Lancia Stratos. Король стратосферы

Lancia Stratos. Король стратосферы

текст: Мартин Холмс / 26.05.2002
Удивительно, но факт: машина, создававшаяся как «мечта проектировщиков кузова», стала культовым автомобилем для всех любителей ралли. Однако именно так распорядилась судьба с Lancia Stratos

Удивительно, но факт: машина, создававшаяся как «мечта проектировщиков кузова», стала культовым автомобилем для всех любителей ралли. Однако именно так распорядилась судьба с Lancia Stratos.

Lancia Stratos. Король стратосферы

Lancia Stratos

© Фото: Lancia

Первый публичный показ Stratos состоялся в 1970-м на автосалоне в Турине, где машина была представлена как концептуальная разработка кузовного ателье Bertone. Но уже в начале следующего года заговорили о коммерческом применении модели. Важнейшей задачей стал выбор силового агрегата, оптимального для спорта. Концепт оснащался явно слабым для гонок двигателем Fulvia 1600, поэтому был заключен договор с Ferrari на поставку мотора Dino 246 (2,4 л, 6 цилиндров).

Поперечное расположение двигателя (за сиденьями экипажа) позволило на 60% сместить вес к задним, ведущим колесам. Была использована и трансмиссия 246GT. Для максимального увеличения хода колес применили подвеску McPherson. Алюминиевый кузов концепт-кара заменили кузовом из стекловолокна.

Любого, впервые увидевшего Stratos, удивляли его размеры: длина кузова была на 135 мм меньше, чем у тогдашнего раллийного «ординара» Renault Alpine A110. Однако на фотографиях новинка выглядела настолько агрессивно, что все считали ее большой.

В начале 70-х омологация для участия в соревнованиях не требовалась, поэтому команда могла тестировать прототип в боевых условиях до запуска в серию. Ведущим разработчиком проекта был Жан-Паоло Даллара, которого вскоре сменил Майк Паркс, бывший пилот «Формулы 1».

Спортивная история модели началась с ралли «Корсика» в 1972 году, но тогда Stratos не добрался до финиша из-за поломки подвески. Той же причиной вызван сход на Средиземноморских ралли, проходивших на юге Испании.

Первый чемпионат мира, состоявшийся в следующем году, уже требовал омологации спортивных машин. На этом фоне продолжалось совершенствование Stratos и определялась генеральная стратегия команды. В тот период ей приходилось выступать и на Fulvia, но именно на Stratos пилот Сандро Мунари выиграл чемпионат Европы. Кроме того, на отдельных этапах чемпионата Франции за рулем Stratos стартовал Жан-Клод Андрюе.

Фирма проявляла интерес не только к ралли: машины участвовали и в шоссейных гонках на длинные дистанции. Так, Андрюе финишировал вторым в Targa Florio. А первым крупным успехом Stratos стала победа Мунари в Tour de France. До этого на автомобиле использовался 12-клапанный мотор, но в гонке Giro d’Italia 1973 года машина Андрюе была оснащена уже 24-клапанным.

Сезон 1974 года стал для Lancia переходным. В борьбу за титул чемпиона мира компания выдвинула модель Fulvia, хотя на ралли во Франции Андрюе, а в Италии Мунари продолжали выступать на Stratos.

В распоряжении фирмы было как минимум три спортивных модели: старая Fulvia, революционная Stratos и переднеприводная Beta Coupe. Был еще вариант Stratos с турбонаддувом, заявленный на гонку Targa Florio, но он потерпел целый ряд неудач, начиная с весьма символического падения автомобиля с трейлера.

В конце концов было решено стартовать на Stratos, оснащенных 12-клапанными двигателями, и дополнительно заявлять Beta Coupe с 8- и 12-клапанными моторами.

В октябре 1974-го, чтобы принять участие в ралли «Сан-Ремо», машина была омологирована по техтребованиям группы 4. Однако то, что стало благом для команды, обернулось головной болью для завода. Компания столкнулась с неблагоприятными для бизнеса изменениями в итальянском налогообложении, которые серьезно препятствовали реализации продукции. (В итоге последний Stratos удалось продать лишь в 1978 году.)

Вообще, мировое ралли в 1974-м буквально лихорадило: пять из восьми этапов чемпионата мира прошли в период с октября по декабрь, причем два — в Северной Америке! Сандро Мунари выиграл две первых гонки, но досрочно выбыл из третьей после конфликта с полицией. Несмотря на умопомрачительный вылет автомобиля с трассы, команда выиграла и четвертый этап. В результате год стал для Lancia чемпионским, а модель Stratos превратилась в идола любителей ралли.

Годы 1975 — 1977 стали периодом классического участия Stratos в соревнованиях — с огромным количеством радостных и трагических событий.

В 1975-м изменилась окраска машин. Красно-белый цвет Marlboro сменился на зелено-белый фирмы Alitalia. В том году Lancia вновь выиграла чемпионат в заводском зачете.

На «Сан-Ремо’75» Сандро Мунари впервые выступал на автомобиле с 24-клапанным мотором, а год спустя все официально заявленные заводские машины оснащались этим агрегатом.

Росла мощность двигателей. В год дебюта модели (1972) 12-клапанный мотор выдавал 230 л.с., а в 1978-м — 270. 24-клапанная версия развивала 280 л.с. Силовой агрегат с турбонаддувом для «кольца» начал с 350 «лошадок», а затем достиг 480.

К сожалению, в команде не складывался психологический климат. Ушел шведский пилот Бьерн Вальдегаард, отказавшийся выполнить требование руководства «помочь» Мунари выиграть «Сан-Ремо». Практически одна за другой произошли две страшных аварии. На этапе чемпионата Италии Stratos Мауро Прельяссо вылетел с дороги и загорелся. Получившему сильные ожоги пилоту удалось выбраться из машины, а вот штурман Анжело Гарцолио погиб в огне. Жертвой второй аварии стал экипаж чемпиона Испании Джордже де Багратиона — здесь также погиб штурман, Мануэль Барбейто.

Тем не менее в 1976 году Lancia в третий раз подряд завоевала титул чемпиона мира среди изготовителей.

В следующем сезоне команда получила установку сосредоточиться лишь на ралли, пользующихся особой популярностью. Но к тому моменту пар из проекта Stratos уже начал выходить. В августе Майк Паркс, который был вдохновителем большей части разработок, погиб в автокатастрофе. А затем появились новые технические требования: на серийные двигатели с двумя клапанами на цилиндр было запрещено устанавливать 4-клапанные головки блока.

И все же конец года был ознаменован завоеванием Сандро Мунари первого кубка FIA в зачете пилотов, «предтечи» нынешнего зачета пилотов в чемпионате мира.

В 1977 году автомобили Fiat и Lancia еще соперничали друг с другом, но в сезоне’78 руководство концерна решило, что в ралли будут выступать только Fiat, выпускаемые заводом в Абарте. Идея заключалась в использовании раллийных автомобилей для продвижения на рынке конкретной модели (в данном случае Marafiori 131).

«Независимые» Stratos продолжали одерживать победы. Тони Карелло в упорной борьбе выиграл чемпионат Европы 1978 года. В том же году Маркку Ален стал первым в ралли «Сан-Ремо», а в 1979-м здесь же победила Lancia, заявленная частной командой Jolly Club. Другая частная команда — Chardonnet — лидировала в Монте-Карло и на Корсике. Наконец, Бернар Дарниш победил в ралли «Корсика» в… 1981-м!

Куда бы ни попадали Lancia Stratos, всюду они привносили ощущение реализованной мечты. Особенно ярко это проявилось в странах Восточной Европы.

Команду, базирующуюся в Польше и участвующую в чемпионате Европы, возглавлял Анджей Ярошевич, сын премьер-министра ПНР. Используя связи компании «Польский Фиат» и завода раллийных машин FSO в Варшаве, команда получила три Stratos. Для социалистического государства это было сенсацией! Впрочем, данная спортивная программа оказалась не столь успешной как, к примеру, у команды Chardonnet. В конце концов одна машина была отправлена назад в Италию, а две других полностью вышли из строя. Уцелевшие двигатель, трансмиссию и часть деталей подвески установили на Polonez для кольцевых гонок, который ныне с гордостью показывают в варшавском Музее техники.

Stratos не был самой удачной моделью Lancia — эта честь принадлежит машинам Delta группы А, появившимся в конце 80-х — начале 90-х. Тем не менее именно Stratos заставлял учащенно биться сердца любителей ралли, именно он был «перстом, указующим в будущее». Может, дело даже не в самой машине, а в таланте людей, стоявших за этим проектом? Как бы то ни было, в историю автоспорта Lancia Stratos вошла как одна из наиболее универсальных гоночных машин.

Lancia Stratos. Король стратосферыLancia Stratos. Король стратосферыLancia Stratos. Король стратосферыLancia Stratos. Король стратосферыLancia Stratos. Король стратосферы (3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное