ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

текст: Сергей Яковлев / 13.07.2015
Космическая промышленность – это плацдарм для развития самых невероятных технологий. Так, в результате сотрудничества СКБ и космических служб СССР появился ЗИЛ-135МШ, уникальный сверхтяжёлый грузовик на самолётном шасси

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Зачем советской промышленности понадобился очередной уникальный вездеход? Появление ЗИЛ-135МШ связано с одним из самых масштабных космических проектов СССР. В то время, как в США строили гигантский ракетоноситель «Сатурн-5», в Советском Союзе готовили достойного конкурента – космический аппарат Н-1. Супер-ракету проектировали в самарском ОКБ-1, под руководством Королёва. Конечно, большой проблемой стала транспортировка этой ракеты до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 состоял из нескольких блоков, каждый из которых весил 10 и более тонн. Единственным доступным на тот момент способом перевозки была железная дорога, однако правила перевозки грузовыми поездами требовали разделения блоков космического аппарата на более мелкие части. Такой вариант не устраивал инженеров, и было решено воспользоваться баржей для отправки Н-1 вниз по Волге (от Куйбышева до Гурьева) – отсюда космический аппарат и должен был быть забран сухопутным транспортом. Королёв определил, что новый тяжеловозный транспортёр должен иметь грузоподъёмность не менее 25 тонн – в этом случае появлялась возможность доставить третью ступень ракеты до космодрома в уже собранном состоянии (со смонтированной аппаратурой управления космическим кораблём).

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Работы по созданию необходимого вездехода возглавил В.П. Петров, под личным контролем Королёва. Опытный образец автомобиля, который, казалось, был нестандартным абсолютно во всём, представили летом 1967 года. Тяжеловесный ЗИЛ имел прежде невиданную колёсную формулу 4х4+2х2. При этом две пары передних колёс оборудовались стойками с пневмогидравлическими амортизаторами телескопического типа, как у шасси самолёта Ил-18. Такая конструкция позволяла по мере необходимости изменять высоту подвески (полный ход амортизаторов составлял 450 мм). При этом минимальный дорожный просвет ЗИЛ-135МШ достигал одного метра. В ступицу каждого из четырёх передних колёс встраивался электродвигатель мощностью 15 кВт, в качестве основного силового агрегата использовался бензиновый ЗИЛ-375 объёмом 7 литров и мощностью 180 лошадиных сил, он же приводил в движение генератор постоянного тока мощностью 120 кВт. Максимальная скорость грузового вездехода составляла 20 километров в час, что было довольно много в сравнении с остальными машинами аналогичных размеров того же предназначения в шестидесятые годы. Инновационная рулевая система агрегатного завода «Дзержинец» с электромеханическим приводом позволяла поворачивать передние колёса на девяносто градусов и обеспечивала превосходную манёвренность для автомобиля таких размеров. Кабина из стеклопластика была полностью вынесена вперёд, за пределы колёсной базы.

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

По окончании испытаний ЗИЛ-135МШ пост главного конструктора космической техники перешёл от Королёва к В.П. Мишину, который  посчитал перевозку ракет по пустынной местности рискованной затеей и отказался от неё в пользу более дорогих и неудобных методов перевозки новой ракеты. Тем не менее, уникальная технология, разработанная советскими специалистами, «всплыла» в 1976 году в проекте платформы с гидравлическими подвесками опор, представленной французской компанией «Николя». Некоторые специалисты считают, что многие решения из ЗИЛ-135 МШ могли бы найти своё применение и сегодня.  

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Двухместный Arctic Cat TRV 500 — новинка 2013 года с одноцилидровым четырехтактным инжекторным двигателем объемом 443 см3. Раньше в линейке «Котов» были двухместные среднеразмерные квадрики с двигателем 550 и 450 «кубиков», теперь же производитель немного поменял расстановку и предлагает для них моторы объемом 366, 443 и 545 см3.

