Top.Mail.Ru
Lifan и АвтоВАЗ. На всех парусах

Lifan и АвтоВАЗ. На всех парусах

15.06.2013
Две незаконченные истории о судьбе двух брендов. Два феномена ускорения из прошлого в настоящее

Олег Богданов

1992 год. Тольятти. Дирекция АвтоВАЗа. Семь утра. Захожу в кабинет генерального директора Каданникова — это раннее время, когда с ним можно спокойно поговорить. Но, как оказалось, не в этот раз. Владимир Васильевич сидит за столом, опустив низко голову, и мысли у него явно не из веселых. Услышав мои шаги, он поднял голову, сфокусировал взгляд и, узнав, тихо поздоровался.

— Что случилось? — спросил я генерального.

— Знаете, Олег, — сказал он с безумной усталостью в голосе, — последнее время у меня создается отчетливое впечатление, что весь наш автопром умышленно и целенаправленно уничтожают!

Это было 21 год назад. Тогда же за Великой Стеной, где-то далеко-далеко в Поднебесной, маленькая мастерская с длинным названием Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre, гордо называющая себя компанией, начала ремонтировать мотоциклетные двигатели, а затем и сами мотоциклы. Вскоре ремонт органично перерос в производство, и к 1997 году стремительное развитие компании привело к тому, что она получила статус пятого по величине производителя мотоциклов в Китае. Тогда же родилось и новое название — Lifan Industry Group.

Тогда же у меня состоялся еще один (предпоследний) разговор с Каданниковым. Как и в предыдущем описанном мной случае, было раннее утро, тот же кабинет генерального. Но на этот раз Владимир Васильевич стремительно ходил из угла в угол. Поздоровались. Видя неординарность ситуации, я поинтересовался:

— Что опять?

— Да вот Березовский, — последовало несколько ярких эпитетов в адрес будущего олигарха, — не хочет по долгам рассчитываться!

— И какой выход? — наивно спросил я. — Есть шанс вразумить его?

— Конечно, есть. Вон дверь, — Каданников кивнул в сторону выхода. — Зажать кое-что створками и отдаст, как миленький все вернет.

— Да, радикально! Но конструктивно — ничего не скажешь. Желаю удачи!

Lifan и АвтоВАЗ. На всех парусах

В Тольятти тем временем вовсю шла перестройка, простите, описался — перестрелка. Ребята с накачанными торсами передергивали затворы «калашей» и палили почем зря. Бандитские боссы ходили в малиновых пиджаках, но от пуль они не спасали. Ни дня без боя и трупов — такой был девиз тех дней в «Русском Детройте».

А на заводе уже на конвейере группировки метили «свои» автомобили. Команда Березовского эшелонами забирала товар и, как вы поняли, не спешила расплачиваться.

Где-то через месяц-другой состоялся мой последний разговор с Владимиром Васильевичем. Та же мизансцена, но Каданников спокоен (видимо, он для себя уже все решил). Спрашиваю:

— Ну как, Владимир Васильевич, дверь помогла?

— Помогла, — отвечает он, поняв влет, о чем речь. — Помогла-то помогла, но это уже никакого значения не имеет.

ВАЗ начинал агонизировать. Конечно, такой огромный организм трудно сразу разрушить, но по части разрушения мы большие доки. Это с созиданием у нас тяжело, а с разрушением все в порядке. Каданникова принудительно переквалифицировали в банкиры, а целая когорта «талантливых» директоров начала трудиться над реанимацией гиганта. Наиболее любимые в верхах за какие-то полгода «каторжного труда» на выходе получали «золотые парашюты» по пятьдесят миллионов долларов! То есть по миллиону долларов за пять рабочих дней, или по $200 тысяч в день. Хорошая прибавка к зарплате! Завод они, конечно, не спасли, зато наобещали горы золотые…

Lifan же к началу тысячелетия потихоньку стал крупнейшим в Китае производителем мотоциклов и без всякого ажиотажа освоил выпуск автобусов и грузовиков. Уже к 2005 году «Идущие под парусами» (так переводится с китайского Lifan) начали выпуск легковых автомобилей. Первыми стали мини-вэн и пикап LF6361/1010 на базе Daihatsu Atrai (модель1999 года). Чуть позже, в конце 2005 года, совместно с компанией Mazda запустили производство Lifan 520/520i с бразильским двигателем Tritec.

Вскоре внутренний рынок перестает удовлетворять возросшим запросам компании — Lifan выходит на международный рынок. В 2006 году начинается экспорт во Францию, США, Мексику, Казахстан и на Украину. Предметом экспорта становится автомобиль Lifan 520 (в России это Lifan Breez).

Как вам нравится такая динамика? По нашим канонам уже давно было бы пора китайским силовикам экспроприировать этот частный бизнес, а владельцев засадить в тюрьму. Но Восток — дело тонкое, и нам его не понять. Согласитесь, странные люди живут в Поднебесной.

Правомерно задать вопрос: а чего это автор сравнивает развал нашего супергиганта на Волге с какой-то там мелкой автомобильной компанией? Да очень просто: вектора развития у них по модулю одинаковые, а вот по знакам противоположные. Это во-первых, а во-вторых, Lifan Industrial Group на сегодняшний день — компания далеко не маленькая даже по российским меркам. Она в списке 500 ведущих частных предприятий КНР и специализируется на производстве легковых автомобилей, автобусов, мотоциклов, скутеров и квадроциклов.

Это транснациональная корпорация со штаб-квартирой в городе Чунцин (Китай). Представительства компании находятся во многих странах мира. Продукция Lifan экспортируется в США, Канаду, Мексику, Францию, Египет, на Украину, в Казахстан, а с 2008 года — в ЮАР, Венесуэлу, Перу, Кению и Грецию. В Россию компания Lifan начала поставлять автомобили в 2007 году.

Основной завод корпорации Lifan по выпуску легковых автомобилей оснащен самым современным оборудованием, площадь которого превышает 60 000 квадратных метров, число работников на нем более 10 000 человек.

А в 2008 году у нас в Черкесске начал функционировать новый автосборочный завод полного цикла с производственной мощностью 50 тысяч автомобилей в год, с конвейера которого сходит в том числе и кроссовер Lifan X60.

Вот приблизительно так выглядит короткая справка о «маленькой» китайской фирме, которой в прошлом году исполнилось всего 20 лет, которая прошла путь от сарая по ремонту мотоциклетных двигателей до корпорации и которая по рейтингу журнала Forbes входит в 100 крупнейших предприятий Поднебесной.

В прошлом номере журнала я цитировал топ-менеджера одной крупной японской автомобильной корпорации. Исходя из его прогноза, до того момента, когда китайские автопроизводители станут серьезными конкурентами на мировом рынке, осталось два года. Что ж, это, действительно, очень похоже на правду, и не исключено, что Lifan будет одним из них.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное