Когда Джереми Кларксон составлял перечень красивейших дорог мира, он сделал большую ошибку, не включив в него дороги Алтая. Без Чуйского тракта и перевала Кату-Ярык, который мы преодолели за рулем суперкроссоверов Urus, этот список можно считать неполным.
Максим Федоров
Если вы слышали песню про Манжерок, то вы уже кое-что знаете про Алтай. А если бывали здесь, пробовали алтайский мед с кедровыми орехами, пили пантогематоген и сплавлялись по реке Катунь, то познали этот край примерно наполовину. Почему наполовину? Да потому что настоящий Алтай, тот, который Рерих писал на своих картинах, начинается гораздо дальше. Чтобы увидеть живьем разноцветные горы и проехать по красивейшим серпантинам, нужно двигаться по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. Именно это мы и сделали кавалькадой из десяти Lamborghini Urus, которые организаторам путешествия пришлось собирать по всей стране. Часть машин были даже без номеров и смотрелись на фоне космических пейзажей Алтая как материализовавшиеся со страниц рекламных буклетов шоу-кары, сотрясающие воздух из настроенных глушителей Akrapovic раскатами и отстрелами, вылетающими из V-образных «восьмерок».
Свой путь мы начали со стороны Телецкого озера, куда машины доставили на пароме. Это озеро входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых больших и глубоких в России. Неудивительно, что эти места облюбовали многие российские богачи. Тех, кто пока не входит в список Forbes и не в состоянии купить кусочек заповедной зоны, могут ненадолго почувствовать себя в роли олигарха на базе отдыха Altay Village. Эта база находится на берегу озера, куда можно добраться только на катере (плыть примерно полчаса) или вертолете. Ценник на проживание многим покажется заоблачным, но он оправдан скромным номерным фондом гостевых домов из кедра, потрясающими видами и отменным сервисом. Кстати, одна из особенностей туристической инфраструктуры Алтая — это резкое расслоение по уровню цен. Здесь можно найти либо бюджетные турбазы, либо очень дорогие клубные отели.
Переночевав в Altay Village, мы выдвинулись к точке старта на южном берегу Телецкого озера, базе отдыха «Кырсай» — плыть сюда на катере два часа. Буквально от самого берега, где нас ждали намытые и накормленные «Ламбо», началось бездорожье. Хотя по сравнению с тем, что нас ждало впереди, на перевале Кату-Ярык, это была не такая уж плохая дорога. По пути к нашим итальянским «быкам» то и дело выходили вальяжные коровы, снижая и без того небыстрый темп движения автоколонны. Коров, лошадей и прочий домашний скот здесь никто не пасет — местные выпускают его на откорм весной и забирают осенью. Благодаря этому повсюду мы видим удивительно аккуратный газон — животные общипывают траву, придавая здешним диким местам очень ухоженный вид.
Говоря «дикие», я имел в виду не только природу, но и блага цивилизации, которых тут попросту нет. О мобильной связи и интернете можно забыть, единственное средство коммуникации с внешним миром — спутниковый телефон. Нет здесь и электричества: попадающиеся по пути редкие турбазы питаются от бензогенераторов. Идеал для тех, кто мечтает пожить в полном единении с природой. Но в наши планы это не входило: к вечеру мы должны были добраться до базы «Кочевник» в Чибите, до которой около сотни километров по бездорожью. А перед этим нужно было преодолеть перевал Кату-Ярык — пробитую в горе каменную дорогу с подъемом крутизной до 35 градусов.
Как оказалось, место это популярное — если прежде нам навстречу не попадалось ни одного автомобиля, то здесь машины двигались вниз по склону одна за одной. Устав пропускать, принимаем решение ехать вверх. Спускавшимся с горы пришлось притормозить на самом краю обрыва — расходимся едва не чиркая зеркалами. С внешней стороны неогороженного серпантина встречаем пару смятых железных «фантиков», в которых с трудом можно различить останки автомобилей — с горами шутки плохи. Но то, насколько впечатляюще выглядит этот перевал, понимаешь лишь на самом верху. От открывающегося вида захватывает дух, а глядя вниз на узкую полоску реки и кажущиеся спичечными коробками постройки у подножия горы, мурашки идут по коже.
Далее дорога не становится лучше, но высокопрофильная (если это вообще можно сказать про надетое на 21-дюймовые «катки») всесезонка Pirelli Scorpion Zero и регулируемая по высоте пневмоподвеска позволяют достаточно легко справиться с российским бездорожьем. Уверен, что даже на заводских испытаниях Urus не видел ничего подобного: ехавшие с нами представители компании Lamborghini сами были удивлены внедорожными способностями суперкроссовера. Однако, чтобы характер «Уруса» раскрылся в полной мере, нужно было добраться до асфальта.
Выехав на следующий день на Чуйский тракт, мы устремились в сторону Монголии. Здесь нас ждали не только фантастические трехмерные виды разноцветных гор (точь в точь как на картинах Рериха), но и извивающаяся змеей у их подножия отличная дорога. Помимо хорошего покрытия и интересного профиля у этой дороги есть еще одно важное преимущество — низкий трафик и хорошо просматриваемые прямики, на которых можно было почувствовать ураганную динамику 650-сильного автомобиля. Вот уж где я «взял быка за рога», точнее, за руль: сжав обшитый алькантарой обод, я слился с «Урусом» в единое целое, сбивая скорость карбоно-керамическими тормозами на входе в поворот и вжимая акселератор в пол на его апексе. Сотня километров пролетела как одно мгновение — еще пару часов в таком темпе, и мы бы встретились с монгольскими пограничниками, тем более что виза для пересечения границы россиянам не нужна.
Но нас ждал путь обратно. По мере приближения к Горно-Алтайску градус впечатлений от окружающих видов плавно понижался. Пожалуй, последняя точка на маршруте, которая оставила яркие воспоминания — это парк Чуй-Оозы, где сливаются две главные реки Алтая — мутная Чуя и прозрачно-бирюзовая Катунь. А все из-за передозировки красотами, которую мы получили в первые дни путешествия! На самом деле, лучше было ехать наоборот, от Горно-Алтайска в Чибит, а оттуда к Телецкому озеру с его водопадами, чтобы постепенно увеличивать накал эмоциональных страстей — тогда бы не было такого быстрого перенасыщения крутейшими видами Алтая.
Наша экспедиция завершилась в начальной точке маршрута. По сути, мы проехали по «Золотому кольцу» Алтая, которое гарантирует незабываемые впечатления. Наш маршрут может повторить любой, причем необязательно на Lamborghini Urus – для этого подойдет даже велосипед.
Калькулятор путешествия |
|
Стоимость отеля/апартаментов (двухместный номер) | от 600 до 60 000 р. |
Средний счет в ресторане | от 1000 р. |
Протяженность маршрута | 1237 км |
Общее время в пути | 22:21 ч |
Cтоимость топлива | 46 р./л |
Средний расход топлива | 18,0 л/100 км |
Макс. разрешенная скорость | 90 км/ч |
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови | до 0,16 промилле |