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова
 
Новая «почти пятисотка» — оптимальная кубатура для начинающих: не шибко резвая, послушная (насколько это определение можно отнести к квадроциклам), но вполне проходимая, особенно если резину поменять на получше, а то штатная Duro не всегда адекватна возможностям мотора и подвески с двойными А-образными рычагами и ходом 25 см: это хорошо чувствовалось на полудикой трассе под Лобней, где мы тестировали колесные Arctic Cat. Высокая трава, лужи по колено в глубоких колеях, грязюки намешано — с головой окунуться, насыпь со старой железной дорогой и специальная  триальная трасса с препятствиями из автомобилей, пеньков, бревен, глубоченной ямы, изображающей брод, и «качелей» — прекрасные условия для трезвой оценки возможностей квадроцикла (и водителя).
 
ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили
 
Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова
 
Интересно, что новый Arctic Cat TRV 500 в базовом варианте имеет постоянный привод на две задних «лапы», а полный — подключаемый, хотя раньше был постоянный полный. При этом электрическая блокировка переднего дифференциала доступна только в расширенной версии ХТ.

Второй квадроцикл — одноместный Arctic Cat 1000i GT 2012 года. Мощности V-образного «литра» — 71 л. с. — с лихвой достаточно для двух седоков, но данный экземпляр — для отважных эгоистов: чуть сильнее нажмешь на курок, и GT норовит сбросить тебя и, прижав уши, ускакать вдаль. Частенько я во время теста вспоминала наставления Ковбоя Мальборо, как надо нежно обращаться с курком. Все именно так.

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Стоковая резина ограничивает возможности 500-ки — на горку мы так и не забрались. Фото: Евгения Любимова

Зато у литрового GT и электрическая блокировка дифференциала есть, и резина стоит хорошая — Maxxis Bighorn, и усилитель рулевого управления подстраивается под скорость и момент на руле и колесах. Цифровая приборка одинаковая на обоих квадриках и выглядит довольно куце на широкой «подложке», но показывает всю необходимую информацию четко и понятно. Остальной комфорт вполне приемлемый, вот только грязью довольно сильно забрызгивает со всех сторон. Внешность же у квадроциклов Arctic Cat ничем не выдающаяся, кошачьей грации нет и в помине, но для утилитарного мотовездехода средней ценовой категории красота — это последнее, на что стоит обращать внимание: все равно под слоем грязи ее не видно, да и преодолевать препятствия она никак не помогает: четырехлапые «Коты» и так справляются с этим весьма неплохо.

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова
ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили
 
Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова
 
ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Приборка куцая, но информативная. Фото: Евгения Любимова

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова
ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Полный привод включается еле заметным переключателем. Фото: Евгения Любимова

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили
Квадроцикл Arctic Cat. Фото: Евгения Любимова

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Подвеска на сдвоенных А-образных рычагах имеет ход 25 см. Фото: Евгения Любимова

Arctic Cat TRV 500 XL700VA

Размеры 2504х1206х1278 мм
База 1473 мм
Дорожный просвет 279 мм
Объем топливного бака 20 л
Двигатель Двигатель 443 см3, 1-цилиндр., 4-тактн.,
жидкостное охлаждение, инжектор
Трансмиссия CVT; режимы: 2WD/4WD, L-H-N-R
Подвеска сдвоенные А-образные рычаги, ход 250 мм
Тормоза гидравлические, дисковые
Сухой вес 326 кг

 

 

 

Arctic Cat 1000i GT

Размеры 2154х1206х1219 мм
База 1334 мм
Дорожный просвет 279 мм
Объем топливного бака 21,6 л
Двигатель 951 см3, 2-цилиндр., V-образн., 4-тактн., жидкостное охлаждение, инжектор, 71 л.с.
Трансмиссия CVT; режимы: 2WD/4WD,
электрическая блокировка дифференциала,
L-H-N-R
Тормоза гидравлические, дисковые
Сухой вес 350 кг
   

 

ЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестилиЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестилиЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестилиЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестилиЗиЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили (3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное