Третий этап чемпионата мира в гонках «Формула-1» вряд ли кого-то из зрителей оставил равнодушным. И это притом, что все чаще можно услышать сетования на то, что сегодня шины во многом определяют исход гонки, не позволяя пилотам атаковать с «открытым забралом»
Станислав Шустицкий
Третий этап чемпионата мира в гонках «Формула-1» вряд ли кого-то из зрителей оставил равнодушным. И это притом, что все чаще можно услышать сетования на то, что сегодня шины во многом определяют исход гонки, не позволяя пилотам атаковать с «открытым забралом». Гонка в Шанхае, с одной стороны, подтвердила сей тезис, а с другой – опровергла. К примеру, квалификация положительных эмоций любителям автогонок не добавила. Уже в ходе свободных заездов стало ясно, что состав Soft сможет без явной деградации отработать не более пяти кругов А потому и заезды квалификационные были подчинены в большей степени стратегическим схемам, чем сражению за «поул». Ярким примером может служить решение Red Bull «не пускать» на быстрый круг Себастьяна Феттеля, давая ему возможность стартовать в гонке на шинах состава Medium. Правда, с девятой позиции… В тоже время и Льюис Хэмилтон (обладатель поул-позишн), и Кими Райкконен, и Фернандо Алонсо «схлестнулись» в борьбе за лучшую стартовую позицию, и на стартовой решетке мы могли лицезреть перевернутую схему будущего подиума Гран-при Китая. В данном случае тактика Red Bull в отношении Феттеля явно не сработала, а вот решение McLaren в отношении Дженсона Баттона, выехавшего на заключительный сегмент квалификации на шинах Medium и стартовавшего в гонке с восьмой позиции, выглядело гораздо интереснее. Свой первый пит-стоп Феттель провел на 14-м круге, а Баттон находился на трассе на стартовом комплекте шин до 23-го круга. Кроме того, нельзя не учитывать трафик, в котором оказался Себастьян сразу после старта в то время, как и Хэмилтон, и Алонсо, и Райкконен, который, правда, запоздал со стартом и пропустил вперед Фелипе Массу, имели перед собой оперативный простор. И стоит ли в подобной ситуации пенять на шины?
А вот для кого Гран-при Китая стал настоящим кошмаром, так это для Марка Уэббера. Все то, что происходило с австралийцем в этот уикенд, даже дало повод говорить о неких «намеренных действиях». Вот только чьих? Сначала Марк остановил свой болид в ходе квалификации из-за падения давления в топливной системе. Ну, бывает… Но топлива в баке оказалось настолько мало, что из него не удалось откачать необходимого для анализа количества. В результате Марк был исключен из протокола квалификации и отправился в гонку с пит-лейн. Но и на этом злоключения Марка не закончились: после столкновения с Жан-Эриком Вернем он отправился в боксы для замены носового обтекателя и шин, но на трассу вернулся с незакрепленным задним колесом. Апофеозом этого кошмара стало решение стюардов гонки о том, что в коллизии с Вернем виновен Марк, а посему он должен быть наказан потерей трех стартовых позиций на предстоящем Гран-при Бахрейна. Глядя на все то, что с Уэббером происходило в Китае, вряд ли кто-либо пытался рассуждать о том, какую шинную стратегию избрали для Марка в Red Bull.
Эстебан Гутьеррес (Sauber) выбыл из гонки после столкновения с Адрианом Сутилем (Force India). Фото: ESPN F1
А вот в Ferrari стратегия использования «неудобного» Soft и «более-менее подходящего» Medium сработала великолепно. Во всяком случае, в отношении Фернандо Алонсо. Но язык не повернется сказать, что победа была завоевана исключительно благодаря тактическим решениям - Фернандо провел блестящую и абсолютно безупречную гонку. Свой первый обгон он провел в самом начале гонке, на том самом пресловутом Soft, обойдя Льюса Хэмилтона. Затем, перед своим вторым пит-стопом, он обогнал лидировавшего в гонке Дженсона Баттона (и для Дженсона и для Серхио Переса McLaren избрал тактику всего двух пит-стопов). Третьим, кто не устоял перед атакой Фернандо, стал Себастьян Феттель. А когда на последних кругах преимущество Алонсо составляло десять секунд и его гоночный инженер Андреа Стелла попросил его не атаковать, Фернандо спокойно ответил, что не атакует… Безусловно, в свой актив эту гонку может занести и пилот Lotus Кими Райкконен, хотя финн своему второму месту был не очень доволен. Что ж, его максимализм хорошо известен. Кстати, если вернуться к вопросам стратегии и тактики, то в Lotus переиграли Mercedes: Кими раньше зазвали на пит-стоп, чем Хэмилтона и это позволило пилоту Lotus оказаться впереди после того, как пит-стоп провели в Mercedes. А на заключительных кругах гонки Льюис больше думал о том, как избежать атаки Себастьяна Феттеля, максимально взвинтившего темп на свежем комплекте Soft. Вот таков он, этот шинный покер…
В квалификации был хорош Даниэль Риккардо… Фото: ESPN F1
Кошмар Гран-при Китая для Марка Уэббера начался с квалификации. Фото: ESPN F1
Льюис Хэмилтон со старта сохранил лидерство. Фото: ESPN F1
Результаты квалификации Гран-при Китая
1. Л. Хэмилтон |
Mercedes |
1 |
1:35.793 |
1:35.078 |
1:34.484 |
2. К. Райкконен |
Lotus |
12 |
1:37.046 |
1:35.659 |
1:34.761 |
3. Ф. Алонсо |
Ferrari |
5 |
1:36.253 |
1:35.148 |
1:34.788 |
4. Н. Росберг |
Mercedes |
2 |
1:35.959 |
1:35.537 |
1:34.861 |
5. Ф. Масса |
Ferrari |
3 |
1:35.972 |
1:35.403 |
1:34.933 |
6. Р. Грожан |
Lotus |
8 |
1:36.929 |
1:36.065 |
1:35.364 |
7. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
11 |
1:36.993 |
1:36.258 |
1:35.998 |
8. Д. Баттон |
McLaren |
7 |
1:36.667 |
1:35.784 |
2:05.673 |
9. С. Феттель |
Red Bull |
6 |
1:36.537 |
1:35.343 |
Без результата |
10. Н. Хюлкенберг |
Sauber |
10 |
1:36.985 |
1:36.261 |
Без результата |
11. П. ди Реста |
Force India |
15 |
1:37.478 |
1:36.287 |
|
12. С. Перес |
McLaren |
9 |
1:36.952 |
1:36.314 |
|
13. А. Сутил |
Force India |
14 |
1:37.349 |
1:36.405 |
|
14. М. Уэббер |
Red Bull |
4 |
1:36.148 |
1:36.679 |
|
14. П.Мальдонадо |
Williams |
13 |
1:37.281 |
1:37.139 |
|
15. Ж.Вернь |
Toro Rosso |
16 |
1:37.508 |
1:37.199 |
|
16. В.Боттас |
Williams |
17 |
1:37.769 |
||
17. Э.Гутьеррес |
Sauber |
18 |
1:37.990 |
||
18. Ж.Бьянки |
Marussia |
19 |
1:38.780 |
||
19. М.Чилтон |
Marussia |
20 |
1:39.537 |
||
20. Ш.Пик |
Caterham |
21 |
1:39.614 |
||
21. Г.ван дер Гарде |
Caterham |
22 |
1:39.660 |
|
Результаты Гран-при Китая
1. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:36:26.945 |
2. К. Райкконен |
Lotus |
+ 10.168 |
3. Л. Хэмилтон |
Mercedes |
+ 12.322 |
4. С. Феттель |
Red Bull |
+ 12.525 |
5. Д. Баттон |
McLaren |
+ 35.285 |
6. Ф. Масса |
Ferrari |
+ 40.827 |
7. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
+ 42.691 |
8. П. ди Реста |
Force India |
+ 51.084 |
9. Р. Грожан |
Lotus |
+ 53.423 |
10. Н. Хюлкенберг |
Sauber |
+ 56.598 |
11. С. Перес |
McLaren |
+ 1:03.860 |
12. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
+ 1:12.604 |
13. В. Боттас |
Williams |
+ 1:33.861 |
14. П. Мальдонадо |
Williams |
+ 1:35.453 |
15. Ж. Бьянки |
Marussia |
+ 1 круг |
16. Ш. Пик |
Caterham |
+ 1 круг |
17. М. Чилтон |
Marussia |
+ 1 круг |
18. Г. ван дер Гарде |
Caterham |
+ 1 круг |
Причины сходов
Н. Росберг |
Mercedes |
стабилизатор поперечной устойчивости |
М. Уэббер |
Red Bull Racing |
крепление колеса |
А. Сутил |
Force India |
авария |
Э. Гутьеррес |
Sauber |
авария |
Положение в чемпионате : Зачет пилотов
1. С. Феттель |
Red Bull Racing |
52 |
2. К. Райкконен |
Lotus F1 Team |
49 |
3. Ф. Алонсо |
Scuderia Ferrari |
43 |
4. Л. Хэмилтон |
Mercedes AMG |
40 |
5. Ф. Масса |
Scuderia Ferrari |
30 |
6. М. Уэббер |
Red Bull Racing |
26 |
7. Н. Росберг |
Mercedes AMG |
12 |
8. Д. Баттон |
McLaren |
12 |
9. Р. Грожан |
Lotus F1 Team |
11 |
10. П. ди Реста |
Sahara Force India F1 Team |
8 |
11. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
6 |
12. А. Сутил |
Sahara Force India F1 Team |
6 |
13. Н. Хюлкенберг |
Sauber F1 Team |
5 |
14. C. Перес |
McLaren |
2 |
15. Ж.-Э.Вернь |
Toro Rosso |
1 |
Кубок Конструкторов
1. Red Bull Racing |
Renault |
78 |
2. Scuderia Ferrari |
Ferrari |
73 |
3. Lotus F1 Team |
Renault |
60 |
4. Mercedes AMG |
Mercedes |
52 |
5. McLaren |
Mercedes |
14 |
6. Sahara Force India F1 Team |
Mercedes |
14 |
7. Toro Rosso |
Ferrari |
7 |
8. Sauber F1 Team |
Ferrari |
5 |