В рамках проекта Land Rover «Открывая Россию» нам предстояло совершить автомобильную экспедицию на северный холодный остров Ямал, который расположен на территории вечной мерзлоты
Сергей Сахаров
Семь часов утра, у аэропорта Нового Уренгоя выстроился ряд «Лендроверов», готовых принять на борт участников экспедиции. Погода радует, температура всего –20 градусов, а еще пару дней назад было –40. Сегодня предстоит долгая поездка до вахтового поселка газовиков Ямбург, откуда будет совершен главный этап экспедиции: переезд через Обскую губу — крупнейший залив Карского моря. Доехать до Ямбурга не так просто, необходимо получить разрешение и оформить пропуск для посещения вахтового поселка.
Но сначала экскурсия в «Музей истории добычи газа». На Ямале сосредоточено 20 % российских запасов природного газа. Газовое месторождение в Ямало-Ненецком округе было открыто в 1966 году.
УКГП — завод по добыче и переработке газа для дальнейшей транспортировки по газопроводу
Запасы оказались настолько велики, что открытие означало собой новый этап в развитии газовой промышленности Советского Союза и стало стратегической задачей развития топливно-энергетического комплекса страны. С того момента один за другим от месторождения потянулись магистральные газопроводы.
Сегодня Уренгойское месторождение является крупнейшим в России и Европе. В экспозиции музея собраны фотографии, вахтовые журналы и другие артефакты, отображающие хронологию истории добычи газа. Отдельный интерес представляет реконструкция быта и уклада жизни геологов-первопроходцев.
«Музей истории добычи газа» знакомит с бытом геологов-первопроходцев и жизнью северных народов
На второй день экспедиции должен состояться переезд из Ямбурга в Новый Порт по зимнику залива Карского моря с предварительным заездом на УКГП (установку комплексной подготовки газа) и в мерзлотник. УКГП — огромный завод по обработке газа. Добытый газ несколько раз очищается от химических и механических примесей, осушается от влаги и сжимается, что обеспечивает необходимое давление для последующей подачи в магистральный газопровод.
Еще одна достопримечательность Ямбурга: мерзлотник — огромный природный холодильник, вырытый в 1980-х годах для хранения продуктов для нужд газовиков. Сегодня мерзлотник не эксплуатируется. Он превращен в музей и радует посетителей антуражем стен, усыпанных кристаллами ледяного нароста. Повышение температуры в первый день экспедиции сыграло злую шутку. Во второй день разыгралась сильнейшая пурга, и МЧС закрыло переезд через Обскую губу. Маршрут экспедиции пришлось перекраивать в срочном порядке и направляться в сторону «мертвой дороги».
Ямбургский мерзлотник — гигантский естественный холодильник, вырытый для хранения продуктов в 80–е годы 20 века
В сталинское время силами заключенных ГУЛАГа строилась 501-я Трансполярная железнодорожная магистраль «Чум — Салехард — Игарка». В результате «мертвая дорога» оказалась никому не нужна, оставив после себя разрушенные пути, заборы и лагерные бараки.
Недостроенная 501-я магистраль «Чум — Салехард — Игарка»
Сохранившиеся бараки узников лагеря ГУЛАГ
Вдоль 501-й магистрали проходит зимник «Надым — Салехард». Зимник — это дорога, которая эксплуатируется только в зимних условиях, часто проходящая по рекам и болотам. Полотно зимника очищают и специально уплотняют с помощью грейдеров. На такой трассе прекрасно проявила себя фирменная система адаптации к дорожным условиям Land Rover Terrain Response. Подстраиваясь под тип поверхности, она помогала автомобилям без труда преодолевать крутые склоны, рыхлые участки, ледяные наросты и снежные переметы.
Ненцы — коренной народ Ямала. Во время экспедиции удалось повстречаться с представителями этой нации. Уклад жизни ненцев с приходом цивилизации практически не меняется. Они все так же ведут кочевой образ жизни, живут в чумах, занимаются оленьими стадами, охотой, рыбалкой и собирательством. Ямал — суровый и удивительный край, на долю которого выпало стать природной сокровищницей страны, сохранив при этом свою уникальность и самобытность.
Чум — основное жилище ненцев