Top.Mail.Ru
Вологодский «Дуэт»: автомобиль из пенопласта, сделанный своими руками

Вологодский «Дуэт»: автомобиль из пенопласта, сделанный своими руками

02.02.2018
Идеей создания оригинального автомобиля одержимы не только заводские профессионалы, но и увлеченные самодельщики. Примером тому может служить созданный вологодскими умельцами «пенопластовый» микроавтомобиль «Дуэт»

Евгений Яблоков

Мысль о постройке микроавтомобиля собственной оригинальной разработки возникла в Доме юных техников Вологды и была реализована в 1989 году. По замыслу руководителя авто-конструкторской лаборатории Анатолия Крылова, «Дуэт», как именовали перспективную конструкцию, должен был представлять собой компактное четырехместное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов весом до полутоны. Причем в планах юных техников было создание микроавтомобиля в двух ипостасях: микроавтобуса и микрогрузовичка. Возможно, подобная двойственность и побудила создателей именовать свое творение «Дуэтом». Но, забегая вперед, стоит отметить, что материализован был лишь грузовой «Дуэт». Несмотря на неудержимый полет творческой мысли, при разработке микроавтомобиля приходилось «включать» здравый расчет, что было обусловлено имеющимися в распоряжении лаборатории материальными ресурсами. В конечном счете основными компоновочными донорами «Дуэта» стали инвалидная мотоколяска СЗД и грузовой мотороллер «Муравей».

Передний мост от первой с помощью труб и швеллеров стыковался с рамой от «Муравья». Причем средняя часть рамы была расширена под более мощный СЗД-шный мотоциклетный (от «Иж-Планеты») мотор. Силовой агрегат использовался вместе с «родным» воздушным фильтром. А вот карбюратор был заменен более производительным (К62С). Штатная система зажигания уступила место магнето, что обеспечивало уверенный пуск двигателя. Слева от двигателя, на опоре из стальных уголков был расположен топливный бак, закрепленный с помощью металлической ленты. Выхлопные патрубки выводились в магистраль глушителя, сваренного из листовой нержавеющей стали. В задней подвеске использовались гидравлические амортизаторы от спортивного мотоцикла. Дифференциал микроавтомобиля был позаимствован у «Муравья». Но для улучшения динамических характеристик ведомая звездочка перекочевала с мотоколяски. На «Дуэт» устанавливались колеса все от той же СЗД. Но основательности ради они были «расшиты» на 6 см относительно стандарта. В конструкции был применен подрамник с лонжеронами из гнутого швеллера и трубы прямоугольного сечения, в передней части которого базировались основание под картер рулевого механизма, стойки под оси педалей управления и кронштейн крепления главного тормозного цилиндра. А к задней части подрамника были приварены пластины для фиксации рычага стояночного тормоза. Механизм рулевого управления для «Дуэта», в который входили две поперечные и одна продольная тяги, плюс рулевой треугольник, взяли от 968-го «Запорожца». При воздействии на баранку продольная тяга поворачивала левое колесо. Затем усилие передавалось левой поперечной тягой на рулевой треугольник, который, в свою очередь, поворачиваясь, воздействовал на поперечную тягу правого колеса. Управление микроавтомобилем происходило по традиционному алгоритму, при котором тросы привода муфты сцепления и управления дроссельной заслонкой были связаны с «качалкой», а она, в свою очередь, – с педалями при помощи жестких регулируемых тяг. С приводом тормозов дело обстояло несколько сложнее, т. к. нужно было «примирить» переднюю «гидравлику» с «механикой» задних тормозных механизмов. Поэтому появился еще один рабочий тормозной цилиндр (от 24-й «Волги»), связанный своим поршнем с рычагом привода тяг задних тормозов. Кстати, в качестве главного тормозного цилиндра использовался узел от «Москвича-412». Управление коробкой передач и «реверсом» было рычажным. Причем на раме рычаги шарнирно закреплялись на общей оси.

Самой любопытной у «Дуэта» была конструкция кузова. Он представлял собой пространственный каркас из стальных труб и уголков, закрепленный шурупами на днище из сантиметровой фанеры и обшитый снаружи упаковочным крупнозернистым пенопластом толщиной 50 мм. В данном случае, в силу упомянутой ранее информации, уместно говорить не о кузове, а о кабине. Так вот, первоначально кабина сегментировалась на отдельные элементы, такие как крыша, капот, задняя стенка, боковые стенки и т. д., для которых изготавливались парные шаблоны из древесноволокнистой плиты. Затем по этим шаблонам, наложенным на лист пенопласта с обеих сторон, с помощью раскаленной нихромовой струны вырезались элементы обшивки. Для создания деталей с поверхностью двойной кривизны, в заготовке, вырезанной по шаблону, с обратной стороны делались надрезы глубиной порядка 3 см, в которые заливался эпоксидный клей, после чего заготовка изгибалась и фиксировалась до высыхания клея. Во время изготовления панелей обшивки заранее намечались места расположения фар (от СЗД), поворотников (от мотоцикла «Днепр»), заднего стекла, номерного знака и др., в которые с обратной стороны вклеивались фанерные пластины для крепления этих элементов. Далее заготовленные панели склеивались на каркасе в единый «панцирь». Чтобы «утопить» каркас, с внутренней стороны панелей вырезались канавки под «силовые» трубы. Для придания кабине прочности и жесткости она обтягивалась пропитанной эпоксидкой стеклотканью в четыре слоя. После чего шпаклевалась, грунтовалась и окрашивалась нитроэмалью. Двери «Дуэта», петли и замки для которых использовались от СЗД, были выполнены по тому же принципу. Изнутри кабина оклеивалась пластиком. Лобовое стекло было самодельным, а потому плоским. Система электрооборудования была выполнена по блочной схеме. Она включала в себя шесть блоков, имеющих свои выводы, которые соединялись на панели приборов. По мнению создателей «Дуэта», такое решение значительно упростило компоновку проводки и диагностику неисправностей. «Дуэт» имел полностью независимую подвеску, гарантирующую приемлемую плавность хода. Еще одной отличительной чертой микроавтомобиля была маневренность: радиус разворота составлял всего 3 метра. Что касается динамических показателей, то с 2-тактным 10-сильным мотором и снаряженной массой 400 кг «Дуэт» мог разгоняться до 80 км/ч, расходуя при этом чуть более 4 литров бензина. Вернее, бензиново-масляной смеси 20:1.

Единственный экземпляр грузовичка «Дуэт», с тентованной бортовой платформой, изготавливался непосредственно в здании Дома юных техников – на втором этаже, откуда его по завершении строительства извлекли краном через оконный проем. Испытания «Дуэта» свелись к успешному участию в 110-километровом пробеге из Вологды до областного Харовска, по результатам которого автоконструкторская лаборатория ДТИ («Думай. Твори. Изобретай») была награждена дипломом 2-й степени и премией Вологодского областного совета ВОИР (Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов).

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное