Top.Mail.Ru
«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

31.03.2016
Этот бескомпромиссный внедорожник мог бы стать гордостью российской армии, но судьба распорядилась иначе. Разберемся, почему уникальная разработка питерского КБ «Кайман» оказалась никому не нужной

Евгений Яблоков

В начале 1990-х в нашей армии остро встал вопрос о легких полноприводных автомобилях нового поколения. Но из-за тотального развала промышленности эта задача легла на плечи энтузиастов. Одним из коллективов, «живущих» в этой тематике, было конструкторское бюро «Кайман» из Санкт-Петербурга, в котором собрались люди, объединенные общими интересами. Во второй половине 1990-х специалисты этого КБ, много лет занимающиеся разработкой внедорожных транспортных средств, создали армейский внедорожник «Тарантул» – своего рода квинтэссенцию лучших качеств полноприводных автомобилей того времени.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Характерная особенность «Тарантула» заключалась в том, что основная часть узлов машины была полностью унифицирована с агрегатами серийных автомобилей российского производства. Например, на внедорожник был установлен 1,7-литровый бензиновый вазовский двигатель мощностью 91 л.с. Кому-то может показаться, что этот мотор слабоват для серьезного внедорожника, однако запаса мощности силовой установки вполне хватало, чтобы «Тарантул» успешно справлялся с возложенными на него задачами. Коробка передач была использована от ВАЗ-2107. Раздаточная коробка – от «Нивы» и т.д. В случае поломки «Тарантул» можно было бы быстро отремонтировать в любом гаражном автосервисе. Подвеска колес применялась независимая торсионная, на поперечных качающихся рычагах, с телескопическими амортизаторами. Особенность ходовой заключалась в том, что «Тарантул» не просто переползал через препятствия, а как бы обтекал их. Благодаря этому существенно снижалась нагрузка на конструкцию, а проходимость вездехода и комфорт экипажа, наоборот, повышались. В этом смысле «Тарантул» полностью оправдывал свою принадлежность к отряду членистоногих, именем которых и был назван.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Рулевое управление было червячного типа с гидроусилителем. Одной из особенностей «Тарантула» был цельносварной кузов из алюминиево-магниевого сплава, гораздо более жесткий по сравнению с традиционным стальным. И к тому же не подверженный коррозии. Более того, применение цельносварного кузова придавало автомобилю еще одно важное свойство – плавучесть. Для преодоления водных преград предполагалось использовать водомет. Конструкция кузова машины предусматривала перевозку шести пассажиров, а также установку дополнительного оборудования и вооружения. Оригинальная конструкция, объединяющая в единый комплекс кузов, раму и подвеску, делала «Тарантул» высокопрочным и, соответственно, очень надежным транспортным средством. При этом расчетные расходы на эксплуатацию «Тарантула» были вполне сопоставимы с затратами на обслуживание гражданских УАЗов.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Запас хода машины составлял 245 км. Из-за специфической конструкции покрышек максимальная скорость «Тарантула» на шоссе была ограничена 80 км/ч. Однако перспективные разработки позволяли поднять этот показатель до 120–130 км/ч без ухудшения проходимости. Специфические шины низкого давления (0,1–1 атм.) давали внедорожнику массу преимуществ. Особенно эффективно они себя показали на болотистой местности и на вязких грунтах. На них даже можно было преодолевать определенные минные поля, поскольку удельное давление шин на грунт было минимальным.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Испытания «Тарантула» в горных условиях, проведенные в сентябре 1999 года, показали, что покрышки сверхнизкого давления и независимая торсионная подвеска способны значительно увеличить проходимость. А применение оригинальных колесных редукторов позволяет, используя маломощный мотор, двигаться на малых скоростях со стабильным крутящим моментом, что облегчало движение по каменистой местности. Годом ранее, на сравнительных испытаниях 1998 года, выяснилось, что практически все именитые полноприводные конкуренты, типа американского «Хаммера», не способны тягаться даже с «Кайманом» – предшественником «Тарантула».

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Более продвинутый «Тарантул» мог применяться где угодно. Ни в болоте, ни в пустыне, ни в горах ему не было равных. К слову, на международном внедорожном автошоу во французских Альпах уже упомянутый прототип «Тарантула», внедорожник «Кайман», оказался в свое время единственным из участников, преодолевшим горное ущелье. «Тарантул» мог бы быть полезен силовикам. Особенно в зонах локальных конфликтов, ведь это была отменная машина для перевозки личного состава в экстремальных условиях. «Тарантул» имел малый вес (всего 1650 кг) и поэтому мог без существенных ухудшений характеристик быть доукомплектован бронелистами и, соответственно, обеспечить защиту экипажа. На «Тарантул» легко устанавливалось различное вооружение: крупнокалиберный пулемет, легкий миномет, установки ПТУР, ПЗРК... Немаловажен и тот факт, что «Тарантул» легко можно было бы перебрасывать по воздуху на внешней подвеске вертолета.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Но почему же мы так и не увидели «Тарантул» в российской армии или спецподразделениях МВД? Вопрос во многом риторический. Ведь военные чиновники и силовики не привыкли принимать молниеносных решений. Вся перспективная техника для армейских закупок проходит тщательное широкомасштабное тестирование. К тому же армейское руководство всегда придерживалось принципа «лучшее – враг хорошего». Для стабильной эксплуатации новинок необходима серьезная материально-техническая база, склад запасных частей, нужны специалисты для обслуживания и многое другое. Вот почему в армию так сложно пробиться автомобильным новинкам, не  имеющим армейских протеже.

«Тарантул»: наш ответ «Хаммеру»

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное