На Лазурный берег Франции традиционно едут, чтобы отдохнуть на море либо спустить лишние деньги в местных казино и бутиках. Причем многие успевают сделать и то и другое. Мы же, прилетев в Ниццу, решили уехать подальше от моря и курортной суеты, чтобы взять штурмом высочайший перевал Старого Света — Коль-де-ла-Бонетт
Максим Федоров
Вообще-то, в хит-параде высотности европейских перевалов Коль-де-ла-Бонетт с его 2714 метрами над уровнем моря занимает лишь почетное 7-е место. Однако у него есть важная особенность: в отличие от более «рослых» соперников, заканчивающихся тупиком, этот перевал не является дорогой в один конец. При этом в его высшей точке у путешественника есть выбор — продолжить движение и спуститься с горы либо подняться еще выше и сделать круг почета на отметке 2802 метра. И это не предел: если спешиться, можно добраться до вершины горы, находящейся на высоте 2860 метров и насладиться потрясающим видом окрестностей с преобладанием голых скальных пород и снежных проталин.
Верхняя точка дороги, идущей через перевал Коль-де-ла-Бонетт. При желании можно подняться на машине еще немного, а далее придется идти уже пешком
Кстати, снег на этом перевале лежит даже в июне, а в мае его здесь столько, что по соображениям безопасности машины сюда не пускают. Коль-де-ла-Бонетт открыт всего 4 месяца в году — с июня по октябрь, и в этот период недостат ка в посетителях не испытывает. Здесь всегда полно байкеров и велосипедистов (несколько лет этот перевал принимал гонщиков Тур де Франс), а иногда попадаются и пешие туристы. Машин относительно немного, что дает возможность любителям адреналина пощекотать нервы на нескончаемых серпантинах. Но нужно быть осторожным — даже на такой высоте из-за поворота может неожиданно вылететь фура.
От Ниццы до перевала — рукой подать. Поэтому, чтобы растянуть путешествие на 2 дня, мы заехали в Италию
Из Ниццы кратчайший путь на Коль-де-ла-Бонетт лежит через городки Кастанье и Жозье. Дорога от аэропорта до вершины перевала займет всего пару-тройку часов в зависимости от загруженности дорог, мастерства водителя и стойкости пассажиров — чтобы выдержать длительное восхождение по петляющей, как змея, горной дороге, нужна крепкая вестибулярка. Но мы решили растянуть путешествие на два дня и взять перевал с тыла — со стороны Италии, по пути искупавшись в горной реке (холодная и кристально чистая вода прекрасно освежает после серпантинов) и заночевав в живописном местечке Кунео. Сюда мы добирались на полноприводном универсале Octavia, и если бы не чешские номера, сошли бы за своих — по любви к машинам с таким типом кузова с итальянцами могут поспорить только немцы.
В выборе универсала крылась и наша особая стратегия. Вместо него на стоянке в аэропорту можно было взять и самую горячую модель Skoda — 220-сильную Octavia RS. Но поскольку на следующий день машинами предстояло поменяться, мы уступили «эрэску» коллегам, чтобы стартовать на ней непосредственно к самому перевалу. Вот уж где удалось оттянуться на полную катушку! Чешский спорткар, казавшийся тихим и недостаточно агрессивным на городской равнине, в горах превратился в настоящего зверя! В спортивном режиме двигатель сам делал перегазовку при переходе на пониженную передачу, оглашая окрестности сочными раскатами выхлопа. Правда, переключение передач пришлось брать в свои руки — DSG пока не настолько сообразительна, чтобы самостоятельно скидывать ступень перед входом в поворот.
На высоте 2,7 км даже летом лежит снег, ну а в другое время года сюда вообще не добраться на машине
Подъем на перевал дается нелегко не только человеку: перепад давления и более разреженный воздух сбивает «дыхалку» 2,0-литрового турбомотора. Однако запас тяги здесь такой, что ее падение практически не ощущается. Да и в пылу азарта гонки разве до этого?! Лишь врывающийся в открытые настежь окна леденящий ветер (у подножья горы было плюс 30, а здесь вдвое меньше) да поистине космические пейзажи за бортом («воды нет, растительности нет...») напоминают о близости к вожделенной вершине. Наверху оказалось неожиданно многолюдно, но ни кафе, ни сувениров. Да и ниже по склону, даже возле приграничных укреплений легендарной линии Мажино, все закрыто — еще не сезон. Представляю, что здесь будет в июле-августе, когда в отпуска уйдет пол-Европы! Кстати, в самой Ницце уже был аншлаг: на улицах и в ресторанах не протолкнуться, хотя в июне море еще прохладное. В общем, проведя полдня на побережье, мы захотели обратно на перевал — там и воздух чище, и виды лучше. Да и купание в горной реке не идет ни в какое сравнение с морем, а с загаром вообще никаких проблем — главное одеться теплее.
Скудная растительность вершины перевала резко контрастирует с обильной зеленью самих гор
Практически пустой серпантин позволяет погонять. Но нужно соблюдать осторожность: из-за закрытого поворота может выскочить фура или местный лихач зайдет на встречку
Горы — отличная альтернатива для тех, кому приелся пляжный отдых Ниццы. Здесь также можно неплохо загореть, а заодно получить отличный заряд бодрости, искупавшись в горной речке
Калькулятор путешествия
Транспорт и проживание | |
Автомобиль | Skoda Octavia |
Стоимость отеля (2-меcтный номер), € | от 50 |
Средний счет в ресторане, € | 80 |
Дорога | |
Cтоимость топлива (Аи-95), € | 1,16—1,28 |
Средний расход топлива, л/100 км | 11 |
Протяженность маршрута, км | 450 |
Общее время в пути, ч | 8 |
Макс. разрешенная скорость, км/ч | 130 |
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови, промилле | до 0,5 |