Top.Mail.Ru
Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты

02.10.2022
Термин «автомобиль-мечта» — dream car в Америке и traumauto в Германии появился в 1930‑х. Так называли экспериментальные, а по сути, выставочные автомобили, привлекающие внимание публики на автосалонах. Были они и в СССР…

Сергей Орлов

В СССР, тем более в 1938‑м автосалонов не было. А у руководства заводов хватало забот, помимо создания «автомобилей-мечты». Но такой автомобиль появился. Хотя его просто не могло быть! Именно в 1938‑м!

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
Для рекордных заездов на капот ЗИС-Спорт ставили дополнительный воздухозаборник.

КОМСОМОЛЬСКИЙ «ШИК МОДЕРН» 

Как ни удивительно, но в контексте страшного, однако и романтичного времени возведения гигантских заводом и рекордов советских летчиков, молодым инженерам Завода имени Сталина мало было текущей, банальной, скучной работы. Им хотелось творчества, полета. Пусть и земного.

Тем более что один из приятелей Анатолий Пухалин готовил дипломный проект по теме «Скоростной автомобиль». Конечно, молодому «без пяти минут инженеру» хотелось воплотить авангардные идеи в жизнь. Фантазера поддержали такие же юные, как он коллеги: Владимир Кременецкий и Николай Пульманов. А нарисовать кузов необычного автомобиля охотно согласился тоже молодой художник Валентин Ростков. В будущем, кстати, один из самых известных советских дизайнеров, нарисовавший нескольких моделей ЗИС и ЗИЛ.

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
Общий вид шасси ЗИС-Спорт.

Создатели невиданной в СССР спортивной машины называли ее между собой «шик модерн». Но они задумали не просто необычный, элегантный кузов (а некоторые импортные «автомобили-мечты» делали, кстати, именно так — оригинальный дизайн и серийные агрегаты), а действительно скоростной автомобиль.

Конечно, в основе лежал серийный лимузин ЗИС-101. Но в обеих зависимых рессорных подвесках ЗИС-Спорт появились стабилизаторы. До и стандартный мотор решили форсировать.

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
Подвески получили стабилизаторы, а двигатель существенно форсировали.

ПОДАРОК МАТЕРИ-РОДИНЕ 

Над своим «шик-модерном» ребята трудились вечерами после работы. Но начальство, все равно, смотрело на затею комсомольцев скептически. Но тут о машине узнал помощник директора ЗИС — грозного Ивана Лихачева. А помощник этот по совместительству был еще и комсомольским активистом.

Именно он и «доложил вопрос» грозному директору так, что Лихачева заинтересовала идея удивительного автомобиля. И не просто заинтересовала. Самодеятельный молодежный проект попал в список «подарков матери Родине» к 20‑летию комсомола, которое собирались отмечать в 1938‑м. Не случись этого, молодые фантазеры, наверняка, не довели бы рискованное дело до ума. Но приказ всесильного на заводе Ивана Лихачева подключил к постройке родстера все необходимые для этого цеха огромного предприятия.

МЕЧТА ЗЕЛЕНАЯ

Автомобиль длинной аж 5600 мм с базой 3570 мм (немногим меньше, чем у семиместного лимузина ЗИС-101) получил-таки форсированный двигатель. Рядный 8‑цилиндровый мотор увеличенного с 5,8 л до 6,06 л рабочего объема снабдили еще и алюминиевой головкой блока. Агрегат развивал 141 л. с. при 3300 об/мин. Стандартный мотор ЗИС-101 выдавал 110 л. с.

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
Футуристический ЗИС-Спорт и опытный образец ЗИС-102.

Сто сорок сил — показатель по тем временам очень неплохой. Скажем, рядная «восьмерка» дорогущего и престижного немецкого Horch 853А развивала максимум 120 л. с. Правда, с меньшего — всего 5 л рабочего объема  Коробку передач для ЗИС-Спорт тоже сделали на базе серийной, но специально — с синхронизаторами и даже с повышающей передачей. Окрасили ЗИС-Спорт тоже необычно — в зеленый цвет. «Цветных» автомобилей в те годы советская промышленность делала единицы. Все больше черных и серых.

ЭТО ВАМ НЕ BUICK

Информация о машине попала в «Комсомольскую правду» уже 17 октября 1938 года. В те годы это было нормой: любое достижение тут же воспевали в прозе, а иногда и в стихах. Даже если потом из затеи мало, что получалось. Да и в случае с ЗИС-Спорт эффектный автомобиль на рисунке к газетной заметке с реальным родстером имел мало общего. 

А ведь машина получилась не просто интересная, а — удивительная! Она, в отличие от серийных советских моделей 1930‑х, не копировала ни один зарубежный аналог. Хотя отчасти и напоминала американский концепт Buick Y-Job знаменитого стилиста Харли Эрла, того же 1938 года.

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
Американский Buick Y-Job, 1938 г.

Но тут история мутная. Не факт, что молодые фантазеры видели хотя бы фото этой машины. Теоретически, правда, могли: в каком-нибудь привезенном из США журнале. Но не более.

В любом случае ЗИС-Спорт выглядел не просто современно, но даже авангардно. Особенно необычная смотрелся обтекаемый передок и решетка радиатора, а также утопленные в кузов огромные фары. ЧЕРЕЗ СТЕНУ

Доделать машину в 1938‑м к юбилею комсомола не успели. Зато осенью 1939 года родстер показали советскому руководству, включая членов политбюро. И ни где-нибудь, а в фойе Дома Союзов, где проходила московская партконференция. Чтобы доставить туда машину за ночь разобрали и вновь собрали стену здания бывшего Дворянского собрания!

Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты
У ЗИС-Спорт была необычная для советских автомобилей длиннющая корма.

Машина начальству понравилась. Понятно, что никаких производственных последствий это иметь не могло. Но для руководства завода был важен сам факт похвалы.

Испытания, понятно, отложили уже на 1940‑й. ЗИС-Спорт готовили к первенству страны по автогонкам, которое, правда, так и не состоялось. Тем не менее, на испытаниях автомобиль развил рекордные для СССР 162, 46 км/ч. До плановых 180 км/ч, о которых мечтали создатели машины, было уже недалеко. Но после торжественного показа интерес начальства к родстеру поутих. Завод был занят выполнением плана, тяжелой, мучительной доводкой модификаций серийных машин. Родстера в их списке не было.

ОРИГИНАЛ И КОПИЯ

Куда пропал потом зеленый спортивный родстер, никто не знает. Даже ветераны завода еще с довоенным стажем ничего определенного сказать не могли. Во время спешной эвакуации ЗИС в октябре 1941‑го было, понятно, не до этого. На машине могли просто отвезти что-то в Ульяновск, куда вывозили часть оборудования и документации. А могла она и в Москве затеряться.

Остались черно-белые и фото и репликар, построенный уже в нашем веке. Мастерская «Молотов-Гараж» сделала, правда, скорее не копию ЗИС-Спорт, а воплотила свое — современное представление о том, каким бы он мог быть. Машину почему-то окрасили синим, да еще и салон сделали белым. Но и такой репликар, вместе со старыми фото — напоминание о чудо-автомобиле 1938‑го. А забвения он, уж точно, не заслуживает.

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное