В нынешнем году Skoda празднует 110-летие участия в гонках, и этот юбилей было решено отметить историческими покатушками, прошедшими на родине марки
Максим Федоров
В нынешнем году Skoda празднует 110-летие участия в гонках, и этот юбилей было решено отметить историческими покатушками, прошедшими на родине марки
Небольшое уточнение: 110 ЛЕТ назад марка Skoda еще не существовала, а будущие ее основатели, Лаурин и Клемент, в то время выпускали не автомобили, а велосипеды и мотоциклы. Именно последние открыли для чешской компании двери в большой спорт. К 1904 году мотоциклы Laurin&Klement приняли участие в 64 гонках, одержав победу в 56 из них! А уже с 1906 года честь марки на гоночных трассах отстаивали автомобили, причем также весьма успешно. Пять лет подряд, с 1910 по 1914 годы, чехи побеждали в "Альпийском ралли", а в 1936-м родстеру Skoda Popular достались второе и третье места на престижном ралли "Монте-Карло".
|
Вот так Skoda 130 LR едва не улетела с трассы |
В салоне "старичков" все по-взрослому: клетка безопасности, гоночные "ковши"... |
Раллийная версия Skoda 1000 MB, первой заднеприводной модели компании, развивала лишь 64 л.с., но и весила машина менее 800 кг
© Фото: Skoda
Впервые машины L&K победили в 1908 году, в гонке Санкт-Петербург — Москва
© Фото: Skoda
В послевоенные годы Skoda пришлось изрядно урезать спортивный бюджет. Но, несмотря на нехватку денег, в компании продолжали строить гоночные машины, включая и такие необычные, как Spider с корпусом из стекловолокна или болид "Формулы-3". Впрочем, основным источником гоночных трофеев для Skoda по-прежнему оставалось ралли. И здесь наибольшего успеха добилась модель 130 RS, выигравшая множество состязаний в категории автомобилей с двигателем объемом до 1300 куб. см, в том числе и ралли "Монте-Карло", где в 1977 году чешские гонщики заняли две высшие ступени пьедестала.
Уникальная Skoda 1100 OHC Spider была выпущена всего в двух экземплярах
© Фото: Skoda
Не менее уникальное купе
© Фото: Skoda
Благодаря компании Skoda эту легендарную машину в образе реплики, как и воссозданные чешскими энтузиастами модели 1000 MB и 130 LR, мне удалось не только увидеть, но и "объездить". Правда, лишь в кресле штурмана: по соображениям безопасности организаторы мероприятия решили журналистов за руль не пускать. И правильно сделали! В первом же заезде водитель Skoda 130 LR, он же владелец автомобиля, переборщил со скоростью, и в повороте нас развернуло почти на 180 градусов. Машина застыла в паре метров от металлического ограждения… Мне "повезло" — этот вылет был единственным происшествием того дня, и дальнейшее погружение в спортивное прошлое Skoda прошло уже без эксцессов.
Первый и последний опыт Skoda в строительстве болидов "Формулы-3"
© Фото: Skoda
Самая удачная спортивная Skoda прошлого столетия — раллийная 130 RS
© Фото: Skoda
На следующий день мы отправились на ралли "Чески Крумлов", где такие же раритеты состязались бок о бок с современными раллийными болидами WRC, участвующими в отборочном этапе Чемпионата Европы. "Старикам" не пришлось биться с "молодежью" — заезды шли отдельно, но условия для машин были одни и те же. При этом пилоты олдтаймеров не давали своим авто никаких поблажек, выжимая из них все соки. И это было что-то: видеть, как тарахтящий "Трабант" пыжится изо всех сил, чтобы не отставать от грозно рычащей "Лянчи", на порядок превосходящей его в мощности. Или как пожилой "Вартбург", раскачиваясь, словно лодка на волнах, пытается не промазать мимо поворота. Зрелище незабываемое! А уж повстречать здесь раллийную версию нашей "пятерки" для меня вообще было большой неожиданностью.
К сожалению, посмотреть все "допы" этого ралли нам не удалось — нужно было возвращаться в Россию. И уже дома я узнал, что Skoda отпраздновала в Крумлове двойную победу: чешские машины выиграли как по результатам заездов олдтаймеров (победила модель 130 LR), так и в зачете WRC. Причем в последнем случае пилот Skoda Fabia S2000 Роман Креста отпраздновал свою 7-ю победу в ралли "Чески Крумлов", установив рекорд для этой гонки, отмечающей, кстати, свой 40-летний юбилей.
Победители ралли "Чески Крумлов" в "молодежном" зачете — экипаж Skoda Fabia S2000 под управлением Романа Кресты
© Фото: Skoda