Top.Mail.Ru
Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

29.05.2009
В уютном немецком ресторанчике, за бокалом французского вина, я беседую с Эммануэле Дель Осте, итальянским спортивным менеджером. Причиной встречи стало выступление российского гонщика в чемпионате GT Open в составе швейцарской команды

Станислав Шустицкий

В уютном немецком ресторанчике, за бокалом французского вина, я беседую с Эммануэле Дель Осте, итальянским спортивным менеджером. Причиной встречи стало выступление российского гонщика в чемпионате GT Open в составе швейцарской команды. Поистине, спорт не имеет границ

Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

Эммануэле Дель Осте

© Фото: Blue Star

Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

Эммануэле Дель Осте

© Фото: Blue Star

В прошлом году автогонщик Вадим Кузьминых пригласил меня на один из этапов серии GT Open. Если честно, то мало что зная об этом чемпионате, я принял приглашение лишь потому, что хотел своими глазами увидеть новую городскую трассу в Валенсии. Лично меня гонки «гран туризмо» не разочаровали. А вот для Вадима, проводившего полноценный сезон в европейском чемпионате GT3 в составе команды S-berg Racing на Lamborghini Gallardo, это не слишком удачное выступление на испанской трассе стало своеобразным моментом истины.

«Эта гонка была пробной, но следующий сезон хотел бы провести именно в GT Open. Правда, в другой команде и на другом автомобиле. И, скорее всего, для решения этой задачи воспользуюсь услугами профессионального менеджера — устал от необходимости лично, причем безрезультатно, решать вопросы взаимоотношений внутри команды», — таким было решение Вадима Кузьминых. А в качестве «управляющего делами» пилота из России был выбран итальянец Эммануэле Дель Осте.

В Италии Эммануэле окончил университет по специальности «Автомобильный инженер», но инженерная работа в чистом виде его мало привлекала. Больший интерес вызывал спортивный менеджмент, которому он учился, помогая своему приятелю-гонщику, выступавшему в соревнованиях GT. Это позволило ему увидеть гонки изнутри, узнать пилотов и завести знакомства среди руководителей команд. Так хобби превратилось в профессию, а пять лет назад вместе с Руди Полато он зарегистрировал компанию Blue Star, специализирующуюся на спортивном менеджменте. По словам Эммануэле, сегодня в Италии подобным бизнесом занимаются пять-шесть компаний и наиболее авторитетная из них принадлежит действующему пилоту «Формулы 1» Джанкарло Физикелле. В востребованности новой специальности Эммануэле не сомневался: «В Италии очень популярен картинг, и проблем для занятия им нет, так что на этом уровне для спортсмена все легко. А вот переход из картинга в “формулу” очень важен. И если очередной шаг сделан неверно, это может серьезно повлиять на всю дальнейшую карьеру в автоспорте».

Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

Эммануэле Дель Осте

© Фото: Blue Star

Эммануэле Дель Осте. Тройственный союз

Лорисс Кессель

© Фото: Blue Star

И действительно, обращений в Blue Star становилось все больше. Причем не только со стороны молодых гонщиков: сюда приходили и опытные пилоты, и руководители гоночных команд. В свою очередь, работа по селекции как пилотов для команд, так и команд для гонщиков потребовала досконального изучения рынка. И не только итальянского или европейского, но и заокеанского.

Сегодня в реестре клиентов компании команды и пилоты, выступающие в сериях GT2, GT3, Formula 3 и «новорожденной» Formula 2, в мотоциклетных гонках классов Moto GP и Superbike, гонщики катеров классов 3C и Offshore. Но менеджеры Blue Star работают не только в рамках технических видов спорта. Так, под патронажем компании находится профессиональная велогонщица, а одним из новых направлений стал гольф. Но насколько можно стандартизировать менеджмент в столь разных видах спорта?

«Все то же самое, за исключением нюансов, — считает Эммануэле. — Если схематично, то в мотоциклетном, автомобильном и водно-моторном спорте гонщик должен принести деньги в команду, где предполагает выступать. А вот велогонщику бюджет не нужен. Наоборот, за свои физические кондиции ты будешь получать деньги от команды».

И если в первом случае менеджер думает о максимальной пользе вложенных денег для карьерного роста гонщика, то во втором предполагается некий баланс между финансовыми интересами команды и материальным благополучием спортсмена. Разумеется, на фоне достигнутых результатов. И еще. И перед 17‑летним пилотом, выступающим в Formula Renault, и перед 35‑летним гонщиком GT, и перед ветераном гонок океанских катеров, перешагнувшим полувековой рубеж, стоит одна задача — победить. Разница лишь в том, что с молодым спортсменом, не имеющим жизненного опыта, необходимо проводить больше времени в боксе, помогая ему наладить взаимоотношения с командой.

Существует ли у менеджера стройный стратегический план карьеры юного гонщика, венцом которого станет «Формула 1»? Или каждый новый шаг определяет и новые варианты развития той самой карьеры? «Такой же вопрос задают мне большинство отцов, мечтающих об успешной гоночной карьере своих детей, — усмехается Эммануэле. — Да, я готов нарисовать план, расписать бюджет, помогу в эффективном расходовании денег и смогу в какой-то мере обезопасить развитие карьеры. Но я не бог, и здесь нужно понять главное: как только пилот закрыл забрало шлема и выехал с пит-лейн, он остается один. И пока он на трассе, помочь ему я ничем не могу». Вряд ли здесь можно что-либо возразить.

А что касается теории, то Эммануэле тут же на салфетке набросал идеальный план прихода в «королевские» гонки: в 14–15 лет завершение выступлений в картинге, затем сезон, к примеру, в Formula BMW. Следующий этап — пара сезонов в английском, испанском или итальянском чемпионатах Formula 3, а затем, если позволит бюджет, серия GP2, за которой сегодня внимательно следят менеджеры команд «Формулы 1». «Во многом это напоминает игру в карты: повезет — не повезет. Должна сойтись комбинация: мастерство, бюджет и удача. И грамотное расходование бюджета в ней крайне важно. Нужен баланс: не переплатить и не пытаться сэкономить. И это задача менеджера. И если передо мной встанет дилемма кого предпочесть: талантливого пилота с ограниченными средствами, или посредственного с бюджетом, я выберу второго. Ничего личного. Просто во втором случае будет больше возможностей для учебы, для тестов. Разве можно построить хороший дом без достаточной суммы денег?», — считает Эммануэле.

Вторая бутылочка вина, уютный интерьер ресторанчика и шестизначные цифры в контрактах пилотов, о которых мы говорили, не сразу заставили вернуться к реалиям современной жизни, сотрясаемой экономическим кризисом. Разумеется, эта напасть не обошла стороной и спорт, в том числе автомобильный. Эммануэле признает, что многие пилоты были вынуждены отказаться от выгодных в финансовом плане контрактов: даже льготные предложения команд им оказались не под силу. В таких условиях сложно работать и руководителям команд, и менеджерам пилотов, которым приходится предлагать своим клиентам переход в бюджетные серии гонок и классы автомобилей. Понятно, что и команды, делая крайне выгодные предложения, не могут опуститься ниже определенного предела. Так что же, дорога к «Формуле 1» становится все более тернистой, и, возможно, услуги спортивного менеджера станут менее востребованы?

«Отнюдь нет, — считает Эммануэле. — Если говорить о пути к “Формуле 1”, то моей “конечной станцией” становятся не команды “Больших призов”, их “младшие братья” из GP2 или Formula 2, так как менеджеры F1 — это отдельный клан. Не скрою, мне было бы приятно, если бы кто-то из пилотов предложил остаться с ним и в “Формуле 1”. Но я профессионал и трезво оцениваю ситуацию. А что касается моей работы, то кроме “Формулы 1” есть DTM, FIA GT, GT Open, NASCAR — список можно продолжать и продолжать. И любой из этих серий нужны быстрые гонщики. А значит, и менеджеры».

«Теперь только гонки!»

Вадим Кузьминых:

— В прошлом году окончательно убедился в необходимости «тройственного союза»: гонщик — менеджер — команда. На финише сезона мой новый менеджер Эммануэле Дель Осте провел переговоры с рядом команд, по результатам которых предложил несколько вариантов. Разумеется, окончательный выбор был за мной, и сделан он был в пользу очень сильной команды Kessel Rasing. Отныне менеджер ведет все дела, касающиеся финансовых отношений, через него я могу высказать возможные претензии к условиям моего пребывания в команде. Очень серьезным был подход и к выбору моего партнера: это важное условие абсолютно не учитывалось руководителем прежней команды, в которой я выступал. Стоит отметить, что Эммануэле занимается всеми моими гоночными делами, не ограничиваясь нынешними выступлениями в серии GT Open: мы рассматриваем возможность участия в других сериях, чемпионатах, тестах. Но главное, он помог мне морально: в России почему-то принято считать, что в 36 лет уже невозможно добиться успеха на гоночных трассах.

Что касается денег, то я могу сравнить серии FIA GT и GT Open — их бюджеты абсолютно равноценны. Но организация гонок GT Open гораздо лучше, да и отдача от СМИ для спонсоров здесь выше. Стоимость сезона на автомобиле группы GT3, включающего восемь гоночных уик-эндов (16 гонок) начинается с 150 000 евро. Было выгодное предложение проехать этот же сезон на автомобиле GT2 за 200 000 евро («базовая» стоимость участия в этом классе — около 300 000), но мы посчитали, что скорость моей нынешней Ferrari 430 GT3 не слишком уступает машине «старшей» категории. Продолжая разговор о финансах, могу отметить, что услуги менеджера составляют примерно 5% от стоимости контракта, но для выступления в нынешней топ-команде мне потребовался бюджет на 40% меньше, нежели в прошлогодней, отнюдь не лидировавшей команде. Согласитесь, это еще один аргумент для работы с менеджером.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное