Top.Mail.Ru
На Тянь-Шань!

На Тянь-Шань!

фото: автора и Volkswagen / 10.06.2016
В кризис бывшие советские республики становятся привлекательным направлением для российских поклонников автотуризма. Мы прокатились по Киргизии, оценив все плюсы и минусы поездки от Бишкека до Тянь-Шаня

Владимир Маккавеев

На Тянь-Шань!

Бишкек — город контрастов! Как ни банально звучит это определение, но точнее про столицу Киргизии, пожалуй, и не скажешь. Причем с каждым годом контрасты эти становятся все ощутимее. На фоне старой, донельзя обветшалой за пару первых постсоветских десятилетий застройки середины ХХ века редкие современные отели и бизнес-центры из стекла и бетона ка жутся диковинными кристаллическими пришельцами с другой планеты, невесть как попавшими в этот удручающий мир безграничного среднеазиатского пессимизма. Впрочем, для большинства путе шественников Бишкек — лишь отправная точка классического киргизского вояжа к берегам высокогорного озера Иссык-Куль и отрогам Тянь-Шаня.

На Тянь-Шань!

Приобщение к киргизской культуре в туристическом этнокомплексе «Супара»

Одного вечера в киргизской столице будет более чем достаточно для знакомства с ее красотами, культурными и кулинарными традициями. Хотя применительно к последним некоторая специфика все-таки существует. Если вы хотите очень вкусно поесть и продегустировать жирные, сытные блюда национальной кухни, старайтесь избегать неоновых вывесок дорогих ресторанов. Самые вкусные киргизские блюда скры ваются на кухнях дешевых забегаловок с пластиковыми столами и клеенчатыми скатертями. Тот, кому этот вариант киргизского гостеприимства покажется слишком экстремальным или недостаточно аутентичным, может заказать юрту в бишкекском туристическом этнокомплексе «Супара». Такой ужин обойдется, правда, раз в пять дороже, но зато будет дополнен развлекательной программой и приобщением к киргизской культуре. Единственное, о чем нельзя забывать вечером накануне грядущего автомобильного путешествия к Иссык-Кулю, — жесткие ограничения в плане потребления алкого ля. Российские автотуристы — излюбленное «лакомство» местных блюстителей дорожного порядка. Так что не сомневайтесь: если вас остановят по поводу или без, обязательно заставят «дышать в трубочку». Впрочем, при общении с киргизскими гаишниками будьте готовы к их креативу: способов относительного законного изъятия денежных средств у населения в их головах найдется даже побольше, чем у Остапа Бендера. Посему в Киргизии, особенно на российских номерах, лучше вообще не нару шать и не превышать. Хотя последнее — ох как непросто.

На Тянь-Шань!

Памятники Ленину в идеальном состоянии присутствуют в любой киргизской деревне. За ними следят и ухаживают

От главной жемчужины Киргизии — озера Иссык-Куль Бишкек отделяют менее двух сотен километров. Казалось бы, немного, особенно учитывая качество нового современного шоссе, что тянется по узкой полоске киргизской территории вдоль казахской границы. Однако совершенно нелогичные ограничения в 60–80 км/ч превращают дорогу к Иссык-Кулю в долгий, изматывающий своей монотонностью вояж. Лишь часа через три за Балыкчи, когда взору наконец откроется небесно-голубая синева «киргизской жемчужины», можно будет выдохнуть и достать фотокамеру.

На Тянь-Шань!

Качество дорожного покрытия на подъезде к Иссык-Кулю обратно пропорционально эмоциональному фону. И тут, в зависимости от типа автомобиля, приходится уже выбирать: к какому берегу направить своего железного коня. Северное побережье Иссык-Куля — гораздо более заселенное и цивилизованное в плане туристической инфраструктуры. Южное — дикое и нетронутое, но куда более требовательное к внедорожным качествам автомобиля. Имея в своем распоряжении такого знатного проходимца, как VW Touareg, мы не были стеснены в выборе маршрута, а потому решили объехать озеро целиком, начав с южного берега.

На Тянь-Шань!

Примерно через полсотни километров за местечком Кара-коо съезжаем с асфальта, чтобы через самое соленое горное озеро Киргизии Кара-кель подобраться к пляжной зоне и мысу Филатовские камни. Летом, в высокий сезон, местные пляжи кишат отдыхающими. В разгар зимы они пустынны. Но в этой отрешенной уединенности куда больше очарования и естественности. Далее через Сухой каньон возвращаемся на асфальт. Чем дальше на восток, тем чаще вдоль обочин по берегу Иссык-Куля попадаются разрушенные и полуразрушенные советские турбазы, киргизские кладбища и населенные пункты с ухоженными, словно СССР развалился только вчера, памятниками вождю мирового пролетариата.

На Тянь-Шань!

Придорожные развалы вокруг озера завлекают туристов копченой рыбой и медом

Через 47 км после возращения на асфальт вправо сворачивает едва заметная грунтовка, ведущая к ущелью «Сказка». Небольшое отклонение от прямого маршрута позволит насладиться футуристическими творениями ветров Тянь-Шаня, воплощенными в замысловатом лабиринте песчаных и глиняных скал. Лучшего места для короткого пикника на капоте, чем этот нерукотворный сказочный город, и не найти! До финальной точки маршрута этого дня — горнолыжной станции «Каракол» остается 120 км. В последние годы Каракол, входивший когда-то в тройку главных горнолыжных курортов Советского Союза, обретает второе дыхание, собирая от зимы к зиме все больше туристов и обрастая не люксовыми, но вполне приличными горнолыжными гостиницами, вроде отеля «Каприз». При желании тут вполне можно задержаться на папу дней: отдохнуть после утомительной дороги, достаточно бюджетно покататься на лыжах или просто набраться сил перед решающей атакой на горы Тянь-Шаня.

На Тянь-Шань!

Еще одна достопримечательность Капакола — парк-заповедник с могилой и мемориалом Н.М. Пржевальского. В 1888 году во время своей пятой экспедиции по Центральной Азии выдающийся русский путешественник нашел в Караколе свое упокоение и, согласно его последней воле, был похоронен на берегу Иссык-Куля. От его могилы на самой высокой точке восточного побережья открывается изумительной красоты вид на бирюзовые воды озера. Но еще выше могилы c высокой девятиметровой скалой из серого гранодиорита, увенчанной бронзовой фигурой орла, сверкают на солнце столь любимые Николаем Михайловичем вершины Тянь-Шаня.

На Тянь-Шань!

Отправляясь в горы, как бы маняще они ни выглядели издалека, никогда нельзя забывать об опасностях, которые они в себе таят. Причем опасностях порой — самых неожиданных. Чего стоит хотя бы грозное предупреждение об эпидемии бубонной чумы, встречающее туристов перед въездом в ущелье, ведущее к перевалу Чон-Ашу. Последняя вспышка страшной болезни, ставшей настоящим проклятием средневековья, зафиксирована в этих краях два с половиной года назад, когда от бубонной чумы умер подросток, пообедавший на пикнике зажаренным на костре сусликом. И хотя с тех пор вспышек чумы у людей здесь больше не наблюдалось, информационные щиты вдоль дороги на всякий случай оставили: предупрежден — значит вооружен. А расслабляться в горах никогда не следует. Зимой, когда «чумные суслики» Чон-Ашу впадают в спячку, им на смену приходит другая опасность — снежные переметы и лавины. Дорогу на одноименный перевал на высоте 3822 м сегодня более или менее регулярно чистят, однако отправляться туда зимой все же лучше на внедорожнике вроде нашего VW Touareg. Причем, достигнув вершины, не спешите разворачиваться. Спуститесь на несколько десятков километров дальше по реке Иныльчек, и на смену бескрайним снегам придут настоящие альпийские пейзажи с журчащими ручьями и зеленой травой. Впрочем, изумительные горные пейзажи ждут путешественников не только на берегах Иныльчека. Вернувшись к Иссык-Кулю и выехав на более цивилизованное с точки зрения туристической инфраструктуры северное побережье, вы окажетесь аккурат между озером и северными хребтами Тянь-Шаня. Отсюда в сторону перевалов на казахской границе в недра Северного Тянь-Шаня уходят сразу несколько красивейших ущелий с изумительными водопадами, озерами, горными ручьями и красивейшими тянь-шаньcкими елями, наполняющими узкие каньоны непередаваемым хвойным ароматом. Если позволяет время, здесь, в Семеновском или Григорьевском ущелье, можно провести пару дней, ночуя в киргизских юртах и наслаждаясь охотой и рыбалкой.

На Тянь-Шань!

Петроглифы Чолпон-Ата

Когда же природные чудеса Тянь-Шаня вам наскучат, на обратной дороге к Бишкеку стоит заглянуть в урочище Чолпон-Ата, дабы полюбоваться рукотворными петроглифами или приобрести в поселке пару киргизских сувениров, добытых на отрогах Тянь-Шаня: от меда и копченой форели за 400 р. до шкур диких и домашних животных (волчья обойдется в 20 000 р., коровья — в 25 000, шкура яка — в 15 000). Либо просто закупиться припасами, поскольку обратный путь от Иссык-Куля к Бишкеку, будьте уверены, окажется столь же скучным, как и дорога сюда. Все самое интересное из киргизского вояжа останется в вашей памяти здесь — на берегах Иссык-Куля и отрогах Тянь-Шаня.

На Тянь-Шань!

Причудливые природные скульптуры ущелья «Сказка»

На Тянь-Шань!

За волчью шкуру просят около 20 000 р. Торг уместен...

 

На Тянь-Шань!

На Тянь-Шань!

На Тянь-Шань!

Национальная забава киргизской детворы: катание на колесных «санках-инвалидках»

На Тянь-Шань!

На протяжении многих столетий на преодоление перевала Чон-Ашу путешественникам требовалось немало сил и времени. Теперь сюда можно добраться на внедорожнике за пару часов

Калькулятор путешествия
Транспорт и проживание
Автомобиль VW Touareg
Валюта сом=р. 1=0,99
Стоимость отеля (2-меcтный номер), р. 1300–4500
Стоимость перелета (Москва — Бишкек — Москва), р. от 15 513
Аренда автомобиля (сутки), р. от 1500
Средний счет в ресторане, р. 700
Дорога
Cтоимость топлива, р. 38,5
Средний расход топлива, л/100 км 10,8
Протяженность маршрута, км 1342
Общее время в пути, ч 22:21
Макс. разрешенная скорость, км/ч 110
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови, (промилле) до 0,5

 

Гонку в Валенсии Михаэль Шумахер, наверное, не может назвать хорошо проведённой из всех, в которых он принимал участие в этом сезоне. И если семикратный чемпион мира попадает все больше под критику, то среди пилотов к нему появляется всё больше уважения.

«Я считаю, что он зарабатывает большое уважение потому, что он возвратился через 3 года в Формулу-1. Это трудный вызов», - думает Тимо Глок. «Все разочарованы, так как все полагали, что он может бороться за победы или чемпионаты мира, но для этого ты нуждаешься в правильной машине. В данный момент у них есть машина, которая только иногда хорошо работает, как в пятницу утром - тогда Mercedes был действительно быстр».

«Он сам знает лучше всего, в состоянии ли он сейчас побеждать. Однако, по моему мнению, это вызывает уважение, что он возвратился и этот вызов, в котором он находится теперь, принял», - продолжает Тимо.  «Если он в гонке, то он жесток», - ухмыляется Глок. «Все это видели в Канаде, что он борется за каждую позицию, абсолютно безразлично против кого».

Для Глока и  Co. это замечательная вещь мериться силами с самым успешным гонщиком всех времен. С детства для молодого немца, как и для многих других пилотов, Шумахер был кумиром.

«Я часто смотрел на него по телевизору, когда он стал чемпионом мира впервые на Benetton и затем ушёл в Ferrari», - вспоминает он. «Это великолепно, что у нас появилась возможность бороться против него.  Многие из нас рады, что он с нами. Нам доставляет удовольствие ехать рядом с ним в гонках».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное