Top.Mail.Ru
ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией американского лимузина

29.05.2022
Лимузин ЗИС-110 — эпохальный для СССР автомобиль: первый послевоенный легковой и первый отечественный, на котором стало ездить высшее руководство страны. Но именно поэтому в основу гордости советского автопрома легла любимая советским руководством американская машина.

Сергей Орлов

Перед Великой Отечественной войной высшее руководство СССР возили, в основном, на американских лимузинах Packard с моторами V8 и даже V12. Именно эти автомобили особенно нравились Сталину. Даже когда в 1936‑м начали производство первого советского серийного лимузина ЗИС-101, члены политбюро его не жаловали. На советских машинах возили чиновников рангом пониже.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
ЗИС-110, 1945 г.

Создание нового послевоенного лимузина на ЗИСе начали во время войны еще в 1942 году. Вопрос с выбором прототипа был решен сразу и категорически: главный советский автомобиль должен был походить на американский Packard.

Кстати, уже в начале 1940‑х слава некогда престижной марки на родине — в США стала блекнуть. Конкурировать с более мощными концернами компании Packard становилось все тяжелее. Но любовь вождя к лимузинам этой марки оказалась, конечно, сильнее прочих, в том числе и технических, аргументов.

КУЗОВ И РАМА

Внешне ЗИС-110 очень похож на последний предвоенный — 1942 модельного года Packard 180 Super Eight. Однако ни одна кузовная деталь у машин не взаимозаменяема. Скопировали именно стилистику, вплоть до элементов наружного декора. Но пропорции автомобиля и наружных хромированных деталей — иные. То есть, получилась не копия, а некое подражание американской машине.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
Packard 180 Super Eight, 1942 г.

Важное внешнее отличие советской машины — отсутствие запасных колес снаружи. У Packard 180 они стояли в кожухах, вмонтированных в передние крылья. Но такое решение в 1940‑х выглядело уже архаично. Следуя последним веяньям моды, запасное колесо ЗИС-110 убрали в багажник. К слову, у американского автомобиля была и еще одна устаревшая уже особенность — довольно широкие подножки. Советские стилисты и инженеры от них отказались.

А вот, невидимая снаружи мощная рама советского лимузина была не только такой же — c мощным Х-образным усилителем, как у Packard, но и компоновочными решениями, например, расположением выпускной системы и аккумулятора, копировала американскую до мельчайших деталей.

ПОДВЕСКА

ЗИС-110 в 1945‑м стал первым советским серийным автомобилем с независимой пружинной передней подвеской. Конструкция для тех лет — вполне современная: со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими рычажными амортизаторами. Особенность конструкции: рычаг амортизатора одновременно выполнял функцию верхнего рычага подвески.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
Шасси ЗИС-110.

Эту схему полностью, в деталях тоже заимствовали у американцев. Компания Packard делала такие — независимые со стабилизатором передние подвески еще со второй половины 1930‑х. Задняя подвеска ЗИС-110, как и у Packard — типична для тех лет: цельный мост и длинные продольные рессоры.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
Шасси Packard Super Eight.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Рядный 8‑цилиндровый двигатель в 1940‑х откровением не был. Большинство американских и даже европейских компаний делали уже более компактные и современные V-образные моторы. Но двигатель ЗИС-110 тоже скопировали с агрегата фирмы Packard, которая в те годы уже явно отставала от трендов времени, в том числе и в двигателестроении.

Геометрия (диаметр цилиндра и ход поршня) двигателя ЗИС-110 — 90х100 мм. Диаметр всего на 1 мм больше, нежели у американского мотора, ход поршня — такой же.

Двигатель ЗИС-110 рабочим объемом 6 л при степени сжатия 6.85 развивал 140 л. с. при 3600 об/мин. Для советских легковых автомобилей тех лет — рекорд. Но такой же американский мотор при 3500–3600 об/мин развивал 160–165 л. с.

Правда, позднее на ЗИСе разработали и малыми сериями выпускали и форсированный до 162 л. с. двигатель. Его устанавливали, в основном, на бронированные ЗИС-115. Именно на таких машинах, внешне мало отличимых от стандартных, возили членов политбюро во главе со Сталиным. Кстати, до появления в 1949‑м этой версии эти члены продолжали пользоваться американскими бронированными лимузинами.

Коробка передач у ЗИС, опять же скопированная с американской. Причем вплоть до передаточных чисел: первая передача — 2.43, вторая — 1.53, третья — 1.00. У советской и американской машин отличалась лишь главная передача: у серийного ЗИС-110 — 4.36, у Packard 180 — 3.9.

САЛОН

По советским меркам, салон ЗИС-110 — роскошный. В лимузине установили мягкие диваны из дорого сукна, часы, но даже и радиоприемник. Эффектно смотрелись и модные приборы с вытянутой шкалой спидометра.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
Салон ЗИС-110.

Общий стиль советского интерьера, как и внешность — от Packard. Приборы ЗИС-110 тоже скопированы до мельчайших деталей. Практически неотличим от американского даже шрифт спидометра. Показатели скорости у обоих приборов уменьшены в десять раз. Вероятно, чтобы цифры были крупнее и виднее. Различие, понятно, в том, что американский спидометр — в милях, а советский — в километрах.

ЗИС-110: как главный советский автомобиль оказался копией  американского лимузина
Салон Packard 180.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!

Инженеры и художники московского завода сделали именно такой автомобиль, какой хотел получить всесильный заказчик — высшее руководство страны. Хотя, насколько возможно, советские стилисты подошли к этому делу творчески, все-таки, немного изменив наиболее архаичные элементы американского кузова.

Но ведь при всем желании и старании, создать в кратчайшие сроки, причем во время войны, совершенно оригинальную конструкцию было невозможно. Packard 180 выпускали до февраля 1942 года, наш ЗИС-110 — до 1956‑го. К этому времени в истории фирмы Packard наступали уже совсем тяжелые времена. Но стилистика Packard, как ни странно, еще раз оказала большое влияние на советских художников. Но это — другая история…

Ранее мы рассказывали историю ГАЗ-20: оказывается, у легендарной «Победы» тоже был зарубежный аналог, причем не один!

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Веселый:

    аффтар, ты спятил на своих «Паккардах» ! Он похож на ЗиС как свиня на коняку , только грива не такая !

Статьи по теме
Популярное