том числе такие, как Sotheby’s), прошедшие накануне гонки, были весьма внушительными, а среди покупателей ретро-автомобилей значились известные персоны. Вот только с самим духом знаменитого марафона «24 часа Ле-Мана» название «Ярмарка тщеславия» не очень сочетается. Кроме того, я постоянно ловил себя на мысли, что невольно пытаюсь сравнить два «Ле-Мана»: «Ле-Ман», являющийся одним из главных событий автоспортивного сезона, и «Ле-Ман» классический, дебютировавший в 2002 году и проходящий раз в два года. Даже иллюстрации к этим двум материалам хотелось бы сделать с разными цветовыми решениями: в первом случае вполне подошла бы экспрессия ярких цветов, а во втором — тон сепии.

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Разницу между двумя «Ле-Манами» можно почувствовать уже на вокзале этого маленького французского городка, расположенного в 200 километрах севернее Парижа. И мое первое впечатление от поездки на «24 часа Ле-Мана» — это гигантская автомобильная пробка, тянущаяся буквально от вокзала до гоночного кольца Сарте. На сей раз плотный «трафик» был на самом вокзале: любители автомобильной старины высаживались из вагона на перрон, а местные жители с рюкзаками и корзинками с провизией нетерпеливо ждали возможности как можно быстрее покинуть душный Ле-Ман.

На два дня город превращается в огромный автомобильный музей. Джентльмены на сверкающих «Альфах», «Феррари» «Лянчах», «Абартах», «Астон-Мартинах» и иже с ними раскатывают по городским улочкам или, припарковав железных коней у маленьких кафе, неспешно беседуют за чашечкой кофе. О чем говорят мужчины в Ле-Мане? Как и в любом другом городе мира, о машинах и женщинах, но здесь эти две темы звучат совершенно иначе. Разумеется, центром вернисажа является сам автодром. Здесь и легендарные автомобили, не раз побеждавшие в 24‑часовых гонках, и уникальные образцы мирового автопрома. Достаточно сказать, что на территории кольца Сарте в этот уик-энд собрались 160 автомобильных клубов с 8000 автомобилей! Это как раз та часть Le Mans Classic, которая произвела на моего коллегу впечатление «ярмарки тщеславия». Что касается части спортивной, то ее статистика выглядит не менее внушительно: более 400 автомобилей, разделенные сообразно «возрасту» на шесть групп, более 700 пилотов, 18 гонок. А вот уровень «тщеславия» в этой части программы значительно ниже. Зато градус соперничества не ниже, чем в «большом Ле-Мане».

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

…Седовласый маршал, проверив мои полномочия для прохода в зону размещения фотографов, извинился: «Руководители гонки требуют от нас неукоснительного соблюдения всех мер безопасности. Это — “Ле-Ман”». Давно ли он работает на кольце Сарте? Немного подумав, отвечает: «Комбинезон маршала я ношу лет 30, а на “Ле-Мане” работаю более четверти века». А что интереснее — 24 Houres du Mans или Le Mans Classic? Пожимает плечами: «Разницы нет. В том и другом случае это — “Ле-Ман”». И отправляется на свое рабочее место, так как на стартовую прямую уже выезжают БМВ, «Порше», «Ягуары»… Только маленького размера, а в кокпитах сидят те, кто, возможно, стартует во «взрослом» «Ле-Мане» лет через десять. Это гонки Little Big Man, идея проведения которых была впервые осуществлена еще в 1958 году. Кроме размера и мощности машин, возраста участников и дистанции, здесь все по-взрослому. Даже старт тот самый, «ле-мановский», когда гонщики по взмаху французского триколора бежали к своим автомобилям. А уж об эмоциях мальчишек и девчонок в возрасте от 6 до 13 лет и говорить не приходится: здесь и нескрываемая радость победителей, и горькие слезы тех, кто не сумел добраться до финиша.

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Сразу с появлением суточного автомарафона его организаторам стало ясно, что зрители вряд ли будут 24 часа наслаждаться гонками, а потому рядом с трассой вырос целый городок развлечений. А вот для Le Mans Classic проблема, чем занять зрителей, не стоит. Да и сам формат гонок не предполагает марафона в режиме non-stop. Кроме выставок легендарных «ле-мановских» машин и клубных вернисажей, здесь масса лавочек, где можно приобрести буквально все: от сувениров до деталей для ретро-автомобилей. Отдельным пунктом программы отмечен ретроспективный показ фильма «Ле-Ман» режиссера Ли Катцина. Картина в этом году отмечает 40‑летний юбилей, и плакаты с изображением главного героя, гонщика Майкла Делони, сыгранного Стивом Маккуином, можно встретить везде. Кстати, Стив и сам был не прочь сесть за руль гоночного автомобиля, и с легендарным Полом Ньюманом соперничал не только на сценических площадках. В музыку Мишеля Леграна, написанную для фильма «Ле-Ман», то и дело врывается рев моторов — уже не «киношный», а настоящий. На кольце Сарте начинаются гонки.

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

В ложе Total паддок-клуба беседуем с представителем Total Motorsport, который предлагает совершить экскурсию в главную башню Circuit de la Sarthe, где располагаются и руководство гонки, и комната пилотов. Журналистские «знаки отличия» здесь не действительны, и попасть сюда можно лишь с сопровождающими вроде нашего. Вид на гоночное кольцо с высоты птичьего полета просто фантастический, но в остальном все весьма буднично, без пафоса. Стена с силуэтами машин-победительниц «24 часов Ле-Мана» (нынешний триумф команды Audi на ней пока не отмечен), обычная дверь с надписью «Руководство ACO»… Automobile Club de l’Ouest, организатор гонок в Ле-Мане, был основан в 1906 году и тогда же при поддержке Автомобильного клуба Франции провел первую гонку на дорогах общего пользования. К слову сказать, ACO не ограничивается только спортивными мероприятиями, а занимается и вопросами безопасности движения, и лицензированием автошкол, и рядом вопросов, связанных с производством автомобилей. Вот бы руководители Российской автомобильной федерации обратили внимание на подобные примеры…

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Абсолютно обыденно выглядит и та самая комната пилотов. Да и пилотов-то там нет… Правда, кто-то в соломенной шляпе, сидящий ко мне спиной, беседует с французскими журналистами. Обхожу группу и узнаю… Анри Пескароло! Экс-пилот «Формулы-1», 4‑кратный победитель «Ле-Мана», владелец гоночной «конюшни». На старт 24‑часового марафона в Ле-Мане Анри выходил более 30 раз, а последнее его выступление датировано 1999 годом. Если учесть, что родился Пескароло в сентябре 1942‑го… На «классической» гонке Анри отнюдь не свадебный генерал — он выступает на Inaltera 1976 года. Среди участников нынешнего Le Mans Classic есть и партнер Пескароло — Жерар Лярусс, с которым они побеждали в Ле-Мане в 1973‑м и 1974‑м на автомобиле Matra Simca 670B.

На гоночном кольце Сарте одна группа автомобилей сменяет другую. Механики в еще утром белоснежных, а сейчас пестрящих масляными пятнами комбинезонах пытаются реанимировать машины для заключительных стартов. Часть гаражей уже опустела. Время берет свое, но здесь «загнанных лошадей» не пристреливают, а стараются вернуть к жизни. На Panhard CD 1964 года еще накануне пытались поменять 2‑цилиндровый моторчик с объемом 900 «кубиков». Увы, агрегат так и не заработал… А вот пилотесса Антониа Лойсен со товарищи пытается понять, куда уходит вода из радиатора ее Citroen C4. Да нет, не того C4, а родстера, произведенного в 1934‑м… А над трассой вновь раздается рев форсированных моторов. И этот «Ле-Ман» звучит так же, как звучал его «старший брат» в 30‑х, 50‑х и 70‑х. Какая тут, к черту, «ярмарка тщеславия»! Здесь гонки! Ведь это —
«Ле-Ман». И неважно, какой сейчас цвет у времени.


24 часа Ле-Мана

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

История гонок в Ле-Мане берет свое начало в 1923 году, их идеологами стали Жорж Дюран, генеральный секретарь Automobile Club de l’Ouest (Западного автоклуба Франции), и главный редактор журнала La Via Automobile Шарль Фару. С тех пор соревнования не проводились лишь в 1936 году из-за всеобщей забастовки и, по понятным причинам, с 1940 по 1948 годы. Трасса гонки изначально формировалась из дорог общего пользования, но затем некоторые участки были построены специально. С годами протяженность трассы менялась, и в нынешней конфигурации она составляет 13 650 м. Менялись и правила, к чему вынуждали те или иные обстоятельства. К примеру, в 1953 году Пьер Левег попытался пройти суточный марафон в одиночку, но за два часа до финиша уснул за рулем, «убив» при этом мотор своего Talbot Lago T26 GS. Кстати, в этот момент Левег был лидером гонки. После этого инцидента было введено правило, по которому команда обязана иметь как минимум двух пилотов, а затем это число было увеличено до трех. Также было введено ограничение, по которому пилот не мог находиться за рулем более четырех часов подряд, а его суммарное время не должно превышать 14 часов. К сожалению, в гонках «24 часа Ле-Мана» произошла и самая ужасная в истории автоспорта катастрофа, когда в 1955 году Mercedes-Benz 300 SL того же Пьера Левега, столкнувшись с Austin-Healey Лэнса Маклина, вылетел в зрителей. На месте погибли 83 человека (включая пилота), а более 100 были ранены. Тогда руководством команды Mercedes было принято решение снять с гонки автомобили Стирлинга Мосса и Хуана-Мануэля Фанхио, даже несмотря на то, что последний лидировал. И эта авария стала причиной того, что компания Mercedes почти на 30 лет закрыла свои автоспортивные программы.


Total в «Ле-Мане»

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Le Mans Classic. Два цвета времени

Le Mans Classic

© Фото: 5 колесо

Российская группа журналистов была приглашена на гонки Le Mans Classic компанией Total, чья тесная связь с 24 Houres du Mans продолжается с 1958 года. Total не только спонсор самой гонки, но и партнер целого ряда команд-участниц. Это уже не говоря о том, что Total производит не только моторные, трансмиссионные масла и консистентные смазки для современных гоночных болидов, но и специальное масло для моторов ретро-автомобилей. Первый успех в «Ле Мане» Total отметил в 1975 году, когда Жан-Луи Лафосс и Ги Чассиль на Ligier JS2 финишировали на втором месте в своем классе, а через пять лет Жан Ронде в экипаже с Жан-Пьером Жассудом на автомобиле Rondeau M379 B одержал победу в зачетной группе. Разумеется, нельзя не вспомнить и «новейшую историю, когда год назад Александр Вурц, Марк Жене и Дэвид Брэбэм на Peugeot 908 HDi FAP первыми завершили легендарный марафон. На «классической» гонке Total также не ограничивается поддержкой самого соревнования, но и является партнером команды «31» с шестью автомобилями, представляющими всю историческую линейку.

Le Mans Classic. Два цвета времениLe Mans Classic. Два цвета времениLe Mans Classic. Два цвета времениLe Mans Classic. Два цвета времениLe Mans Classic. Два цвета времени (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное