Top.Mail.Ru

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР

«Москвич-408 Турист»: уникальный родстер, который построили и «похоронили» в СССР

05.08.2022
Романтический период в  истории советского автомобилестроения порождал удивительные для СССР машины, пусть и опытные образцы

Сергей Орлов

Один из самый ярких и интересных периодов в истории Советского Союза, конечно, 1960-е годы. Лейтмотивом эпохи стало не только «догнать и перегнать Америку». После феноменальных успехов СССР в космосе, казалось, что стране, в том числе ее автопрому, все по плечу. И ведь, действительно, серийные автомобили советские автозаводы обновляли с частотой, невиданной позже.

Энергичный и экспансивный лидер СССР Никита Хрущев много ездил по миру, изучая «как там у них» и делая выводы, что у нас, конечно, скоро будет еще лучше.

Наша пресса, конечно, писала о визите  первого секретаря ЦК во Францию, в 1960 году. Но только французская пресса смачно описывала сцену передачи Хрущеву и его супруге синего родстера Renault Caravelle – подарок генерала де Голля. Писали, что машина Никите Сергеевичу понравилась, но желания прокатиться он не изъявил. Ветераны АЗЛК рассказывали, что именно с этого Renault Caravelle (на части рынков модель носила имя Floride) и началась история удивительного московского родстера.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ

Хрущев, в отличие от его приемника Леонида Брежнева, к автомобилям был равнодушен. И именно его Renault, по мнению ветеранов завода, передали на МЗМА.

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
Renault Caravelle в Москве. В столице было минимум два таких автомобиля.

Так или иначе, идея  недорого элегантного родстера на узлах серийного автомобиля, захватила умы советских конструкторов и дизайнеров. На фоне послевоенного экономического подъема такие  машины были довольно популярны во всем мире. А Volkswagen Karmann Ghia, созданный на узлах знаменитого «Жука», хорошо продавался даже в США.

Кстати, даже в соцстранах в те годы делали аналогичные модели. В Чехословакии - Skoda Felicia, в ГДР — Wartburg 313. К двухместным родстерам с тентом можно было заказать и жесткую пластиковую крышу. Летом «колпак»  держали в гараже, а на зиму одевали на кузов.

МЗМА в начале 1960-х был на подъеме. До 40 % автомобилей продавали за границей. На заводе постоянно модернизировали серийные модели, запускали их модификации. А заодно неустанно делали интересные опытные образцы разных классов и назначений. Очередным таким прототипом и стал элегантный родстер.

ПО ИМЕНИ «ТУРИСТ»

Машины делали на базе перспективного еще «Москвича-408», отличавшегося очень элегантным и даже передовым, по меркам начала 1960-х кузовом. Кстати, эту модель тоже достаточно успешно продавали за границей.

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
Седан «Москвич-408» и «Москвич-408 Турист».

Колесную базу — 2400 мм при создании родстера сохранили. И вообще автомобиль старались максимально унифицировать с серийным седаном. Оттуда и необычная зрительно длинная корма. Но выглядела машина  оригинально и вполне элегантно.

Днище кузова, разумеется, укрепили Х-образным усилителем. Как и положено по классическим канонам «жанра», помимо тента предусматривали жесткую зимнюю крышу. То есть, кузов этого «Москвича» можно назвать и хардтоп.

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
«Москвич-408 Турист» с жесткой крышей.

Машине дали имя «Турист». Туризм, в том числе и автомобильный, стал в то время особо популярным и даже модным занятием. И такое название, как бы, приближало не очень практичный пижонский автомобиль к народу. Трансмиссия с четырехступенчатой коробкой передач, подвески, тормоза остались стандартными.

Как обычно и бывало с опытными образцами, на «Москвич-408 Турист» ставили разные двигатели. Стандартный мотор «Москвич-408» при рабочем объеме 1,4 л развивал 50 л. с. Версия двигателя, аналогичная той, что ставили на спортивные «Москвичи» - с двумя карбюраторами Weber выдавала 63 л. с. Заодно экспериментировали даже с системой впрыска топлива ЦНИТА. Ленинградский Центральный Институт Топливной Аппаратуры работал над такой конструкцией, в том числе изучая специально закупленный для изучения топливной системы Mercedes-Benz 300SL Gullwing.

Но система впрыска была, конечно, очень дальней перспективой. А два живых опытных «Москвича» - родстера уже существовали!

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Конечно, в СССР такой автомобиль просто не мог появиться. Зачем и кому? Гражданам нужны были более практичные и вместительные модели на все случаи жизни и, желательно, как можно дешевле. Советским людям было не до родстеров.

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
По декору «Турист» не отличался от стандартного «Москвчиа-408».

Кто-то на заводе заикнулся уже о выпуске примерно ста пятидесяти «Туристов» в год. Но для производства такой версии, явно, нужно было создавать отдельный участок. И сколько бы тогда стоил автомобиль? Даже со стандартным 50-сильным мотором. Он то, кстати, был вполне достойным конкурентом импортных: топовые двигатели Volkswagen и Renault Caravelle развивали те же 50 сил. А ведь у МЗМА вскоре появился и 75-сильный очень современный мотор «Москвич-412».

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
Длинная корма со стандартной крышкой багажника выглядела необычно.

Но экспортный успех «Туриста» был сомнителен. Конкуренция в этом секторе была велика, а спрос, все-таки, относительно не высок. А ведь стандартный «Москвич-408», при всех его достоинствах, брал западных покупателей, в первую очередь, именно низкой ценой. К слову, в Финляндии 408-й стоил, например, чуть меньше, чем Volkswagen 1200 — самой демократичной версии Kaefer (Жук).

В 1964-м, когда «Москвич-408» встал на конвейер, у власти был уже не Хрущев, а Брежнев. На заводе, вроде, у кого-то имелись выходы на тогдашнего председателя совета министров Алексея Косыгина. Как известно, такие «выходы» самый эффективный способ принятия административных решений. Но так и не срослось. Да и у руководства завода хватало проблем, помимо продвижения пижонского родстера.

ТУРИЗМ В ИСТОРИЮ

Судьба двух прототип  «Москвич-408 Турист» в точности неизвестна и, тем не менее, типична. Вспоминали, что, по крайней мере один автомобиль, возил заготовки по территории завода. Обычно этим занимались кустарные заводские пикапы. Один «Турист», похоже, много позже был в частных руках. Уже с некоторыми наружными элементами от «Москвича-412». А, может, и другим мотором.

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
Позднее фото родстера с измененными внешними деталями.

Об опытной модели фактически забыли на много лет. Но в наши парадоксально-ностальгические времена построили уже несколько реплик — копий «Туриста». Профессионально сделана, правда, только одна – в мастерской Евгения Шаманского. Хорошо, что наряду со старыми фотографиями, есть и эта машина. Пусть и копия, но тоже зримое доказательство, что в СССР умели делать необычные автомобили. Которых тогда и быть не могло…

«Москвич-408 Турист»: уникальный  родстер, который построили и «похоронили» в СССР
Копия «Москвича-408 Турист» мастерской Евгения Шаманского.

Ранее мы рассказывали о том, как немецкий Opel стал первым советским народным автомобилем.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное