Сегодня кроссовер - едва ли не синоним автомобиля. Популярность класса SUV (Sport Utility Vehicle, — «спортивно-утилитарный автомобиль») во всем мире достигла таких высот, что некоторые автопроизводители уже отказываются от седанов и хэтчбеков, сосредотачивая усилия на кроссоверах. Даже люксовые компании, десятилетиями выпускающие исключительно тарги, берлинетты, купе и кабриолеты, не устояли перед соблазном, пополнить свой бюджет при помощи SUV. Например, более 45% из 1 759 532 проданных новых автомобилей в прошлом году в России - SUV. Но так было не всегда.
Редакция
Почему-то, не официально принято считать, что в России активный спрос на кроссоверы начался с выхода на рынок первого поколения Nissan Qashqai. Хотя, к примеру, та же Toyota RAV4 к выходу первого «Кашкая» успела сменить три поколения. Совпадение или нет, но именно с выходом «Кашкая» спрос на SUV стал стремительно расти. А где спрос, там и предложение. С того момента стали появляться кроссоверы в абсолютно разных ценовых сегментах. Но все же, какую модель можно по праву назвать первым кроссовером?
В России первым кроссовером считают «Ниву», забывая про ГАЗ М-72, выпущенную небольшим тиражом в 4677 экземпляров с 1955 по 1958 годы. Впрочем, если мерить масштабами производства, то «Нива», конечно же, безоговорочный лидер.
ВАЗ-2121, вставший на конвейер в 1977 году, представлял собой компактный внедорожник с несущим кузовом, двухступенчатой раздаточной коробкой и постоянным полным приводом и блокировкой центрального дифференциала. «Нива» получила много унифицированных деталей и элементов от легковых ВАЗов, в том числе, салон от ВАЗ-2106.
«Нива» напоминает современные кроссоверы не только несущим кузовом и унификацией с легковыми моделями, но и своей концепцией. Главной задачей перед конструкторами стояло создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом (на тот момент времени) массовых легковых моделей. По слухам именно ВАЗ-2121 был вдохновителем создателей Suzuki Vitara (Escudo — на японском рынке),выпущенной в 1988 году.
Однако в Северной Америке и Западной Европе первым кроссовером всех времен считают другой автомобиль — AMC Eagle, выпускавшийся с 1979 по 1989 годы. Концепция «Орла», как и у «Нивы», перекликается с современными SUV — легковой автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом.
Рецепт AMC Eagle прост. Доработанный несущий кузов от модели AMC Concord, увеличенный дорожный просвет и полноприводная трансмиссия с распределением мощности по осям 50:50 (был и заднеприводный вариант).
AMC Eagle должен был привлечь прибыль компании AMC (American Motors Corporation), которая в середине 70‑х была не в лучшей форме. Хм… Кажется, подобная история нам что-то напоминает, да?! Кроме того, по мнению руководства AMC, Eagle идеально бы заполнил пустующую на рынке нишу между дешёвыми импортными полноприводными Subaru и большими внедорожниками вроде Jeep Wagoneer. Так и вышло. С самого начала старта продаж, Eagle пользовался популярностью.
Вы можете воскликнуть: «Это не кроссовер, а полноприводный универсал с увеличенным клиренсом!” И будете правы. Однако размытые рамки определения «кроссовер» позволяют AMC Eagle называться таковым. Кроме того, Eagle выпускался не только в кузове универсал. На североамериканском рынке у «Орла» была обширная палитра кузовов: купе, лифтбэк, хетчбэк, седан, универсал и даже кабриолет. Все без исключения 5‑местные.
Справедливо будет упомянуть и французскую Talbot Matra Rancho, производимую с 1977 по 1985 годы. Построенный на базе базе модели Simca 1100, Rancho имел несущий кузов и увеличенный дорожный просвет. Некоторые модификации даже оснащались блокировкой дифференциала и лебедкой. Однако привод был только передний.
Нам интересно узнать ваше мнение: какой автомобиль достоин звания первого кроссовера и почему?
На ГАЗ М-72 (Победа) кузов был усилен рамой от ГАЗ-69, поэтому никакой это не кроссовер. Забыли про Москвич — 410/411.
Советские автомобили нередко делали «под копирку». Автомобили производили на базе Buick, Ford, Opel и многих других. Да и «гордость советского автопрома» — «Копейка» не была оригинальным продуктом — ВАЗ-2101 была изготовлена на базе Fiat-124. Сегодня немалая часть машин АвтоВАЗа производится по лекалам партнеров Renault-Nissan. Проблемы с инженерной школой были и есть до сих пор, но ошибочно считать отечественную автопромышленность бездарной, а отечественные машины лишь копиями. Автомобилем, который доказал, чего стоит русский автопром, стал ВАЗ-2121, в народе — «Нива».
А сейчас зачастую кроссоверы и кроссоверами-то назвать язык не поворачивается. Есть исключения конечно, например форестер субаровский. Вот там да, и комфортно, и проходимо. А про то, что он один из самых надежных и самых безопасных авто на современном рынке это можно и не упоминать, все и так в курсе.
Ага, особенно когда вариатор перегреется на втором бугорке
м20