Путешествия

Главная  /  Путешествия  /  На Chevrolet Niva к сердцу Азии. Белая дорога

На Chevrolet Niva к сердцу Азии.
Белая дорога

В темном ущелье горел костер, освещая фигуру шамана, неистово колотящего в бубен, произносящего заклинания и демонстрирующего состояние, близкое к трансу. Затем служитель культа успокоился, сказал, что духи к нам благосклонны, и пожелал всем нам Белой дороги

Фото: Станислав Шустицкий

«Белой» — в смысле удачной и спокойной. А «мы» — это участники пробега «На Chevrolet Niva к сердцу Азии», которым предстояло преодолеть около 1700 километров по дорогам Тывы и Хакасии. Будучи православным, я всегда скептически относился к шаманизму, который, кстати, сегодня является одной из самых популярных религий в Тыве. Но на этот раз хотелось поверить в то, что предрекал шаман, — нам действительно предстояло путешествие по terra incognita. Правда, совсем недавно сам президент нашей страны сделал отличную рекламу этому краю, выловив в одном из озер Тывы щуку огромных размеров, но ведь не зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пусть даже и из уст дикторов многочисленных телеканалов. А скажите честно, кто-либо из вас, планируя очередной отпуск, рассматривал, скажем, путешествие по Тыве? Вот и я об этом никогда не думал. Причин тому несколько. Во-первых, свой законный отпуск большинство из нас предпочитают провести на берегу теплого моря. Это уже на уровне рефлексов. Во-вторых, добраться даже до столицы Тывы, города Кызыла, поездом или самолетом не так-то просто, а дальше, не имея автомобиля, путешествовать и вовсе проблематично. В-третьих, я не рыбак, и даже пример Владимира Владимировича не заставил бы меня просто так искать возможность отправиться на озера Тывы. И если бы не инициатива GM-AVTOVAZ, то Тыва так бы и осталась для меня той самой terra incognita.

Фото: Станислав Шустицкий

Предложенный нам маршрут был самым логичным для подобного путешествия: перелет Москва — Абакан, а дальше старт экспедиции прямо от ворот дилерского центра. Автомобили также были самыми подходящими для экспедиции: Chevrolet Niva отлично вписывается в данный регион, как с точки зрения бюджета, так и по эксплуатационным качествам. Кроме всего прочего, продукция отечественного производителя обеспечивала полную «чистоту эксперимента». В плане «выдержит — не выдержит». А для GM-AVTOVAZ в организации этого пробега был и праздничный повод: в начале августа с конвейера совместного предприятия сошел полумиллионный автомобиль Chevrolet Niva, и журналисты, принимавшие участие в экспедиции, надеялись из первых рук узнать, что же это будет за новая «Шеви Нива», выпуск которой намечен на 2015 год. Говоря про «первые руки», я нисколько не грешил против истины — в пробеге принимал участие только что вступивший в должность генерального директора СП GM-AVTOVAZ Гэри Тильсон. Правда, Гэри предпочитал больше говорить о дне сегодняшнем: «Я всего лишь пару недель работаю на новой должности и еще не владею всей информацией, а о новом проекте говорить вообще преждевременно. Мы продолжаем выпускать Chevrolet Niva прежнего образца и продолжаем улучшать качество нового автомобиля». Немногословен Гэри Тильсон был и в описании представавших перед ним ландшафтов. Но это уже от избытка впечатлений. Чаще всего из уст Гэри звучало: «Фантастика! Потрясающая картина!» И в этом я с ним был абсолютно солидарен.

Фото: Станислав Шустицкий

Маршрут первого дня был достаточно коротким, но и он уже дал возможность оценить как разнообразие природных зон Тывы, так и капризы погоды этой области. Но закончился этот день на мажорной ноте в отрогах Западных Саян на берегу озера Ойского в национальном природном парке «Ергаки». Настроение поднимал и тот факт, что сквозь тучи, почти весь путь поливавшие нас дождем, блеснули лучи заходящего солнца… Первый тост на совместном ужине нашего коллектива произнес Гэри Тильсон. Он посочувствовал семьям журналистов, которые вынуждены мириться с их частым отсутствием, и предложил поднять бокалы за безопасное путешествие. Очень своевременный тост: впереди был долгий путь, а о том, что дорога, которая нам предстоит, будет «белой», мы тогда еще не знали.

Комплекс «Алдын-Булак» — новый значок на туристической карте Тывы. Фото: Станислав Шустицкий

Маршрут второго дня пролегал через столицу Тывы, город Кызыл, к полевому лагерю у подножия горы Кежеге. Разумеется, самым посещаемым местом в столице Тывы является монумент «Центр Азии», возвышающийся на берегу Енисея. Правда, с ним не все так однозначно. А еще Кызыл стал для нас последним настоящим оплотом цивилизации на ближайшие пару дней. Если учесть, что все население Тывы чуть превышает 310 тысяч человек (плотность населения менее двух человек на квадратный километр), а 53% проживает в городах, то для того чтобы ощутить полную свободу, достаточно просто съехать с асфальта на проселочную дорогу. Но настоящие приключения и впечатления ожидали нас впереди, а пока все та же асфальтированная трасса и очередной островок цивилизации — этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», построенный три года назад, как рассказывают, на месте бывшей ханской ставки. Архитектурная формула комплекса имеет философское начало — расположение юрт символизирует движение планет в Галактике. В юртах и ресторан с великолепной (в основном национальной) кухней, и гостиничные «номера». Я, конечно, слегка иронизировал по поводу щуки, пойманной Владимиром Владимировичем Путиным, но, тем не менее, верю в то, что Тыва имеет большое будущее в области туризма. И в первую очередь международного. Пусть в чем-то даже экстремального… А уж Гэри Тильсон и подавно в этом не сомневался. Не случайно при виде «Алдын-Булак» он произнес очередное: «Фантастика! Потрясающая картина!» И это еще до того, как он услышал выступление ансамбля горлового пения — знаменитейшей «фишки» Тывы! И снова в путь. Асфальт сменяется степной дорогой, которая и приводит наши «Нивы» к подножию горы Кежеге. Места настолько завораживающие, что, думаю, не только Гэри неоднократно произнес здесь свою крылатую фразу. Сам лагерь был разбит в кольце гор весьма причудливой формы, а всматриваясь вдаль, можно было увидеть начало пустыни Гоби — это уже территория Монголии. Гора Кежеге — место священное, и находиться там можно, только если духи не против твоего присутствия. И, разумеется, нельзя допускать никаких вольностей. «Кежеге» в переводе с тувинского означает «мужская косичка», и есть даже легенда о том, как в этой местности один охотник посмел убить лису. В результате несчастный сначала потерял свою косичку, а затем и сам отошел в мир иной.

Согласитесь, в таком месте без шамана не обойтись. Вот он и провел камлание, после которого сообщил, что духи рады нас здесь видеть, желают нашим семьям здоровья и процветания, а нам, кроме всего перечисленного, еще и «Белой дороги». Поверили, и действительно, днем позже без происшествий докатились до расположенного в тектонической котловине озера Тере-Холь. И не просто докатились, а ехали, любуясь роскошными пейзажами. И не просто любуясь: стоило опустить стекло, как в салон врывался запах потрясающего настоя степных трав! И как же, наверное, здесь хорошо весной, когда цветение только начинается. Как там говорил Гэри? «Фантастика!» Что же касается озер… Финны очень гордятся своими озерами, вернее, их числом, утверждая, что на территории маленькой страны их десятки тысяч. На территории Тывы и Хакасии около 400 озер, и почти все они необычайной красоты. А если восхищаешься не самим озером, то уж его «оправой» — точно. Это может быть и настоящий оазис в степи или песках, достойным обрамлением этих бриллиантов могут стать Саяны или отроги Алтайских гор… Тере-Холь не исключение, и было очень приятно окунуться в прохладные воды озера после пусть и не продолжительного марш-броска. А сама дорога от палаточного лагеря возле горы Кежеге была хоть и короткой, но наполненной впечатлениями: организаторы пробега предложили нам проверить вездеходные качества Chevrolet Niva на участке, являющемся небольшой моделью пустыни. И пусть пески были не тяжелыми и настоящие джиперы, которые были в нашем коллективе, говорили, что это «детская песочница» (мол, даже давление в шинах снижать не понадобилось), все равно пришлось вспомнить основные правила передвижения в песках. Так что купание в озере Тере-Холь по окончании «испытания пустыней» пришлось как нельзя кстати. И опять дорога. На этот раз в сторону очередного полевого лагеря близ озера Убсу-Нур. Озеро с соленой водой (большая часть которого находится на территории Монголии) потрясает своими размерами — более 3000 км2 — и является самым большим в Монголии. Береговая линия с российской стороны небольшая — всего десяток километров, но это часть Убсунурской котловины — поистине уникальная природная зона, что сказалось и на фауне этой местности. К примеру, здесь существует популяция столь редких животных, как ирбисы, знаменитые снежные барсы. Об этом и многом другом нам рассказал Владислав Канзай, директор природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина». Кстати, Владислав уже много лет сохраняет верность «Ниве» и поменять свою нынешнюю модель Chevrolet Niva готов только на ее новую версию. Согласитесь, весьма авторитетная оценка качеств этого автомобиля. У нас к машине тоже особых претензий не было. Нет, одна все же была — моторчик бы ей мощней. Особенно это было заметно на горных перевалах, когда двигатель испытывал еще и кислородное голодание. В остальном же мнение Владислава Канзая о кондициях автомобиля применимо к конкретным условиям эксплуатации большинство из нас разделяли.

 

Какие цености выбирает новое поколение Тувы? Законы гостеприимства точно сохранились. Фото: Станислав Шустицкий

Не знаю чем, но, похоже, духов Убсунурской котловины мы все-таки чем-то прогневали, ибо ночью на наш палаточный лагерь обрушился настоящий ураган. Швальный ветер, дождь… В общем, светопреставление. Кто-то перебрался на ночевку в машины, кому-то пришлось среди ночи укреплять палатки… А утром снова в путь, но на сей раз природа и погода смилостивились над нами. Путь вдоль границы с Монголией (никакой «ничейной» земли — здесь бок о бок соседствуют пограничные столбики двух держав), живописные скальные каньоны, горные перевалы на высоте 2360 метров над уровнем моря… И опять потрясающая красота! Я уже заметил, что вторая половина любого путешествия проходит быстрее, нежели его первая часть. Кажется, что даже время меняет свое измерение. Спуск с перевала, дорога в Абакан, петляющая в обрамлении лесных массивов, так похожих на привычные нам пейзажи средней полосы России. Абакан, аэропорт, Москва… Говорят, наша память избирательна и в ней надолго откладываются лишь самые важные фрагменты нашей жизни. Наверное. Во всяком случае, мне еще не раз снились степные просторы, неподвижная гладь озер, причудливо отесанные ветром скалы. И, конечно, шаман с его пожеланием «Белой дороги». И в дополнение. На всем протяжении маршрута нашу экспедицию сопровождал экипаж технической помощи (ведь о том, что дорога будет «белой», изначально не знали). И вся работа наших славных механиков свелась лишь к своевременной заправке автомобилей и их вечерним «омовениям» перед очередным стартом. Все «Нивы» испытание выдержали.

Древние воины, Небесные ворота (на заднем плане)... Все похоже на сказку.. Фото: Станислав Шустицкий

Гэри Тильсон с легкостью приобщился к национальной культуре Тывы. Фото: Станислав Шустицкий

На этой территории две главенствующие религии — шаманизм и буддизм. Фото: Станислав Шустицкий

Вот, собственно говоря, и символический центр Азии. Фото: Станислав Шустицкий

Только благословение шамана обеспечивает безопасное посещение горы Кежеге. Фото: Станислав Шустицкий

Фото: Станислав Шустицкий

Фото: Станислав Шустицкий

Как вам такая полевая кухня? И внешнему виду повара, и тому, что он готовил, могли бы позавидовать многие дорогие рестораны. Фото: Станислав Шустицкий

Перевал с символической границей Тывы и Хакасии. Фото: Станислав Шустицкий