«Дух Амарока» или не ходите дети в Африку гулять

текст: Станислав Шустицкий / фото: автора / 13.09.2019
Хотите прокатиться в Африку? Не спешите отвечать утвердительно, а сначала вникните в суть предложения. Для увлекательного путешествия вам сначала предстоит доказать свою состоятельность в родных стенах. То есть, убедить организаторов строгого отбора в том, что вы являетесь одним из лучших в стране водителем пикапов. Сумели? Значит, полдела сделано, и вы войдете в число участников международного события под названием Spirit of Amarok. Но вторая половина того самого дела куда сложнее. Более того, подчас возложенная на вас миссия будет казаться просто невыполнимой.

Лично мне Volkswagen Amarok нравится. Несколько лет назад я проехал на этом автомобиле по трассе Assistance ралли-рейда «Шелковый путь», и от этого вояжа у меня остались самые положительные впечатления. Особого экстрима в этой поездке не было, но со всем тем, что требовалось от Amarok, он справился безукоризненно. Нет ничего удивительного и в том, что марка Volkswagen Коммерческие автомобили сразу после запуска модели Amarok в производство решило тут же проверить новинку Африкой. Причем проверить по полной программе. За консультацией, как это сделать покруче, представители Volkswagen Коммерческие автомобили обратились к одному из самых титулованных южноафриканских автогонщиков и организатору проекта Spirit of Africa Сарелу ван дер Мерве. Сарел придирчиво оценил предсерийные образцы новинки, и вынес вердикт: автомобили сдюжат. И вот с тех пор международный проект Spirit of Amarok проверяет на прочность… Нет, не автомобили — Сарел ван дер Мерве максимально объективно оценил их кондиции, а в первую очередь участников. Прочность как физическую, так и психологическую. Что же касается мастерства вождения, тот этот момент и обсуждать не приходится. Причем вождения в самых нестандартных условиях…

Многочасовой авиаперелет, городок с экзотическим названием Блумфонтейн, бывшая столица Оранжевой республики, еще один небольшой марш-бросок, и вот место предстоящей битвы наций — Брандфорт, угодья частного заповедника Amanzi Game Reserve. 18 команд из Австралии, Ботсваны, Чехии, Дании, Германии, Намибии, России, Южной Африки и Тайваня — так выглядел состав участников соревнований Spirit of Amarok образца 2019 года. Автомобили — Volkswagen Amarok c 224‑сильным турбодизелем V6. Причем как с правым, так и с левым расположением руля, что нивелировало условия соревнований для участников, представляющих страны с «разнонаправленным» дорожным движением. Что же касается внедорожных возможностей этих автомобилей, то они превзошли даже мои самые смелые ожидания.

А теперь о самом соревновании, в котором нашу страну представляли два экипажа: братьев Романа и Дмитрия Брезицких из Подмосковья, и жителей Северной столицы Романа Савалина и Дмитрия Куропатникова. Вот такое совпадение с именами.

В московском аэропорту настроение нашей делегации было самое что не на есть боевое. Уж где-где, а на бездорожье мы точно не спасуем. Да и какое там, в Южной Африке, бездорожье: ни тебе песчаных карьеров, ни заболоченных лесных троп, ни размытых дождями проселков. Эх, не знали наши парни, что им подготовил Сарел. Но, честно говоря, если бы мне заранее показали маршруты соревнований, я бы однозначно утверждал, что по некоторым из них проехать невозможно. Ну, а пока легкая тренировка, знакомство с друзьями-соперниками, потрясающее по красоте ночное небо Южной Африки и сон, иногда нарушаемый рычанием львов. И последнее отнюдь не преувеличение — буквально в ста метрах от моего бунгало жило семейство этих хищников. Конечно же, за надежным ограждением.

Утро, короткий рейд по саванне и первое задание — преодолеть трассу, петляющую среди кустарников и испещренную оврагами. Рельеф и без того сложный, но к естественным препятствиям добавлены и препятствия искусственные — это вешки, касание которых штрафуется строгими судьями. О своих оплошностях участники узнают из сообщений по рации. А еще и лимит времени есть, причем пенализируется как опоздание, так и опережение графика. Чтобы не гоняли. Изначально экипаж получает бонус в 100 очков, из которого по мере прохождения дистанции вычитаются штрафные баллы. Все достаточно прозрачно. Но круче всего судьи наказывают за повреждения автомобиля. За первое подобное нарушение «выписывается» желтая карточка, а после второго экипаж становится изгоем на этом празднике жизни. И в самом начале один из наших экипажей «горчичник»-то схлопотал…

