Top.Mail.Ru

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса

18.08.2022
Рижские микроавтобусы работали во многих учреждениях СССР. Их знали все. Но некоторые интересные эпизоды биографии микроавтобуса — далеко не многие.

Сергей Орлов

Для молодого поколения РАФ - это модный вариант кофейного напитка. Но люди постарше помнят «Рафики», которые можно было увидеть едва ли ни в каждом советском дворе: они служили маршрутками, каретами скорой помощи, работали в милиции и даже инкассаторской службе. Но были и необычные версии рижского микроавтобуса.

СУСЛИК ИЛИ АВАНГАРД?

Сначала в Риге на улице Дунтес, на совсем небольшом заводе с ручным конвейером собирали около трех тысяч микроавтобусов РАФ-977 в год. Но в Риге мечтали сделать новый, более современный автомобиль. И уже в 1965‑м построили оригинальный прототип РАФ-982. Причем, со стеклопластиковым кузовом. Идея стеклопластика в те годы захватила автомобильные умы всего мира, но для массового производства материал был не технологичен.

Дирекция завода создала две независимые группы художников и конструкторов, которым и поручили сделать новый микроавтобус на агрегатах «Волги» ГАЗ-21.

Группа Арвидса Мейзиса в 1967-м построила два прототипа полукапотной компоновки — с разными внешними элементами, условно названные РАФ-982-I (на заглавном фото). Заводские шутники прикрепили на борт одной из машин надпись Cyclon. Прозвище «Суслик» на заводе вспоминали потом много лет.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Первый авангардный прототип РАФ‑982‑II и второй — более приземленный вариант.

Группа Артурса Эйсерта показала в 1968‑м совсем другую машину со смелым и даже авангардным дизайном, огромными стеклами, подчеркнуто резкими линиями кузова. И именно РАФ-982-II стал прототипом серийного РАФ-2203. Хотя стилистику, конечно, немного «успокоили» и «пригладили». Но и серийная машина, выпуск которой на новом заводе в Елгаве начали в 1975-м, выглядела свежо и современно даже на фоне зарубежных аналогов.

ЛАТЫШСКОЕ ТРИО

Серийные РАФ-2203 знали не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира: социалистических и так называемых развивающихся. Помимо 12‑местного автомобиля с агрегатами «Волги» ГАЗ-24 — мотором мощностью 95 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач, делали массовые «санитарки» РАФ-22032. Их выпуск в иные годы составлял до 40 % от общего объема.

Спроектировали и маршрутное такси РАФ-22031. В том числе даже и вариант с электромагнитным замком двери салона, открываемой водителем. Но заводские маршрутки так и остались прототипами. А те, что знали жители многих мегаполисов, делали вовсе не в Елгаве, а местными усилиями из стандартных машин, переставляя сиденья и нанося символы такси на борта.

На такие нагрузки РАФ, конечно, был не рассчитан. Заводские испытатели говорили, что использовать РАФ в такси — всё равно, что реактивный самолет для опыления полей.

РАФ, АМПЕР И ВОЛЬТ

В Советском Союзе были электромобили! Правда, не в свободной продаже и делали их в небольших количествах. Тем не менее, РАФ в этом деле шел в авангарде. Не успел завод а Елгаве заработать на полную силу, а в КБ, которое осталось в Риге, создали уже укороченный РАФ-2204 с электромотором постоянного тока мощностью 22 кВт, позволявшим развить до 70 км/ч.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Электромобиль РАФ‑2204 с укороченной базой.

Затем собрали уже шесть РАФ-2207 с кузовом стандартной длины, но на девять человек. Остальное место занимали батареи массой аж 630 кг! Три электромобиля РАФ-2210 в 1982 году даже поработали маршрутками в Москве. Но еще до этого, РАФ «под завязку» загрузили заказами на спецмашины для Олимпиады 1980 года в Москве. В том, числе, и электрическими.

ФАКЕЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ

Всего олимпийских модификаций РАФ-2203 было почти полтора десятка. Тут пригодился и опыт создания электромобилей.

Но главным автомобилем Олимпиады стал, все-таки, бензиновый РАФ-2907 с необычной бело-золотой окраской. Эта машина сопровождала олимпийский огонь. Большую часть пути автомобилю предстояло ехать со скоростью пешехода, поэтому на нее поставили увеличенный радиатор и электровентилятор. В микроавтобусе везли периодически заменяемые факелы, и даже резервный олимпийский огонь.

Необычный пикап с двойной кабиной — первый подобный автомобиль в стране — РАФ-2909 сделали для сопровождения велогонок. Сзади на кузов крепили велосипеды. Такие машины строили и позже для сборной СССР. А в перестроечные годы аналогичные пикапы даже продавали всем желающим.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Олимпийский пикап РАФ‑2909, так называемая «велосипедка».

Для Олимпиады в 1980‑м сделали судейский электромобиль РАФ-2910 со второй пассажирской дверью по левому борту. Аналогичный по назначению, но бензиновый РАФ-2911 отличала распашная дверь в задней стенке.

Именно для олимпийской деревни изготовили первые автопоезда на базе РАФ-2203. Правда, до этого уже делали автопоезда, работающие в парках и аэропортах, на основе РАФ-977. Новый тягач РАФ-3407 работал с прицепами РАФ-9225 и РАФ-9226. Тормоза стояли лишь на задней оси тягача, зато пневматические с камерами от КАМАЗа. Аналогичные поезда позднее тоже работали в парках.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Тягач РАФ‑3407 с вагонами РАФ‑9225 и -9226.

КРЕМЛЕВСКИЕ ТАЙНЫ

Самые неизвестные и отчасти до сих пор загадочные латвийские машины — электрические микроавтобусы с уменьшенной на 100 мм шириной. Говорят, их предназначали для езды по московским подземельям. Один из таких РАФов, правда, уже с бензиновым двигателем окончил свои дни во дворе НТЦ РАФ на улице Дунтес. Сохранились эскизы роскошного интерьера секретных машин, созданных в заводском Бюро спецавтомобилей.

ВЫШЕ КРЫШИ

Конечно, санитарный РАФ для медиков был не очень удобен — потолок слишком низкий. Первые советские высокие реанимобили сделали в 1979‑м именно на базе РАФ-2203. Правда, с помощью финской фирмы Tamro из Тампере. Высоту машины увеличили на 200 мм, высота салона стала 1600 мм, что облегчало работу медиков. Позднее РАФ стал делать аналогичные автомобили самостоятельно.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Ранние РАФ‑2203 и санитарка РАФ‑22032.

КАКИМ МОГ СТАТЬ РАФ

Последнюю версию микроавтобуса — РАФ-22038 делали до самой остановки завода. Но по сути, это была временная модель — 22038‑02.

Новый РАФ, помимо немного измененной внешности, должен был получить совершенно новую переднюю подвеску — некое упрощенное подобие стоек McPherson и дисковые передние тормоза с двумя суппортами от Нивы на каждое переднее колесо, а также вакуумным усилителем вместо гидровакуумного.

Таким образом, РАФ могли избавить от врожденных пороков: подвески и тормозов «Волги», явно слабых для 12‑местного микроавтобуса. Но как очень часто случалась в СССР, «временная» версия так и осталась постоянной. Внедрили лишь новые бамперы, подфарники и некоторые иные элементы.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Реанимобиль РАФ-Tamro, сделанный в Финляндии.

Еще в 1985 году, в соответствии с министерской программой внедрения роторных двигателей на автомобили разных заводов, на обычный микроавтобус и санитарку поставили двухсекционные 140сильные агрегаты ВАЗ. Такой микроавтобус планировали для 9-го управления КГБ, занимающегося охраной первых лиц государства, санитарку — для 4-го управления Минздрава, лечащего этих самых лиц.

В коробке передач ГАЗ-24 изменили передаточные числа. Забавно, что при замерах динамики роторного РАФа на полигоне пришлось связывать веревкой верх передних дверей, поскольку при скорости 160 км/ч они начинали оттопыриваться, как уши. А роторный РАФ до такой скорости разгонялся! Потом двери усилили. Но вскоре тему ротора на РАФе закрыли.

КАКИМ РАФ СТАЛ

На рубеже 1990-х, когда спрос стал стремительно падать, а связи между республиками рушиться, в Риге стали лихорадочно создавать самые разные, иногда интересные, порой, почти курьезные модификации.

Например, сделали бортовые грузовики с одинарной и двойной кабинами. Управляемость и поведение при экстренном торможении порожних машин с легкой кормой и перегруженным передком служили поводом для сарказма испытателей.

На базе РАФ-22038 совместно с французской фирмой Labbe, соорудили даже инкассаторский автомобиль. Кстати, это был первый серийный отечественный фургон для перевозки денег, которых в отличие от всего остального, в стране стало как-то уж очень много. Разумеется, машины на абсолютно непригодном для таких нужд шасси, проработали недолго.

РАФ-2203: это вам не кофе! Интересные факты из истории рижского микроавтобуса
Инкассаторских Labbe на узлах РАФ во Франции собрали 62 штуки.

Сегодня РАФ-2203 — лакомый объект для коллекционеров. Тем более что количество поздних модификаций таково, что работы по поискам и реставрации редких версий любителям этого дела хватит надолго.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное