
Компания Santana Motor выпускала внедорожники около 60 лет, однако за пределами родной Испании и уж тем более в России ее продукция почти неизвестна. Мы проехали на одном из ярчайших представителей семьи Santana – модели PS-10, построенной на базе легендарного Land Rover Defender

Евгений Яблоков
Santana PS-10 настоящий джип, в хорошем смысле этого слова. Чтобы убедиться в этом, не нужно рыться в справочниках с техданными. Вездеходное кредо машины «лезет» отовсюду. Мощные высокие шины, исполинская лонжеронная рама, «железная» рессорная подвеска колес, жесткие мосты — явный намек на суровость эксплуатационных будней этого транспортного средства. Его стихия там, где крепкое дорожное покрытие уступает место грунту.
Внутри PS-10 выполнен для истинных поклонников аскетизма. Интерьер лаконичен и откровенно груб. По аналогии с Land Rover. В общем, все как было. Даже с учетом того, что испанские инженеры немного переосмыслили переднюю панель. Пластик внутри самый дубовый и дешевый. На полу – резина. А вот емкостей под мелочи хватает. Впрочем, суровому джипу подходит простота и неприхотливость.
Руль слишком гладкий, а кресла – с чересчур развитой боковой поддержкой
Щиток приборов тоже далеко не образцовый, и плохо читается в темноте
В отличие от Defender с его сдвинутым к водительской двери педальным узлом, у PS-10 педали расположены нормально и не вызывают отторжения. Испанские конструкторы так же разместили под капотом 2,8-литровый турбированный дизель Iveco, изменив передаточное отношение в трансмиссионном ряду и доработав систему охлаждения.
Также повысили емкость топливного бака с 75 литров до 100, что оказалось «в жилу». Зато модернизация системы охлаждения машине не пригодилось. Результатом работы над температурным режимом мотора стал тепловой дисбаланс, при котором почти невозможно достичь рабочих температур в зимнее время. Само собой, ледяной воздух из воздуховодов не способствует комфортной обстановке в салоне. Сама жилая зона отличается простором и способна приютить 5–9 пассажиров. Хотя, головой упираешься в потолок из за чего сидится без удобства.
На ходу шум в автомобиле зашкаливает, поэтому речь различима только до 60 км/ч. На более высокой скорости остается догадываться о смысле фраз. В автомобиле грохочет все, от мотора до ступичных подшипников. Изоляция шума отсутствует. Управлять машиной тоже тяжело. Чтобы вписаться в дорожный изгиб, необходимо за десять метров до него начать вращать рулевым колесом.
А еще в PS-10 сильно ощущается трясучесть. Трясет зубодробительно. В целом обзорность на троечку. А по зеркалам и того хуже – салонное вообще можно выкинуть. О «качестве» сборки разговор особый – все дребезжит и скрипит. Тормоза просто никакие, да еще и ABS отсутствует. Даже с учетом большого объема, двигатель отнюдь не прожорлив. Его аппетит ограничивается 12 литрами дизельного топлива на 100 км.
Крыша алюминиевого кузова сделана из многослойной пластмассы
На бездорожье можно ехать куда хочется. Главное, чтобы по курсу не было гор, рвов, морей и океанов. Схема 4х4, понижайка, большой дорожный просвет, отменные углы геометрической проходимости являются залогом вседозволенности. Запас прочности у машины поразительный. Именно он один из козырей PS-10, за которые автомобилю можно простить все.
Цена машины – порядка 20 тыс. евро – мягко говоря несколько завышена. Но за эксклюзив это просто даром! Данное транспортное средство не способно конкурировать с такими внедорожниками, как Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser, однако PS-10 с успехом играет роль неубиваемого вездехода.
ИСТОРИЯ SANTANA MOTOR
В 1955 г. между испанской компанией Metalurgia de Santa Ana S.A. и британским Land Rover был заключен договор о лицензионной сборке внедорожников. Этот год и стал официальной датой рождения Santana Motor, хотя конвейер, где собирали Land Rover 2-ой серии, был запущен только в 1958-м. Задержка была связана с поиском местных поставщиков - более 75% комплектующих автомобилей были испанского производства. С 1962 г. продукция фирмы, в частности Land Rover Santana, начала экспортироваться в ближневосточные регионы и государства южноамериканского континента. На тот момент, производственный процесс был локализован до рекордных 95%!
С 1969 г. в производственной линейке появились армейские модификации Santana Ligero, а в 1974 г. стартовала сборка Land Rover Santana третьего поколения. В 1977-м процесс локализации шагнул еще дальше: Santana Motor начала устанавливать на внедорожники 6-цилиндровые дизельные и бензиновые агрегаты собственной разработки. Четыре года спустя увидела свет новая бескапотная модель Santana-2000.
Но в 1983 г. фирма Land Rover, впавшая в тот момент в кризис, вышла из числа пайщиков Santana Motor. Новыми союзниками компании оказались отечественный производитель автомобилей SEAT и японская Suzuki, совместно с которыми компания развернула лицензионный выпуск вездеходов Suzuki SJ. Несмотря на разрыв с британцами, производство Land Rover Santana продолжалось еще 11 лет, пока эту модель не сняли с конвейера в связи организацией выпуска Suzuki Samurai и Vitara.
Впрочем, уже в 1999‑м все вернулось на круги своя, и Santana Motor приступила к выпуску молодящегося Defender 109, разработанного еще в 1950-х годах, представив его под именем Santana PS-10 (для испанского рынка эта модель предлагалась как Santana Anibal). Этот внедорожник компания собирала вплоть до своей ликвидации в 2011-м.
Испанцы «брали» не разнообразием моделей, а числом модификаций. У Santana PS-10 их было около десяти – с цельнометаллическим кузовом, с пластиковой крышей, с брезентовым верхом, 2- и 4-дверные, с грузовой платформой (пикап), с лебедкой и багажником на крыше… Были также военные и другие специальные версии. Ежегодно выпускалось около 25 000 внедорожников Santana, из которых половина отправлялись на экспорт. Кстати, на базе испанского Santana PS-10 также был создан итальянский внедорожник Iveco Massif.
Его внешность немного подкорректировали в студии ItalDesign, доработали салон в плане повышения комфорта, но при этом от фамильной черты «Дефендера» – отсутствия места для левой ноги – не избавились. Итальянцы поставили на свою машину новый 3.0-литровый дизель, что положительно сказалось на динамике и проходимости модели. На бездорожье итальянскому «Дефендеру» также помогала блокировка заднего дифференциала.