Группы поддержки команд — это журналисты из тех же стран, что и участники. А чтобы эта братия не тратила все свое время исключительно на созерцание баталий, организаторы соревнований предоставили и им возможность форсировать те же самые препятствия. Мол, в теории футбола мы все горазды, а вот как насчет самим сыграть? И, признаюсь — «играть» было непросто, после чего участников я зауважал еще больше. А внедорожные возможности Volkswagen Amarok были выше всяких похвал. Крутейший спуск? Достаточно активировать нажатием клавиши систему помощи при спуске с холма и автомобиль без труда проделывает этот экзерсис. Глубокие лесные овраги, преодолевать которые приходится с диагональным вывешиванием? Никаких проблем. Главное, не забыть отключить систему стабилизации, дабы электронная «уздечка» не мешала «амароку» показать себя во всей внедорожной красе. А если что, то и блокировка дифференциала вам в помощь… И если во время заезда что-то шло не так, то пенять можно было только на себя. И это прекрасно понимали два Романа и два Дмитрия, которые завершили первый день совсем не с тем результатом, на который изначально рассчитывали. Соперники оказались куда более тренированными, да и отборочные туры в тех странах, которые представляли лидеры, был более серьезным. Во всяком случае, мне так показалось. Но это было лишь начало сражения, и российская сборная не стала пенять на суперподготовку соперников или пристрастность судей, а сумела в нужный момент собраться.

Все соревнования были разделены на две категории — скоростные и технические. Скоростные, на время, — это, по сути, «газ в пол» по дорогам, проложенным в саване. Кто быстрее — тот и молодец. Важно было самим не бояться, а Amarok показал себя весьма неплохим спринтером. Даром, что все автомобили были с автоматической трансмиссией. На старте придержать тормозом, поднять обороты двигателя и по команде маршала отпустить тормоз и добавить газ. Дальше коробка передач работает вполне адекватно — только рули. А чтобы газ был уж не совсем «в пол», габариты скоростных трасс ограничивали все те же вешки, зацепил — получи штрафные секунды. Что касается трасс технических, то это, как правило, были дебри, в которые нужно было забуриться, но очень желательно из них выбраться. Причем без ущерба для машины. Как только внимательные судьи-маршалы замечали, что из очередной западни участники смогут выехать только пожертвовав бампером или крылом автомобиля, тут же следовал приказ остановиться. Не вписался в очередную загогулину трассы? Включай заднюю передачу (за что, разумеется, получишь штрафные секунды) и повторяй маневр. Матчасть нужно беречь! По ходу соревнований наши парни постепенно входили во вкус и показывали на спецучастках уже вполне приличные результаты, но «фора», данная ими соперникам в первый день, шансов на призовые места не оставляла. Тем не менее, борьба продолжалась. А конкурсная программа, придуманная командой Сарела ван дер Мерве, отличалась не только сложностью, но и оригинальностью. Вот, к примеру, классическая смещенная змейка. Разумеется, с прохождением на время. Несложно? Тогда попробуйте выполнить это задание задним ходом. Или подъем, на вершине которого установлена контрольная вешка — нужно подъехать к ней задним ходом на минимально возможное расстояние. Как только участник нажимает на тормоз, судьи замеряют расстояние от фаркопа автомобиля до вешки. Сложно? Безусловно, но абсолютно все задания, при определенной подготовке, можно выполнить безошибочно. И Сарел ван дер Мерве это продемонстрировал.

Вот участок, больше напоминающий трассу для мотокросса. Но его начало и сравнить-то не с чем: нужно спуститься под углом градусов в 45 в узкий, изгибающийся под прямым углом каньон, ширина которого ненамного превосходит габариты Amarok. Сарел сам демонстрирует то, как нужно проходить этот участок: безошибочно преодолевает каньон, не коснувшись вешек проходит крутой подъем и наклонный вираж и… его Amarok садится на «брюхо» на одном из бугров. Тут же следует команда маршалам сделать это препятствие более пологим. Оставшуюся часть трассы ван дер Мерве проходит без «сучка и задоринки», чего желает и участникам. Непростым для многих оказался даже такой понятный и привычный конкурс, как замена колеса — ритм соревнований накладывает свой отпечаток.

Но вот секундомеры судей фиксируют результат последней команды, подведение итогов, награждение. Триумфатором Spirit of Amarok 2019 стала команда ЮАР. Да, конечно, дома и стены помогают, но и мастерство участников из Южной Африки тоже было на высоте. На втором месте команда Дании, на третьем — Германии. Наша команда заняла седьмое место, но здесь, наверное, важен не столько результат, сколько то, что оба экипажа российской команды не опускали рук, а продолжали бороться в каждом из конкурсов. Причем даже тогда, когда что-то шло не так с самого начала. Но, при всем уважении к участникам, в этом приключении в Южной Африке был и самый главный герой, благодаря которому это самое приключение и стало возможным. И это Volkswagen Amarok.

Статьи по теме
Популярное