Каменные письма: изучаем Карелию на автомобилях Skoda

текст: Максим Федоров / фото: Роман Останин / 28.10.2018
Продолжаем серию коротких и познавательных путешествий, выбрав в качестве отправной точки Санкт-Петербург. На этот раз мы уехали далеко на север Карелии, чтобы посмотреть Беломорско-Балтийский канал и древние наскальные рисунки - петроглифы. Но, по пути к двум главным точкам нашего путешествия мы смогли увидеть еще много всего интересного

В отличии от предыдущего путешествия в эстонский город Тарту, которое заняло у нас два дня (отличный вариант для поездки на выходные), нынешнее оказалось протяженнее и по километражу, и по времени. За три дня мы проехали 1600 километров, зато и впечатлений получили значительно больше. А самое главное — еще раз убедились, что мы мало знаем свой родной край. Но в этом есть и свой плюс — открывать неизведанное всегда интересно. Недаром организатор нашей поездки, Группа компаний «Авто Премиум», объединяющая три дилерских центра Skoda, назвала эту серию путешествий «Путь к центру открытий».

Ну а начали мы этот путь по традиции с АЗС Neste, где заправили машины и заправились сами — вкусной кашей и ароматным кофе.

Выдвигаемся в сторону Мурманского шоссе. Несмотря на ранний час, трафик в городе уже достаточно плотный. 

Вырвавшись за КАД, мы уже через пару часов добрались до первой точки нашего маршрута — Введено-Оятского монастыря, разоренного в годы СССР, и начавшего возрождатся лишь в конце 20 века.

Знаменит этот монастырь в первую очередь своим родником. Вода в источнике насыщена родоном, которой в малых дозах оказывает лечебный эффект, помогая бороться с онкологическими заболеваниями. 

Далее вновь выезжаем на «Мурманку». Ехать по ней — одно удовольствие. Трасса идеально заасфальтирована, разметка прекрасна видна, да и трафик не большой. Правда, стоит только съехать с нее на второстепенную дорогу, как идиля быстро кончается.

Еще два с половиной часа за рулем Skoda пролетают незаметно. И вот мы уже в Karjala Park — питомнике хаски. 

Будьте осторожны! После посещения этого места вам точно захочется завести себе такого питомца. Кстати, хаски еще называют «первособаками» — считается, что именно с них начался процесс одомашнивания волков. 

Генетический отбор, продожавшийся тысячилетия, позволил человеку вывести надежного друга и выносливого помощника. Внешность волка контрастирует с невероятной дружелюбностью этих собак. «Залижут до смерти» — это про хаски. 

Хаски — прирожденные «тягачи», которым требуется ежедневная нагрузка. Лишь летом у них наступает «отпуск»: из-за теплой шкуры, рассчитанной на суровый мороз, на жаре они могут попросту перегреться. Весной и осенью, когда нет снега, хаски принимают участие в трекинге — пеших прогулках в индивидуальной упряжке. 

Кто кого здесь выгуливает — большой вопрос. Собака тяняет «хозяина», как тепловоз прицепленный к нему вагон. Впрочем, этот четрыехлапый «локомотив» прекрасно управляется. Главное — выбрать подходящую обувь: хаски идет напролом по грязи и лужам.

После прогулки в несколько километров появляется зверский аппетит, который мы уталяем блюдами карельской кухни и семгой, приготовленной на костре по-фински.

Подкрепившись, едем дальше — до горы Сампо. Ехать всего 40 с небольшим километров, при этом часть маршрута приходится на петляющую подразбитую региональную дорогу, где в «боевых» условиях проверяем подвеску и управляемость Skoda Kodiaq. 

На вершину горы Сампо ведет подгнившая лестница — символ провинциальной российской разрухи. Зато забравшись на верх, ощущаешь, что ты уже одной ногой в Скандинавии — точно такие же горы, оставшиеся после Ледникового периола, вы можете увидеть в соседней Финляндии и Швеции. 

Почти затемно доезжаем до конечной точки маршрута первого дня — базы «Малая Медвежка» под Медвежьегорском. Мы проехали 640 км и получили достаточно впечатлений — можно и отдохнуть. Делать это в срубе из настоящей карельской сухостойной сосны, с баней и хорошей компанией — что может быть лучше?

С утра снова в путь: направляемся в поселок Повенец, откруда берет свое начало Беламорканал. Ехать совсем недалеко — канал проходит всего в нескольких километрах от Медвежьегорска.

Эту красивую деревянную церковь можно использовать как ориентир: сразу за ней начинается Беломорканал. Наличие здесь церкви весьма символично: построенный в рекордные сроки, всего за 20 месяцев, канал создавался руками заключенных, для многих из которых он стал могилой. 

Общая протяженность судоходного пути из Белого моря до Онежского озера — 227 км, порядка 40 из которых в период с 1931 по 1933 годы были вырыты зеками. Кстати, само слово «зек» пошло именно отсюда — от аббривеатуры «ЗК», «заключенный каналоармеец».

Канал включает 19 шлюзовых камер, 7 из которых находятся как раз в Повенце и называются «Повенчанской лестницей» — перепад высот здесь достигает 70 метров. Этот каскад шлюзов был разрушен в начале Великой Отечественной войны, не позволив фашистам наладить переправку грузов. Свою максимальную пропускную способность канал показал в 1985 году, когда по нему было переправлено более 7 млн тонн грузов, сейчас этот показатель в разы ниже. 

Из Повенца едем в Залавругу, чтобы познакомится с «каменными письменами» древних людей — выбитыми на скалах рисунками, петроглифами, которые были открыты в 1926 году. Ехать порядка трех часов, большей частью по очень хорошему асфальту. 

Залавруга находится рядом с речкой Выг. Место очень живописное.

Когда-то здесь простиралось море, а климат был гораздо теплее.

До крупнейшего в Европейской части России скопления петроглифов (в нем насчитывается около 2000 фигур) нужно немного пройтись по лесу. 

А вот и основная площадка комплекса Новая Залавруга. Древние рисунки, которым около 6500 лет, находятся прямо под ногами — нужно просто хорошенько приглядеться. 

На доисторических «граффити» Залавруги в основном изображены сцены охоты и рыбалки, а также драмматические события, как нападение недругов, решивших завладеть чужой добычей. Примечательно, что на рисунках в Залавруге нет ни одного изображения женщины.

Видно, что наши предки были неплохо оснащены — зимой они ездили на лыжах (!), а охотится на белугу отправлялись на больших лодках с гарпуном. Охотились сообща, сразу на нескольких лодках, поскольку «завалить» такую добычу было не просто. Здесь же можно заметить перевенутую лодку — для кого-то охота закончилась досрочно.  

А вот и самые большие рисунки Залавруги — такое стадо оленей почти в натуральную величину не заметить просто невозможно.

После знакомства с петроглифами, подкрепляемся настоящей карельской ухой «лохикейто», сваренной на бульоне из трех видов рыбы и натуральных сливках. 

Уху для нас приготовила Анастасия Шибанова — местная кулинарная знаменитость, организатор гастро-туров по Карелии и участница программы «Поедем поедим» на НТВ. Ее кулинарные шедевры можно найти в Инстаграм по нику Насто (@nasto10). 

Из Залавруги возвращаемся на базу «Малая медвежка», чтобы на следующий день продолжить знкомство с окрестными достопримечательностями.

А они в Медвежьегорске на каждом шагу. Взять хотя бы железнодорожный вокзал — оказывается, что это уникальная в своем роде деревянная постройка, которой уже больше стал лет. 

Внешнее вокзал сохранил свой первозданный облик, чего не скажешь про интерьер — он здесь убит казенным ремонтом, превратившим архитектурный памятник в унылое зрелище. 

С вокзала едем в сторону горы Лысуха, где расположены финские укрепления. Чтобы добраться до них, пришлось проехать по бездорожью — с ним прекрасно справился не только Kodiaq, но и Superb. 

Не доезжая до горы, встречаем ровные ряды врытых в землю каменных глыб — это построенная советскими военнопленным заградительная противотанковая линия, споектированная при участии Карла Маннергейма. 

Камни для заградительной линии брались с горы Лысуха, где финны прямо в скале строили мощную огневую точку. Уровень инженерии потрясает: здесь были казарыми с обогревом и канализацией!

С этой точки прекрасно простреливался весь город. Во время наступления Красной Армии, комплекс оборонительных сооружений на горе Лысуха долгое время оставался незамеченным — он дал о себе знать сам, начав обстрел. Вначале наши солдаты попытались взять гору «влоб», но, когда это не удалось, пришлось заходить с тыла.

Вид на Медвежьегорск с горы Лысуха. Кстати, этот город еще известен тем, что стал живыми декорациями фильма «Любовь и голуби». На дальнем берегу снималась сценка на пристани. А вот дом, где жил главный герой фильма снесли новые хозяева.

Из Медвежьегорска едем домой, по пути заглянув в Петрозаводск, чтобы погулять по набарежной, посмотреть карельские сувениры, а также прикупить несколько банок ряпушки в масле — местного рыбного специалитета, напоминающего шпроты. 

Далее еще почти 600 км по отличной дороге и мы дома.

Статьи по теме
Популярное