Мы обкатали Duster новой ограниченной серии Dakar по «диким степям» и предгорьям Кавказа. В ходе двухдневной экспедиции этот покоритель российского рынка кроссоверов показал себя прекрасно обученным бойцом, готовым на подвиги
Андрей Машнин
Renault Duster - имя его довольно скромное, не воинственное. Да и звание — кроссовер, а не внедорожник. Потому и ожидания от условий экспедиции были несколько скептическими. Что там может быть? Поле, проселок… Ну, ухабы… Вряд ли организаторы загонят нас во что-то серьезное. Настораживало, правда, что колесить по маршруту, согласно плану, предстояло два полных дня, от завтрака до заката. Для выставочного режима — явный перебор.
На тесте были бензиновые и дизельные «Дастеры» с механической коробкой передач
С утра — короткий инструктаж о местных особенностях движения в городе и на природе и о связанных с этим опасностях, как то: массовое лихачество, суровые полицейские и пограничники, злые пастушьи собаки, ядовитые змеи, голодные волки, острые камни. От последнего пункта нас должны были уберечь могучие внедорожные шины BFGoodrich All-Terrain T/A KO2, от всего остального — умеренность и аккуратность.
В преодолении бродов важную роль играли шины BFGoodrich
По пути из центра Тбилиси к его окраине волюнтаризм местных водителей показался изрядно преувеличенным. Да, суеты больше, но в пределах разумного. У нас тоже так ездили еще лет 15–20 назад, так что «руки-то помнят». Не сравнить ни с Шанхаем, ни даже, например, с Палермо, где из каждой подворотни могут выскочить на улицу на полном ходу, обозначая себя интенсивным «бибиканьем». Так что из города наша подрассыпавшаяся колонна в десять машин выбралась без проблем.
Вот и пригороды с советскими домами-коробками остались позади, дальше — сотня километров на юго-восток по шоссе почти без трафика, и вот мы съезжаем с трассы на проселок. Снега нет, солнце, хотя и прохладно. Все-таки зима. Сейчас наш путь лежит в Гареджийскую пустыню — к самой границе с Азербайджаном. Место глухое, но все же посещаемое, поэтому едем туда по какой-никакой дороге с редкими указателями. Издалека становится видна сторожевая башня на горе, встречаются и погранзаставы, с которых нас пристально разглядывают в бинокли.
У древнего монастыря Давид-Гареджа обнаруживаем некоторые признаки цивилизации: застывший на склоне молоковоз ЗИЛ и площадку для парковки. Осмотр достопримечательности занимает четверть часа — и едем дальше. Подумал тогда, что с этой частью маршрута я справился бы и на своем переднеприводном «Дастере». Однако же чистый туризм вскоре кончился. Некоторое время возвращаемся «по своим следам», но затем сворачиваем с укатанного проселка прямо в чистое поле. Следуя указаниям из рации выстраиваем автомобили шеренгой и слушаем задание на первый экспедиционный день.
Маршрут начался с посещения Давид-Гареджийского монастыря
Предстояло же нам пройти ряд контрольных точек, причем главное было — выдержать установленную среднюю скорость. Гнать к финишу смысла не имело, поскольку за ранний приезд начислялись штрафные баллы. Ориентирование — по планшету с «голой» картой и координатами. Ехать можно хоть напрямки, хоть в объезд, на твое усмотрение. Бывало, что следы чьих-то колес приводили в тупик, или же, наоборот, казавшийся издалека непроходимым участок при приближении радовал возможностью пролезть через него как-то «бочком». Так постепенно мы и втянулись в испытание нашего «Дастера» на прочность, то есть проходимость. Поначалу совались в эти буераки с опаской, с недоверием. Но чем дальше, тем больше крепчал оптимизм. К вечеру совсем освоились и поверили в машину Renault Duster — да, не подведет, вытянет. Видимо, таков и был замысел организаторов — подготовить экипажи к более серьезным делам второго дня.
Гареджийская пустыня — это скорее холмистая степь
Туризм за этими блужданиями по пустыне как-то отошел на второй план, но все же вид Алазанской долины вызвал чувство глубокого удовлетворения, как и милые сердцу бывшего советского человека встречавшиеся уже в темноте на трассе указатели на населенные пункты (один за другим): Карданахи, Гурджаани, Вазисубани, Цинандали… И ночевка в окрестностях Напареули.
Утро вновь было солнечным и морозным. И теперь наша сплотившаяся колонна направилась в сторону гор. Вот показался снежок, затем он уже был повсюду, и наконец мы въехали во вполне адекватные для декабря сугробы.
В этой комплектации Renault Duster — настоящий внедорожник
Есть в американских фильмах такие сцены, когда герои летят с горы «поперек» серпантина. Как Шварценеггер в «Коммандо», например. Вот уж не думал, что придется когда-нибудь проделать то же самое. Лететь, к счастью, не пришлось, все происходило в режиме Slow Motion, но по существу — то же самое. Особенно забавно было, когда при съезде на склон мимо нас по дороге проползла удивленная местная «Нива», а минут через десять — она же, еще более изумленная, когда мы опять повстречались с ней «этажом ниже».
Кроме этого, в программу «театра боевых действий» дня вошли тракторные колеи в грязи и снегу, овраги с топью в нижней части, броды до порогов, дрифт на плоском берегу, лавирование между камней и бревен, ямы, кочки, тряска. Удивительно! Он все прошел. Это казалось невероятным. Ведь это же просто «Дастер»! Но факт. Сто километров натурального бездорожья — это не показательная, предварительно обкатанная трасса где-нибудь в парке. Природа, почти дикая. Или же, наоборот, такое танковое месиво на «дороге», что не знаешь, что и лучше. Тут и шины, конечно, поработали на славу — мощное оружие. В целом — отличное сочетание. С таким в разведку? Да! Без сомнений.
Сторожевая башня отовсюду видна на большом расстоянии
Местные советуют заправляться на АЗС Socar. Так мы и сделали
Зимой здесь все выглядит довольно-таки сурово