УАЗ 300: упущенная выгода

УАЗ 300: упущенная выгода

текст: Игорь Кузнецов / 28.12.2016
С чем, в первую очередь, ассоциируется аббревиатура УАЗ? Конечно, с простыми и надежными внедорожниками. Еще со знаменитыми вездеходными микроавтобусами – «буханками». Ну и, в конечном счете, на ум приходит легкий грузовик. Между тем, история УАЗа начиналась с машины именно данного типа. С УАЗ 300

Точнее, первой, в 1942-ом, в Ульяновске была освоена военная модификация знаменитой «трехтонки» - ЗиС 5. Под конец войны был создан неуклюжий четырехтонный УльЗиС 253, характеристики которого оставляли желать лучшего. Впоследствии, на этом проекте был «поставлен крест». А ульяновцев, руководство страны озадачило созданием легкого грузовика, грузоподъемностью под тонну.

УАЗ 300: упущенная выгода

Машин данной весовой категории на тот момент, в стране советов не существовало как класса. Ведь исторически сложилось, что промышленность была «заточена» под выпуск грузовиков, способных перевозить от полутора тонн и выше. Транспортировка незначительных грузов осуществлялась с помощью 415-х пикапов на базе знаменитой «Эмки», грузоподъемностью 500 килограммов, которые выпускались конце сороковых начале пятидесятых на ГАЗе. Посредине было пусто и УАЗу было предложено заполнить нишу. Как всегда, машину нужно было сделать «вчера». Поэтому, для ускорения процесса создания УАЗа 300, было решено позаимствовать компоновочные решения и узлы от автомобилей других марок, «уверенно» стоящих на конвейере.

УАЗ 300: упущенная выгода

Двигатель было решено использовать от «Победы», четырехцилиндровый, 50-сильный. За основу тормозной системы УАЗа 300 были взяты «легковые» барабанные тормоза. Конструкцию рессорной подвески скопировали с аналогичного узла тяжеловоза ЯАЗ 200, минимизировав ее, с учетом компактности разрабатываемого автомобиля.

УАЗ 300: упущенная выгода

А вот коробку передач пришлось выдумывать и делать заново. Причем, из-за отсутствия в Ульяновске подходящего оборудования,  изготовление коробки было поручено ГАЗу. Массу сил конструкторы потратили на создание сбалансированной пропорциональной внешности грузовичка. Прототип «трехсотого уазика» действительно вышел на славу.

УАЗ 300: упущенная выгода

 Его даже предпочли варианту, предложенному «газовским» скульптором, откомандированным в помощь Ульяновским проектировщикам. Правда, как это часто случалось в отечественной автопромышленности, не обошлось без заимствований.  Стиль УАЗа 300 удивительным образом перекликался с дизайном американских малотонажников, тех и предшествующих лет. В частности, с обликом пикапов марки Studebaker.

УАЗ 300: упущенная выгода

 Выпуск первого ходового образца УАЗа 300 приурочили к очередному празднованию Октябрьской революции в 1949-ом  году. Сдача второго экземпляра состоялась накануне первомайской демонстрации 1950-го года. Далее автомобиль проходил всесторонние испытания. Причем, наряду с «трехсотым», грузоподъемность которого составляла 1000кг, в испытаниях участвовал полуторатонный автомобиль УАЗ 302. Характерным отличием этой машины от более «легковесного» собрата, было использование двускатных задних колес.

УАЗ 300: упущенная выгода

В качестве ориентира, компанию УАЗам составил проверенный временем ГАЗ ММ. Если не считать, что загруженному под завязку 302-му порой не хватало мощности «победовского» движка, новички с честью выдержали сопоставление с  «благонадежным ветераном». Но, несмотря на хорошие результаты испытаний и, связанные с этим перспективные планы ульяновцев по окончательной доводке машины и ее постановке на конвейер, легкому ульяновскому грузовику не суждено было стать серийным автомобилем. Гром грянул летом 51-го, в виде постановления Совета министров СССР о перепрофилировании завода на выпуск радиолокационных станций для неотложных нужд армии.

А это современный приемник «трехсотого»:

УАЗ 300: упущенная выгода

УАЗ 300: упущенная выгодаУАЗ 300: упущенная выгодаУАЗ 300: упущенная выгодаУАЗ 300: упущенная выгодаУАЗ 300: упущенная выгода (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное