Один из вариантов увлекательного семидневного путешествия по окрестностям Рыбинского водохранилища мы опробовали на трех полноприводных автомобилях Volkswagen и зимних шинах Continental.
Александр Демешев
От Весьегонска до Устюжны нашу экспедицию ждали несколько километров асфальта, далее — грейдер с участком старого Екатерининского тракта. Мощеная булыжником дорога стала хорошим местом для проверки автомобилей и шин. Как мы и предполагали, для плотно настроенных подвесок наших автомобилей Volkswagen, особенно для семейства Multivan, относительно мягкие Continental Winter Viking оказались предпочтительнее, чем более внедорожные шины класса AT, установленные на PanAmericana (у этих существенно жестче боковина). Причем на песчаных берегах водохранилища, по которым нам приходилось ездить, «Викинг» вел себя ничуть не хуже, чем All Terrain.
Берег впадения реки Сить в Рыбинское водохранилище
© Фото: организаторов экспедиции
Екатерининский тракт привел нас в Устюжну, что впервые упоминается в летописях 1252 года как Устюг-Железный. Позже, к XVII веку, Устюжна становится вторым после Тулы центром русской металлургии и оружейного дела. Именно здесь в 1630‑м году были изготовлены решетки к воротам многих башен Московского Кремля. А еще через 200 лет, в 1829‑м, этот город посетил вологодский помещик Платон Волков, ставший прообразом гоголевского Хлестакова: местные чиновники приняли его за столичного ревизора, о чем вскоре прознал Николай Васильевич, сам никогда здесь не бывавший.
Указатель
© Фото: организаторов экспедиции
Самая тяжелая для нас часть пути пролегала по участку дна водохранилища, которое часто обнажается по осени из-за падения уровня воды. В это время по прибрежной части дна можно двигаться на полноприводных автомобилях.
Для многих из нас было очевидно, что Amarok без труда справится с мокрым песком. Главное, в ответственный момент не потерять тягу. Однако то, что здесь почти столь же уверенно пройдут и микроавтобусы, стало сюрпризом. Тем не менее полный привод, нормальные шины и дополнительная возможность блокировки задних дифференциалов сделали свое дело. Лишь однажды в этой песочнице застрял PanAmericana, и его пришлось дергать пикапом (кстати, «пострадавший» был обут в шины AT, условно более внедорожные, чем зимние шины Continental Viking). Как нельзя кстати оказался припасенный организаторами специальный динамический (он же рывковый) трос Pro Comp из арсенала джиперов.
Внутри Храма Архангела Михаила в селе Прозорово
© Фото: организаторов экспедиции
Еще одним приятным сюрпризом стал раскинувшийся на берегах Рыбинки отель Grand Adventure со стоянкой для катеров и вертолетной площадкой. Никак не ожидали увидеть такой сервис среди бедных, чего греха таить, деревень и очень посредственных дорог, больше похожих на направления.
В селе Прозорово довелось познакомиться с уникальным человеком. Настоятель храма Михаила Архангела поразил нас всех, независимо от отношения к религии. Организатор и вдохновитель сохранения исторического наследия своего края, наставник воскресной детской школы, краснодеревщик, звонарь… Впрочем, все эти характеристики не дают понять сути. Батюшка организует субботники, занимается восстановлением храмов, в том числе в соседних районах, возит ослабевшим пенсионеркам дрова на тракторе, наставляет детишек на путь истинный — не только в вопросах вероисповедания, и даже помогает желающим отрокам заниматься биатлоном!
Город Мышкин, место собрания домов, мельниц, утвари, которые краевед Н. Гречухин собирал более 40 лет
© Фото: организаторов экспедиции
Из года в год воды водохранилища, отступая от берегов, выбрасывают на берег кости с затопленных в 1940‑е годы погостов. Отец Анатолий предает останки земле и служит по усопшим молебны, на которые приезжают паломники, в том числе потомки тех, кто жил в здешних краях до затопления.
Музеев по берегам Рыбинки немало, правда об их расположении лучше интересоваться до поездки. Можно посетить самый большой в Европе музей гидроэнергетики (в Угличе) и музей Мологского края, существующий с 1995 года в Рыбинске. Еще несколько краеведческих музеев собраны в Мышкине. Тут один из энтузиастов, Владимир Александрович Гречухин, больше 40 лет собирает все, что представляет исторический интерес.
Берег Рыбинского водохранилища рядом с Черкасским мысом
© Фото: организаторов экспедиции
Вид с колокольни в селе Прозорово
© Фото: организаторов экспедиции