Top.Mail.Ru
Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?

22.05.2022
Легендарную модель в советской, да и постсоветской прессе долгие годы безоговорочно числили передовой и абсолютно оригинальной конструкцией. «Победа» — автомобиль, действительно, прогрессивный, но с оговорками. Да и с полной оригинальностью все не так однозначно…

Сергей Орлов

КУЗОВ

Знаменитая «Победа» — один из главных символов послевоенного возрождения страны, стала первым в СССР серийным автомобилем с несущим кузовом. Конструкция для тех лет — очень передовая. Совсем не так много фирм в мире делали в те годы подобные автомобили. Большинство машин, в частности все американские, были рамными.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Опытный, предсерийный образец ГАЗ-М20 «Победа».

Но немецко-американская компания Opel, чьи модели были хорошо знакомы в СССР еще до войны — с конца 1930‑х, свою первую модель с несущим кузовом представила еще в 935 году. С точки зрения кузова прямым аналогом «Победы», создание которой начали еще во время войны, был немецкий Opel Kapitan 1938 года. Советская машина повторяла очень многие силовые элементы кузова этой удачной модели.

Кстати, на испытаниях ГАЗ-М20, наряду с предыдущей — предвоенной моделью ГАЗ-11‑73 — модернизированной «эмкой», сравнивали, как раз, с Opel Kapitan.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Некоторые черты нашей «Победы» без труда читаются в немецком Opel Kapitan 1938 г.

Именно близкой конструкцией кузова объясняется то, что советский и немецкий автомобили похожи линиями передка. Хотя у немецкой машины, конечно, более развитые крылья. А кормой советский автомобиль напоминает некоторые предвоенные американские модели. В частности, Nash Ambassador 1942 модельного года. Хотя копированием в прямом смысле это считать нельзя. Скорее, заимствованием общих элементов передовой на начало 1940‑х стилистики.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Некоторые черты ГАЗ-М20, в частности скошенная корма, читалисьи в американском Nash Ambassador 1941 модельного года.

ПОДВЕСКА

Передняя подвеска «Победы» — фактически точная копия немецкой, опять же от Opel Kapitan. Передовая конструкция — независимая пружинная (впервые для Горьковского автозавода) подвеска имела характерную особенность: верхний рычаг одновременно выполнял и функцию рычага амортизатора.

Сзади, как и у подавляющего большинство тогдашних автомобилей, у «Победы» — цельный, жесткий мост на продольных рессорах.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Силуэт «Победы» был очень современным, а для советского автопрома — абсолютно революционным.

ДВИГАТЕЛЬ

Мотор «Победы» никакого отношения к опелевскому не имеет. Он, в общем-то — оригинальный. Но опять же, с некоторыми оговорками.

Первоначально основным двигателем «Победы» должен был стать довоенный, подготовленный к производству в самом конце 1930‑х мотор ГАЗ-11. Этот рядный шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 3,38 л (82х110 мм) фактически был копией (с переводом американских размеров в метрическую систему) американского мотора Dodge D5. Его планировали ставить на перспективные горьковские грузовые и легковые модели.

Но во время оказана ГАЗ-М20 на высочайшем правительственном уровне, появилось требование: машина должна быть более экономичной.

Поэтому на базе существующего шестицилиндрового блока цилиндров от ГАЗ-11, в кратчайшие сроки, спроектировали четырехцилиндровый агрегат объемом 2,12 л с уменьшенным ходом поршня (82х100 мм) и мощностью всего 50 л. с.

Мотор для «Победы», кстати, был откровенно слабый, Позже удалось нарастить его мощность, но всего на 2 л. с.

А нижнеклапанные «шестерки» мощностью 76–90 л. с. под именами ГАЗ-12, ГАЗ-51, ГАЗ-52, для грузовиков выпускали, к слову, аж до конца 1980‑х. Причем, вариант этого мотора ставили позже и на «Победы». Но лишь на малые партии ГАЗ-М20Г, которые собирали для спецслужб.

САЛОН

Интерьер «Победы», по меркам СССР выглядел во второй половине 1940—х очень богатым и нарядным, разительно отличался от салона предвоенной «эмки» — ГАЗ-М1.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Панель приборов ранней «Победы».

В деталях и отдельных стилистических решениях, особенно панели приборов, легко читаются американские мотивы. В первую очередь — моделей Chevrolet начала 1940‑х. Такие автомобили, кстати, были довольно хорошо известны в СССР, поскольку их поставляли в страну небольшими партиями в качестве служебных для чиновников среднего уровня.

Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?
Интерьер советского седана был сделан под сильным влиянием Chevrolet начала 1940-х.

За НАШУ «ПОБЕДУ»!

Создавая совсем новый — первый для завода послевоенный легковой автомобиль, который с небольшим перерывом выпускали с 1946 по 1958 гг., горьковские инженеры во главе с главным конструктором Андреем Липгартом, конечно же, использовали передовой опыт фирм Западной Европы и Америки. И правильно делали!

В тех условиях, в которых находилась тогда советская промышленность, в том числе и конструкторские бюро, при невеликом их опыте, только так и можно было создать достойный, современный автомобиль. Учитывая еще и то, что на проектирование и доводку совершенно новой для завода модели у горьковских инженеров было немногим более двух лет. Позже такие сроки для советского автопрома стали уже просто немыслимы!

На фоне зарубежных ровесников, «Победа», конечно — не самый передовой и оригинальный автомобиль. Но для Советского Союза — прорыв и даже — революция.

Редакция рекомендует:






(6 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное