Top.Mail.Ru
Вот почему Taycan — истинный Porsche

Вот почему Taycan — истинный Porsche

фото: Porsche / 26.12.2020
Гонки — это не только борьба колесо в колесо, эйфория победы, горечь поражения, ликование поклонников и прессы. Автоспорт — это мировая кузница кадров, где рождаются и обкатываются самые передовые технологии. Десятилетиями автомобили Porsche рождались в пламени автоспорта, приковывая к себе все больше и больше внимания фанатов по всему миру. И полностью электрический Porsche Taycan — новая логичная ступень в эволюции Porsche, воплотивший все передовые технологии.

Михаил Татарицкий

Вот почему Taycan — истинный Porsche
В версии Turbo S в режиме overboost суммарная отдача двух синхронных электромоторов на передней и задней осях достигает 761 силы и 1050 Нм. Taycan Turbo чуть послабее — 680 сил и 850 Нм крутящего момента. Электродвигатели у обеих модификаций идентичны. Разница в мощности обусловлена иным инвертором и настройками.

«Один из самых прогрессивных серийных электрокаров современности» — такую оценку мы дали Porsche Taycan. Причем, дважды: после премьерного тест-драйва в Германии и после «тихих» гонок на Moscow Raceway. А еще до того, как оказаться за рулем разобрали электрический спорткар буквально по винтикам, рассказав вам о ключевых технических особенностях. Почитайте, если пропустили. Если вкратце, Taycan впечатляет практически по всем характеристикам: динамика, максимальная скорость, управляемость, запас хода, ускоренная зарядка, обширный набор систем безопасности, проработка силовых узлов и агрегатов. 

Вот почему Taycan — истинный Porsche
С полностью заряженной 800‑вольтовой батареей (лежит в полу между осями) емкостью 93,4 кВт·ч заявленная дальнобойность Taycan Turbo равна 450 км по циклу WLTP, Turbo S — 412 км.

Но порой мало передать впечатления и дать оценку характеристикам. Ведь за более чем полувековую историю спорткары Porsche оставили колоссальный след в культуре и сформировали вокруг себя армию преданных поклонников, которые крайне ревностно относятся к нововведениям. Не меньше цифр, им важны наследие и родословная. На первых взгляд, Taycan радикально отличается от всех других автомобилей Porsche когда-либо покидавших стены заводов в Штутгарт-Цуффенхаузене и Лейпциге. Но если заглянуть в историю, то мы увидим, что Taycan это новая ступень в эволюции, к которой инженеры Porsche десятилетиями шли шаг за шагом.

Вот почему Taycan — истинный Porsche

«Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее» — В. Г. Белинский

Taycan = Porsche

По факту, каждому новому Porsche доставалось от ретроградов за нововведения и отличия. Включая семейство «Девять-Один-Один». У настоящего Porsche мотор должен быть за задней осью? Что ж, не поспоришь, если речь идет про серийные модификации 911-го. Но знаете ли вы, что Porsche 356, от которого 911-й унаследовал компоновку, изначально планировался, как среднемоторный спорткар? В 1948 году был обкатан прототип Porsche 356 Nr. 1 Roadster с двигателем в колесной базе, но перед запуском автомобиля в серию Ферри Порше поступился среднемоторной компоновкой ради практичности: двигатель был сдвинут в багажник, чтобы освободить пространство для пары мест позади водителя.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 356A Coupe 1956 года и 356 Speedster 1955 года.

В то же время, на гоночных трассах с середины прошлого века и по сей день успешно выступали и выступают среднемоторные Porsche: 804, 906, 917, Porsche 936, 956, 911 GT1, 919 Hybrid, 718 Cayman GT4 Clubsport, 911 RSR и многие другие.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Верхний ряд слева направо: 911 GT1-98 1998 года, 962C 1987 года, 919 Hybrid 2017 года.
Нижний ряд слева направо: 917 KH 1971 года, 936/81 Spyder 1981 года, 917 KH 1970 года.

Что вы думаете про 911 Turbo S? Насколько этот спорткар с турбированным мотором настоящий Porsche в глазах «Поршепуристов»? До 70-х годов автомобили Porsche обходились исключительно атмосферными двигателями. Но в 1972 году для участия в американских гонках Can-Am среднемотоному гоночному прототипу Porsche 917/10 прикрутили пару турбин.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 917/10.

Итог — многочисленные триумфальные победы и рождение в 1975 году первого 911 Turbo в кузове 930. Спустя более чем 30 лет Turbo стало не просто обозначением автомобилей Porsche, оснащенных турбокомпрессором, а суб-брендом самых прогрессивных с точки зрения производительности моделей, включая Taycan Turbo и Taycan Turbo S. А в электрокаре, как вы понимаете, не к чему прикрутить турбину. Разве что кинуть ее в один из двух багажников...

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 911 Turbo (992) и 911 Turbo (930).

Полный привод пришел на серийные 911 во второй половине 80-х. К ралли-марафону «Дакар» 1984 года компания Porsche строит три полноприводных 953-х. И в первой же гонке успех — пилот Рене Метж и штурман Доминик Ле Муан на Porsche 953 берут золото в марафоне. В 1985 году Porsche выпускает полноприводный спорткар 959, а уже с выхода в 1989 году поколения 964 схема 4x4 приживается и на 911-х. Поначалу публику смущало наличие версии Carrera 4 в семье 911-го, но вскоре ее приняли. 

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Полноприводный Porsche 911 (953) на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в 1984 году.

Наконец, дебютировавшее в 1997 году поколение 996 раскололо церковь поклонников Porsche 911 на два лагеря. 996 стал первым 911-м, оснащенным оппозитником с жидкостным охлаждением вместо воздушного. Само-собой такие перемены снова всколыхнули споры о «настоящих Porsche». Но оценив надежность и возросшую мощность двигателя поклонники утихомирились. Кстати, поводом для перехода на двигатели с жидкостным охлаждением стало не только желание инженеров увеличить ресурс мотора, но и необходимость соответствовать все более строгим нормам по вредным выбросам. Ничего не напоминает?

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 911 Carrera 4 Cabriolet (996).

Это лишь краткое перечисление ярких моментов в семейном древе 911-го. А ведь сколько шума, в свое время, наделали переднемоторный Porsche 924, кроссоверы Cayenne и Macan, и фастбэк Panamera. Очередная звездочка на этом балу революционеров — Porsche Taycan.

Сила тока

С электричеством автомобили Porsche дружат давно. Еще в 1900 году Фердинанд Порше представил публике автосалона в Париже гибридный автомобиль Lohner-Porsche. Спустя век Porsche вновь обращает свое внимание на электромоторы. В 2007 году дебютирует концепт гибридного Cayenne, а уже в 2010 году немцы выводят на свет трековый 911 GT3 R Hybrid, оснащенный 480-сильной оппозитной «шестеркой» и двумя электромоторами на 163 силы. Гибридный 911 отправляется не в автосалоны к дилерам, а на гоночные треки для испытаний. Победа в марафоне «24 часах Нюрбургринга» 28 мая 2011 года окончательно рассеивает все сомнения — быстрым «зеленым» Porsche быть!

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Lohner-Porsche.

Концепция трекового 911 GT3 R Hybrid воплощается в лимитированном среднемоторном суперкаре Porsche 918 Spyder: атмосферный бензиновый V8 4.6, два электромотора и суммарная мощность в 887 сил. В 2013 году 918-й доказывает всему миру, что гибриды могут быть настоящими ракетами, установив рекорд Северной петли Нюрбургринга среди серийных автомобилей — 6 минут 57 секунд.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 918 Spyder.

В 2014 году эстафету передовых электрифицированных Porsche перенимает гибридный спортпрототип класса LMP1 919 Hybrid, построенный для участия в гонках серии FIA WEC, в том числе, в легендарном Ле-Мане. Как и предыдущие передовые суперкары Porsche, 919 Hybrid был полон инновационных решений и на момент своего дебюта считался самым сложным «Порше» в истории.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
LMP1 919 Hybrid 2017.

В состав его силовой установки вошел V-образный 4-цилиндровый двухлитровый бензиновый двигатель, раскручивающийся до 9000 оборотов. До 500 сил мотор раздувал всего один турбокомпрессор в развале блока цилиндров. На передней оси висел блок мотор-генератора, в центре автомобиля рядом с водителем — блок литиевых ячеек, разработанный совместно с компанией A123. Спортпрототип оснастили двумя системами рекуперации энергии — KERS, которая при торможении переводит электромотор в режим генератора, и восполняющей энергию от выхлопных газов ERS.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Золотым выделена электрическая составляющая силовой установки: блок мотор-генератора (на передней оси) и блок литиевых ячеек (в центре, рядом с местом пилота). Турбомотор V4 расположен позади пилота.

Маттиас Мюллер, председатель Porsche AG, называл 919 Hybrid исследовательской лабораторией Porsche в области гибридов и электрокаров. Что ж, так называемая «лаборатория», соревновалась с 2014 по 2017 год со спортпрототипами класса LMP1 компаний Audi и Toyota, принесла компании три кубка конструкторов в 2015-м, 2016-м и 2017-м годах, и помогла создать сразу два электрокара — Taycan и 99X Electric. 

Вот почему Taycan — истинный Porsche

Летом 2017 года компания Porsche объявляет, что по окончанию сезона уходит из категории LMP1 в Чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC. После успехов спортпротипа 919 Hybrid руководство фирмы решается на новую ступень в электрификации: гибридизация модельного ряда и трансформация электрического концепта 2015 года Mission-E в серийный Taycan. Что же до автоспорта, то в качестве полигона для обкатки своих передовы технологий немцы выбирают набирающую популярность серию Formula E. 

Электрическая Формула

Исторически любая передовая гоночная серия всегда была своего рода испытательным центром для конструкторов и инженеров. Formula 1, WEC и WRC подарили миру множество решений и изобретений, которые сегодня используются в гражданских машинах. На фоне растущей популярности электрокаров Международная Автомобильная Федерация (FIA) в 2012 году санкционировала создание новой гоночной серии для электрических болидов, где производители могли бы испытывать и совершенствовать технологии электрических транспортных средств. Так родилась Formula E.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Porsche 99X Electric.

Новоиспеченную электрическую гоночную серию часто сравнивают с «Формулой 1». Между сериями действительно есть много общего: и там и там гонки носят статус Гран-при (ePrix в Formula E), и там и там гоняются одноместные болиды. Правда, у машин FE, в отличии от F1, есть аэродинамические обтекатели вокруг колес. И тем не менее, в Formula E есть свои ключевые особенности, которые позволяют серии развиваться из года в год.

Гоночные сезоны проводятся не в рамках одного календарного года, а совмещают два: конец одного года и начало следующего. Однако сезон 2020/2021 станет исключением — из-за всемирной пандемии первый ePrix назначен на январь 2021-го.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Швейцарская компания по производству часов TAG Heuer является титульным спонсором команды Porsche в «Формуле Е». Для обоих брендов характерны многочисленные совместные успехи в автоспорте. Кроме того, TAG Heuer является официальным хронометристом чемпионата.

В дебютный сезон 2014/2015 все команды выступали на 800-килограммовых болидах Spark-Renault SRT_01E, которые разгонялись до 100 км/ч примерно за 3 секунды и развивали максимальные 225 км/ч. Однако начиная со второго сезона организаторы гоночной серии открыли к ней доступ всем желающим производителям. И с этого момента Formula E начала совершенствоваться и обрастать именитыми производителями со всего мира: Renault, McLaren, Dallara, Williams, Jaguar, DS, Mahindra, Audi, Nissan, BMW, Mercedes-Benz и, конечно, Porsche.    

Из-за ограниченного запаса хода аккумуляторов первые четыре сезона командам приходилось иметь минимум по две машины на одного пилота на этап. Но начиная с сезона 2018/2019 в Formula E пришли электрические болиды второго поколения, которые преодолевают всю дистанцию гонки без подзарядки. Появление третьего поколения спортивных электрокаров с новыми аккумуляторами и системой быстрой зарядки (в течение 30 секунд) ожидается к сезону 2022/2023. 

Вот почему Taycan — истинный Porsche

Устали смотреть, как из года в год в Formula 1 не меняется первая тройка команд? Чтобы уровнять шансы участников и создать конкурентную среду в Formula E действует ограничение расходов на команду. В среднем — 3 миллиона фунтов. Помимо гонщиков и технических специалистов, обслуживающих силовые установки болидов, в боксы каждой команды допускается лишь восемь человек: руководитель, четыре механика, инженер-телеметрист и два гоночных инженера.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Чемпион DTM 2015 года Паскаль Верляйн.

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, на что не могли не обратить внимание промоутеры FE. Они внедрили в гоночную серию уникальный интерактив — «фанбуст». Это пятисекундное увеличение отдачи силовой установки машины, которым могут воспользоваться один раз на протяжении гонки пять пилотов, набравшие наибольшее количество голосов от зрителей в соцсетях. На руле есть даже соответствующая кнопка. Кроме того, каждый пилот электрической формулы несколько раз за гонку может использовать режим атаки, который также кратковременно увеличивает мощность. К слову, в серийных спортивных автомобилях, в том числе в «Тайкане», есть похожая функция — она называется «овербуст».

Кстати, о пилотах

С каждым сезоном Формула Е привлекает все больше и больше именитых гонщиков, в том числе экс-пилотов F1, чемпионов DTM, WEC и других гоночных серий. За рулем электрических гоночных болидов успели отметиться бразилец Фелипе Масса, у которого за плечами 11 побед в «Формуле 1», французский пилот Жан-Эрик Вернь, выступавший с 2012 по 2014 годы за Scuderia Toro Rosso F1, двукратный победитель Гран-при Макао F3 Эдоардо Мортара, трехкратный чемпион DTM Рене Раст, двукратный чемпион мира по автогонкам на выносливость в классе LMP1 Себастьен Буэми и многие другие. Команду TAG Heuer Porsche Formula E Team в сезоне 2020/2021 будет представлять трёхкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерер и чемпион DTM 2015 года Паскаль Верляйн.

Вот почему Taycan — истинный Porsche
Чемпион DTM 2015 года Паскаль Верляйн (слева) и трёхкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерер (справа).

Porsche 99X Electric

Автоспорт и Porsche неразрывно связаны друг с другом. Победы в гонках не только помогали продавать автомобили, но и обкатывать новые технологии, которые в дальнейшем переходили на гражданские машины. Например, благодаря использованию армированного углеродным волокном полимера инженерам Porsche удалось снизить вес гоночного 911 GT1 Le Mans. В дальнейшем эта технология помогла «похудеть» серийному GT3 RS. Успешно опробовав на спортивном прототипе 962 карбон-керамические тормоза Porsche начнет предлагать их в качестве опции для своих серийных спорткаров. Сегодня никого не удивляют гибридные Panamera или Cayenne. Но именно успешное участие прототипа Porsche 919 Hybrid, оснащенного гибридной силовой установкой, в Чемпионате мира по автогонкам на выносливость (FIA WEC) в категории LMP1 помогло перенести гибридные технологии на массовые автомобили Porsche. Впрочем, не только на массовые...

Вот почему Taycan — истинный Porsche

Регламент Formula E предписывает использование унифицированного шасси и батареи для всех болидов. Однако все остальное, от силовой установки и привода до тормозной системы и компонентов подвесок, команды разрабатывают своими силами. Здесь и сосредоточена конкурентная борьба между производителями. Электрический болид 99X Electric, дебютировавший в Формуле-Е в прошлом сезоне, многими своими технологиям и решениям обязан гибиридному спортпрототипу 919 Hybrid и опыту накопленному инженерами Porsche в гонках.

99X Electric оснащен 800-вольтовой энергосистемой, которая ускоряет процесс зарядки батареи. Такая же система применяется в серийном Porsche Taycan. В диапазоне заряда литиево-ионной батареи емкостью 93 кВт·ч от 5 % до 50 % она позволяет электрокару принимать до 270 кВт. Это к слову, о гоночных технологиях на массовых автомобилях Porsche!  

Вот почему Taycan — истинный Porsche

«В ходе проекта LMP1 мы заложили фундамент будущего участия Porsche в Formula Е. Накопленный за это время опыт мы учли в разработке системы привода Porsche для Formula E. При этом мы сосредоточились на том, чтобы создать в высшей степени эффективный привод с превосходным КПД», — отметил Мальте Хунеке, технический руководитель проекта «Формулы E».

Традиционно для Porsche, лучшим подтверждением слов служит успех в гонках — в первом же своем ePrix в сезоне 2019/2020 болид 99X Electric под управлением Андре Лоттерера финиширует на второй позиции. 

Вот почему Taycan — истинный Porsche

Заглянув в историю, мы видим, что автомобили Porsche постоянно менялись, обрастали новыми версиями, новыми кузовами, новыми форм-факторами и новыми силовыми установками. Но подход к разработке новых технологий оставался неизменным — прежде чем попасть в серийное производство, все проходило крещение в высших лигах автоспорта. Так было, так есть и так будет дальше. Сегодня электрокары Taycan и 99X Electric — острие меча инженеров Porsche. Но, как вы поняли, всего через несколько лет эти ребята снова могут всех нас удивить чем-то радикально новым.

Фотогалерея:

Заходите на официальный медиапортал Porsche, чтобы первыми узнавать о новостях компании, а также подписывайтесь на аккаунт Porsche в Instagram.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Анатолий:

    Это что-же получается, что трушный Порше — это Кайман, а не 911)

Статьи по теме
Популярное