Top.Mail.Ru
Итальянская забастовка. 1959 г. Формула-1: чемпионаты, которых не было!

Итальянская забастовка. 1959 г. Формула-1: чемпионаты, которых не было!

22.02.2017
«5 колесо» продолжает подводить итоги альтернативных чемпионатов Формулы-1 на основе исторических протоколов. В зачет Чемпионатов Европы идут результаты европейских пилотов в европейских Гран-при, а в зачет Кубка Наций – результаты пилотов разных стран во всех гонках чемпионата мира *

Алексей Юрцов

Чемпион мира 1959 г.: Джек Брэбэм (Австралия), Cooper

Обладатель Кубка Конструкторов 1959 г.: Cooper-Climax

Чемпион Европы 1959 г.: Стирлинг Мосс (Великобритания), Cooper/BRM/Porsche

Кубок Наций 1959 г.: США – 72 очка, Великобритания – 59,5 очков,  Австралия – 34 очка

Окончательный уход из гонок пятикратного чемпиона мира Маэстро Фанхио и гибель Хоторна и Коллиза – всех тех, кто так или иначе преграждал «вечно второму» Моссу дорогу к титулам на протяжении четырех последних сезонов, казалось бы делали Стирлинга однозначным фаворитом чемпионата мира 1959-го года. Однако еще за 10 дней до трагической гибели в дорожной аварии 22 января 1959-го лидера Ferrari Майка Хоторна, сам Мосс остался без команды. Обладатель первого в истории Ф-1 Кубка Конструкторов Тони Вандервелл неожиданно заявил о закрытии гоночной программы Vanwall. Побив «эти проклятые красные машины» из Маранелло, Тони утратил былую мотивацию.

Но свято место пусто не бывает... у «проклятых красных машин» неожиданно появился другой грозный соперник в зеленой британской ливрее: Cooper. Маленькие смешные заднемоторные машинки с появлением нового 2,5-литрового мотора Coventry-Climax обрели второе дыхание. И хотя в чистой мощности они все еще уступали тяжелым переднемоторным Ferrari, легкость и управляемость юрких Cooper T51 стали залогом грядущих побед. В особенноси – на медленных и извилистых трассах.

Увы, к моменту ухода со сцены Vanwall, мест в заводской команде Cooper уже не осталось. Моссу пришлось заключить контракт с частной «конюшней» Роба Уокера. В итоге в распоряжении фаворита оказался тот же Т51, но с оригинальной 5-ступенчатой КПП от Валерио Колотти. Именно поломки коробки передач в двух стартовых Гран-при в Монако и Зандфорте в конце сезона в очередной раз не позволили Стирлингу стать чемпионом мира. Впервые за пять лет он не смог выиграть даже вице-чемпионский титул, в последней гонке «подарив» «серебряную корону» лидеру Ferrari Тони Бруксу. Гравный же титул неожиданно достался новому первому пилоту Cooper австралийцу Джеку Брэбэму, на счету которого к началу чемпионского сезона значилось... лишь 3 очка за 4-е место в Монако в 1958-м.

Впрочем, справедливости ради следует признать, что это было только самое начало блистательной «европейской» карьеры механика, инженера, пилота и бизнесмена Брэбэма, чей технический талант и мастерство на трассе во многом предопределили первую в истории победу в чемпионате Ф-1 автомобилей с центральным расположением двигателя. Не пройдет и 10 лет, как Блек Джек станет вторым в истории после Фанхио трехкратным чемпионом мира и первым и единственным пилотом Ф-1, которому удастся выиграть чемпионат мира не только в качестве пилота, но и владельца собственной команды.

Что-же до Мосса, то Стирлинг в 1959-м вынужден был довольствоваться третьим в карьере неофициальным титулом Чемпиона Европы: в зачете европейских гонщиков на европейских Гран-при он уверенно опередил Брукса 30:25 очков.

Впрочем, у тройного поражения Скудерии и Брукса в этом сезоне была отчасти и еще одна причина: из-за очередной забастовки в Италии, в июле команда попросту не смогла приехать на Гран-при Великобритании в Эйнтри, принесший в итоге решающие 8 очков Cooper в Кубке Конструкторов, 8 - Брэбэму в чемпионате мира и 9 – Моссу в первенстве Европы! Так итальянская забастовка по сути решила судьбу трех из четырех титулов Формулы-1 в 1959-м году.

Зато в отличие от прошлого сезона, завершившегося тотальным превосходством британцев, вновь появилась интрига в Кубке Наций. Гибель сразу трех ведущих гонщиков (Хоторн, Коллинз, Льюис-Эванс) не позвола Туманному Альбиону отстоять свой титул. В Национальном зачете неожиданно первенствовали американцы. Успехи Фила Хилла и Дэна Герни, вкупе с «форой» полученной «сборной США» на все еще входившей в зачет чемпионата мира Инди-500, позволили янки впервые в истории выиграть Кубок Наций. Символично, что это произошло как раз в том сезоне, когда помимо Инди-500 в календаре чемпионата мира появился наконец и нормальный Гран-при США Формулы-1. Хотя в самом Себринге ни один американец очков так и не набрал.

* Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе Формула-1 – достаточно консервативный вид автоспорта. Помимо Кубка Конструкторов и чемпионского титула в личном зачете, в Ф-1 лишь в последние годы стали вручать призы новичкам и лучшим в квалификации. Прежде альтернативные зачеты были не в чести, за исключением разве что Приза Лоренцо Бандини да Кубков Колина Чепмена и Джима Кларка в 80-х... А между тем даже без дополнительных инвестиций в Ф-1 можно было проводить еще минимум пару чемпионатов в разных зачетах: Кубок Наций и Чемпионат Европы, например. Но лучше поздно, чем никогда: «5 колесо» продолжает серию альтернативных чемпионатов Ф-1 в этих двух номинациях, результаты которых будут подведены на основе сугубо исторических фактов.

 

1950 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1951 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1952 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1953 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1954 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1955 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1956 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1957 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1958 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное