Top.Mail.Ru
Как работает каршеринг в Москве

Как работает каршеринг в Москве

фото: автора / 26.11.2015
В нашей стране активно развивается принципиально новый вид аренды автомобилей – каршеринг. Мы проверили на себе, как работает эта система в Москве, выяснив все плюсы и минусы отечественных каршеринг-сервисов

Цырульников Вадим

В отличии от обычного проката, автомобиль, работающий по принципу каршеринга, можно взять в аренду в любое время, в любом месте, и сдать его там, где удобно вам. При этом идёт поминутная тарификация – на какое время арендовали машину, столько и платите (можно взять машину даже всего на одну минуту). Необходимые для аренды бумаги подписываются лишь один раз, для заключения договора, при этом нет даже необходимости приезжать в офис компании – курьер сам привезёт необходимые бумаги на подпись к вам, зачастую бесплатно.  

Для того, чтобы забронировать автомобиль, подойдёт любой смартфон, работающий под управлением ОС Android или iOS (iPhone, iPad) – просто запускаете специальное приложение (у каждой компании оно свое), выбираете на карте ближайший к вам автомобиль и бронируете его. Все! При этом, вам дадут 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до автомобиля. Не успели? Не беда – включится режим парковки стоимостью 1,5 рубля за минуту.

История

Впервые термин Carsharing (каршеринг, от английского «car» - машина и «sharing» - разделение) появился в 1948 году, когда один из жилищных кооперативов Цюриха закупил для своих членов несколько автомобилей, и предоставил их в краткосрочную аренду.

Начиная с 1970-х годов, в Европе неоднократно предпринимались попытки запуска каршеринга, но из-за отсутствия технических возможностей по контролю использования арендуемых автомобилей и предоставлению быстрого доступа к ним, такие попытки провалились.

Активное развитие каршеринг получил только в конце 1990-х годов благодаря спутниковой навигации GPS и развитию электронных средств защиты – в Европе и США активно начали появляться компании, предоставляющие доступ к своим автомобилям с помощью RFID-карт.

AnyTimeCar

Компания AnyTime стала первой, кто запустил в 2013 году в Москве услугу каршеринга, по вполне привлекательной цене – минуты аренда тогда стоила 9,9 рублей при необходимом обеспечительном взносе в 3600 рублей, заправка тогда была по топливным картам, только на заданных АЗС. Главный упор был сделан на простоте использования – достаточно загрузить в свой телефон мобильное приложение, выбрать в нём ближайший автомобиль, и можно арендовать авто.

Чтобы стать клиентом, нужно подписать договор. Для этого необходимо либо лично приехать с документами в офис, либо вызвать к себе курьера (вызов курьера – бесплатно, что не может не радовать). Ждём курьера, подписываем договор, предоставляем копии водительского удостоверения и паспорта – и начинаем ждать одобрения службы безопасности компании. В моём случае одобрение заняло неделю, после чего аккаунт активировали.

Запускаю на телефоне приложение, пополняю личный счёт (необходимо внести минимум 2000 рублей для аренды BMW 116i и 500 рублей – для автомобилей других марок), открываю карту и выбираю автомобиль:

Как работает каршеринг в Москве

Бронирую Hyundai Solaris, который припаркован на выходе из м. Рязанский проспект, выезжаю к нему с Коньково, и… Вскоре понимаю, что не успеваю доехать к машине за 20 бесплатных минут. Чтобы не включился парковочный тариф (1,5 руб/мин), прибегаю к маленькой уловке – когда 20 минут подходят к концу, отменяю бронь и тут же бронирую заново, что даёт дополнительные 20 бесплатных минут (всего машину можно таким образом бесплатно перебронировать 2 раза в сутки). Наконец, приезжаю, выхожу из метро… И, поскольку уже стемнело, приходится поплутать в поиске машины. Тут помогает возможность помигать фарами из мобильного приложения – благодаря этому машина отыскалась довольно быстро.

Как работает каршеринг в Москве

Перед началом аренды, машину необходимо визуально осмотреть на предмет наличия повреждений – все дефекты необходимо сфотографировать и отправить компании через WhatsApp (в противном случае есть шанс, что повреждения, нанесённые предыдущим арендатором, могут повесить на вас). Из приложения разблокируем двери, садимся – и можно ехать. Ключ намертво встроен в замок зажигания (чтобы не украли), необходимые документы – СТС и ОСАГО – лежат в бардачке.

Как работает каршеринг в Москве

Промежуточный пункт нашего маршрута – Волгоградский проспект, 177. Приезжаем, из приложения блокируем двери и переводим машину в парковочный режим за 1,5 руб/мин – нужно убедиться, что команда отработала, машина закрылась и мигнула фарами. Через 15 минут возвращаемся, разблокируем и следуем через МКАД в конечную точку маршрута – м. Домодедовская.

Тут обнаруживаю, что в баке осталось мало бензина, а по правилам, если топлива осталось менее 20% от объёма бака – машину требуется заправить своими силами, иначе – штраф. Звоню оператору, и согласовываю заправку. После того, как мне на том конце дают «добро», заезжаю на ближайшую АЗС (поскольку топливные карты в AnyTime отменили – то заезжать теперь можно на любую удобную АЗС). Чтобы во время заправки не тратить лишние деньги на аренду, включаем режим парковки за 1,5 руб/мин. После заправки необходимо сразу же выслать чек в AnyTime через WhatsApp – вам вернут потраченные на заправку деньги + начислят бонусные 15 минут за аренду.

Добираемся через МКАД к конечному пункту поездки – метро Домодедовская – и завершаем аренду. За 121 минуту аренды (за которые автомобиль проехал 22 км) я заплатил всего 441 рубль, что куда выгоднее такси.

На арендованной в AnyTimeCar машине можно выезжать и за город, но не далее 200 км от МКАД, при этом завершать аренду необходимо либо в пределах МКАД, либо в пешей доступности (не далее 400м) от станции метро. Также машину можно оставить в аэропорту Шереметьево, в терминале D, в котором за компанией зарезервированы два места – А32 и А34. Кроме того, можно заказать доставку авто, минимум за 3 часа до начала аренды – машину привезут туда, куда вам нужно (например, в тот же самый аэропорт). Компания старается следить за тем, чтобы в аэропорту был доступен для аренды хотя бы один автомобиль.

YouDrive

В июне этого года в Москве запустилась новая каршеринговая компания – YouDrive. В отличии от AnyTime, машины YouDrive можно оставлять только в пределах ТТК (а также нескольких районах вблизи ТТК), и стоимость аренды заметно выше – 8 рублей за минуту, но зато машины можно бесплатно оставлять на городских платных парковках. Казалось бы, ограничение на ТТК является минусом, но на деле это плюс – при небольшом парке машин их было бы гораздо сложнее забронировать и взять в аренду в удобном месте, если аренду можно было бы завершать в пределах МКАД, а не ТТК – небольшое кол-во машин быстро разбрелось бы по всему городу.

В парке компании помимо «больших» Skoda Rapid есть и крохи – Smart Fortwo, которые очень удобны для передвижения по городу, их можно оставлять там, где не припарковаться на обычных машинах. Аренда машины также происходит через мобильное приложение (доступное как для Android, так и для iOS):

Как работает каршеринг в Москве

Зеленым полигоном на карте обозначена территория, на которой необходимо завершать аренду (выезжать же на машинах YouDrive можно не далее 250 км от МКАД)

Наше знакомство с этой компанией начинается с регистрации. Регистрируемся на сайте, указывая свой телефон, и почти сразу нам перезванивает оператор, предлагая либо подъехать для подписания договора в офис, либо бесплатно выслать курьера. При этом оператор высылает вам на электронную почту договор для ознакомления. Для подписания договора также нужны водительские права и паспорт, которые курьер сфотографирует себе на телефон. Меньше чем через сутки после подписания договора аккаунт уже активировали, о чём уведомили по e-mail (но об этом узнал не сразу, т.к. письмо попало в папку «Спам», также как и письмо с договором, так что имейте в виду). Теперь можно арендовать авто.

Выбираем Smart, припаркованный у метро Профсоюзная, добираемся до автомобиля, и нашему взору предстаёт новенькая машинка, только-только поставленная на регистрационный учёт, с завораживающим запахом нового авто.

Как работает каршеринг в Москве

Машина оборудована роботизированнойкоробкой, но на ней можно ездить и как на механике, с ручным выбором передачи. Часть таких машин YouDrive оборудована встроенным навигатором, часть – нет

Стоит обратить внимание, что если вы более трех раз в сутки забронировали автомобиль и не воспользовались им – за каждую такую бронь с вас спишут по 500 рублей. Если в AnyTime нужно заранее пополнять свой виртуальный счёт на нужную сумму, то здесь начать аренду можно с любой суммой – по завершении аренды стоимость поездки спишут напрямую с привязанной к вашему аккаунту банковской карты. Нет денег на карте? Не беда, важно лишь пополнить карту в течении 24 часов, а если нужную сумму с вас так и не удалось списать, в ход пойдут штрафные санкции и настойчивые звонки. Заправляться можно на любой АЗС, что не может не радовать.

31 минута поездки с м. Профсоюзная до м. Шаболовская – и со счёта списываются 192 рубля. Вполне бюджетно.

Делимобиль

Компания, работающая под эгидой мэрии Москвы, запустилась совсем недавно – 11 сентября, с парком Hyundai Solaris численностью 100 машин. До конца года количество машин хотят увеличить до 500, в течении 2016 года планируется закупить ещё 1400 машин, в планах же – 10 000 машин на улицах города. Благодаря предоставленным Дептрансом льготам, компания оплачивает стоянку на платных парковках Москвы по специальному тарифу – 60 000 рублей за 3 года за каждый автомобиль, благодаря чему машины можно (также, как и в YouDrive) оставлять на них бесплатно. 

Завершать аренду необходимо в разрешенных местах в пределах ТТК, выезжать на машинах можно не далее 5 км от МКАД.

Первоначально приложение было доступно только для телефонов и планшетов под управлением Android, но недавно выпустили версию и для iPhone/iPad.

Наше знакомство с этой компанией также начинается с подписания договора – для этого нужно подъехать в офис у м. Павелецкая, либо вызвать курьера. Только его вызов, в отличии от предыдущих компаний, придётся оплачивать за свой счёт – 390 рублей, зато в качестве бонуса зачисляют 15 минут аренды на счёт. Предоставлять сканы своих водительских прав и паспорта необходимо уже на этапе регистрации на сайте, загружая сканы в форму на странице. После чего ждём звонок и прибытия курьера. Курьер обещает активацию уже в ближайшие часы, и по прошествии нескольких дней пытаемся забронировать автомобиль – мобильное приложение выдает ошибку без комментариев. Звоним в тех.поддержку – говорят, аккаунт не активирован, ждите. Ждём… Проходит неделя, но аккаунт так и не активирован. Звоним снова – и только теперь удивленный оператор моментально активирует аккаунт и дает возможность забронировать авто.

Как работает каршеринг в Москве

Ближайшая машина оказывается у м. Новослободская:

Как работает каршеринг в Москве

С телефона открываем двери, и… Машина пугает окружающих гудком. Гудеть машина будет и при выезде за пределы ТТК (уведомляя о выезде за территорию, в которой разрешено заканчивать аренду), и при окончании аренды (а если припарковался во дворе жилого дома в час ночи?)

Заявлено, что в машинах есть зарядники для Android и iPhone, но на деле в машине их не оказалось. Зато – чистота, запах нового автомобиля… И привлекательная цена аренды – 5 рублей в минуту до 30 ноября, и 8,9 рублей в минуту – после.

С Новослободской до Парка Горького добрался за 42 минуты, выставленный счёт – 210 рублей. При этом, как оказалось, на счету был бонус в 175 рублей за выезд курьера (что порадовало, ведь обещали компенсацию всего в 15 бонусных минут), в итоге с банковской карты за 42 минуты аренды новенького Хёндай списали всего... 35 рублей!

Сравнительная таблица
Компания AnyTimeCar YouDrive Делимобиль
Запуск весна 2013 года лето 2015 года осень 2015 года
Парк автомобилей

Hyundai Solaris

Chevrolet Cruze

VW Polo

BMW 116i

Smart Fortwo

Skoda Rapid

Hyundai Solaris
Количество машин 120 80 100
Зона завершения аренды МКАД+у ближайших станций метро за МКАД+аэропорт Шереметьево на спец. Парковке ТТК+районы Раменский, Гагаринский, Академический ТТК (МКАД во время действия акций выходного дня)
Зона использования МКАД+200км МКАД+250км МКАД+5км
Возможность завершения аренды в зоне платной парковки Нет Да Да
Оплата платной парковки Оплачивает клиент Бесплатно Бесплатно
Заправка На любых АЗС На любых АЗС Только Лукойл
Возможность заказать доставку авто Да, 250 рублей с 00:00 до 09:00 и 500 рублей в остальное время Нет Нет
Требования к клиенту Стаж вождения 1 год, старше 19 лет Стаж вождения 2 года Стаж вождения 2 года, возраст от 21 года
Наличие детского бустера Нет Да, только в Skoda Rapid Нет
Наличие зарядки для Android/iPhone Нет Нет Да, но не во всех машинах
Встроенная навигация Только VW Polo Smart, но не во всех Нет
Компенсация ущерба клиентом 15 000 руб. при ущербе до 70 000 руб., либо 25% от стоимости ущерба более 70 000 руб. 15 000 руб. при ущербе до 70 000 руб., либо 15% от стоимости ущерба более 70 000 руб. 15 000 руб. при ущербе до 100 000 руб., либо 20% от стоимости ущерба более 100 000 руб.
Бонусная система

«Приведи друга» - 500 руб. на счёт

1 час поездки в день рождения

15 бонусных минут за заправку

Заправка более 498 руб. – 100 руб. на счёт

Мойка комплекс – 1000 руб. на счёт

Мойка кузова – 500 руб.

«Приведи друга» - 30% от стоимости первой поездк друга, друг – скидку 50% на первую поездку

10 бонусных минут за заправку авто

15 бонусных минут за заправку авто, а также за вызов курьера при подписании договора
Стоимость аренды в режиме «Парковка» 00:00-08:59 – бесплатно 09:00-23:59 – 1,5 руб./мин. 20:00-08:00 – бесплатно 08:00-2:00 – 1,5 руб./мин. 1,5 руб.мин.
Стоимость аренды в режиме «Использование» (двери разблокированы)

Для BMW 116i:

Пн-чт: 8 руб./мин.

Пт-вс: 10 руб./мин.

Для остальных машин:

Пн-чт: 6 руб./мин.

Пт-вс: 7 руб./мин.

8 руб./мин. 5 руб./мин. до 30 ноября, после – 8,9 руб. /мин.

А как у них?

В Париже уже давно запущен сервис проката электромобилей Autolib – по всему городу организованы 975 станций, представляющих собой парковочные места с особым обозначением, терминалы оплаты и зарядки машины. Автопарк компании – 3305 автомобиля, стоимость аренды – от 18 до 30 центов в минуту (зависит от стоимости подписки, которая составляет от 0 евро (аренда тогда 30 центов в минуту) до 120 евро (на год, аренда тогда 18 центов в минуту). Одной зарядки (а заряжается машина 8 часов) хватает на 250 километров пути. Если в российском каршеринге для начала аренды нужен телефон – то здесь достаточно RFID-карты, которая выдается клиенту при заключении договора и позволяет открывать/закрывать автомобиль, по ней и ведутся все расчеты. Причём, что удобно, зарегистрироваться в Autolib можно прямо в киоске на станции аренды Autolib – понадобятся только водительские права, удостоверение личности, кредитная карта и залог.

Как работает каршеринг в Москве

В последнее время услугу каршеринга начали оказывать и производители автомобилей – компания BMW запустила сервис DriveNow в нескольких городах Германии, американском Сан-Франциско, а также Вене, Лондоне, Копенгагене и Стокгольме. Для пользования сервисом необходимо внести 29 евро, зарегистрироваться и получить идентификационную карточку, предназначенной для открывания/закрывания машины. В мобильном приложении находим ближайшую машину, бронируем её – и по прибытии либо открываем машину кнопкой в мобильном приложении, либо подносим карточку к считывателю машины. Автопарк DriveNow – это новые BMW 1-й серии, X1 и Mini Convertible/Clubman/Countryman. Услуга довольно популярна – у компании уже несколько сотен тысяч постоянных клиентов, пользующихся DriveNow.

Как работает каршеринг в Москве

Mercedes-Benz также не остаётся в стороне – В Берлине, Кёльне, Гамбурге и Мюнхене предлагает в краткосрочную аренду автомобили Smart через посредника car2go.

В Европе вообще наблюдается настоящий бум использования каршеринга, и особенно отчетливо это заметно в таких странах, как Нидерланды, Австрия, Германия и Швейцария. А вот в Америке падение популярности собственных авто на фоне каршеринга выражена в куда меньшей степени – что обусловлено, очевидно, культом автомобиля, а также разреженной застройкой.

Если говорить о российском каршеринге, то Москва – отнюдь не единственный город, в котором эта услуга работает. В Санкт-Петербурге уже давно запущен и успешно работает в этой области компания Street Car, предоставляющая в аренду автомобили BMW 1 и 3 серий, а также VW Amarok по цене от 199 рублей в час (сутки – от 1999 рублей). Но есть нюанс– по окончании аренды автомобиль необходимо каждый раз возвращать на то место, откуда вы его взяли, что далеко не всегда удобно.

Плюсы каршеринга:

Нет финансовых и временных затрат на владение автомобилем.

Аренду можно начать в любом удобном месте и закончить её там, где вам удобно.

В отличии от такси и обычной аренды авто, есть дешёвый режим ожидания – машина ждёт вас, снимая со счета всего 1,5 рубля в минуту, а в порой – вообще бесплатно.

Не нужно оплачивать городские платные парковки (Youdrive и Делимобиль).

Минусы каршеринга:

К каждой машине нужно привыкать (садясь в машину неизвестной модели, нужно привыкать к её габаритам и органам управления).

Перед арендой авто нужно каждый раз детально проверять её техническое состояние – состояние кузова и салона.

Повредить машину могут уже после того, как вы закончили её аренду, и потом будет сложно доказать, что виновник – не вы.

Иногда арендованная машина оказывается без жидкости в бачке омывателя. И если уровень топлива в баке можно заранее, перед арендой, выяснить в мобильном приложении – то об отсутствии незамерзайки узнаёте уже только по факту.

Итог

Зачастую аренда автомобилей по системе каршеринга оказывается более выгодной, чем владение собственным авто, ведь в случае каршеринга вам не нужно тратиться на ОСАГО/каско, диагностичекий полис, обслуживание машины (автосервис, мойка), оплачивать транспортный налог, платить за платную парковку в Москве (в случае Делимобиль и YouDrive). Плюс после покупки автомобиль постепенно теряет свою первоначальную стоимость, перестаёт стоит тех денег, что вы за него заплатили при покупке. С каршерингом личный автомобиль снова становится роскошью, а не средством передвижения. В Европе уже примерно 30% новых клиентов каршеринга продают личные автомобили и полностью переходят на краткосрочную аренду авто, а среди тех пользователей каршеринга, кто оставляет личные авто – среднегодовой пробег, по статистике, снижается почти в два раза. Стоит ожидать, что и у нас услуга каршеринга окажется очень востребованной, и будет способствовать отказу от личного авто в пользу прокатного.

Читать по теме: как обманывают при покупке подержанных машин >>>

Как работает каршеринг в Москве

Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

15 сентября в местечке Твин Сквайррел разбился вертолет, которым управлял Колин Макрей. Погиб гонщик, не знавший иной манеры езды, нежели «педаль в пол», не признававший авторитетов и считавший финиш вне призового подиума неудачей.

Колин родился в августе 1968 года в шотландском городке Ланарк. Карьера автогонщика была уготована ему на генетическом уровне: его отец Джимми был известным раллистом. В 13 лет Колин стал чемпионом Шотландии по мотокроссу среди школьников, а Джимми в то же время завоевал свой первый титул чемпиона Великобритании по ралли. Пять лет спустя за рулем Talbot Avenger в ралли стартует и сам Колин, а еще через пять лет он становится чемпионом Великобритании. На следующий год он повторил свой успех, победив при этом во всех гонках сезона, и тем же 1993 годом отмечена его первая победа на этапе чемпионата мира. Это была первая победа марки Subaru на этапах WRC, а Макрей стал первым за 17 лет британцем — победителем этапа чемпионата мира. «Я помню ралли “Новая Зеландия — 93” так, будто это было вчера, — вспоминал Колин десять лет спустя. — Это моя первая победа и самое приятное воспоминание за всю карьеру раллийного пилота! Тогда я понял, что уже ничто не сможет помешать мне повторить победный финиш». Еще через два года Колин Макрей становится чемпионом мира. Лишь два британских гонщика смогли завоевать этот титул — вторым был Ричард Бернс. В 1996, 1997 и 2001 годах Колин Макрей заканчивал сезон на втором месте. Мировое ралли менялось, вместе с ним менялись и взгляды Макрея. «Ралли 10‑летней давности казалось мне грандиозным приключением, и я счастливчик, которому довелось в нем участвовать. Я и сейчас считаю, что мне очень повезло — я зарабатываю на жизнь тем, что начиналось просто как хобби. Сейчас все намного серьезнее — ты должен стоить тех денег, которые тебе платят. Но садясь за руль машины, я получаю такое же удовольствие, что и десять лет назад».

Как работает каршеринг в Москве

Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

Колин был гонщиком заводских команд Peugeot, Ford, Subaru, Citroen и Skoda, а его карьера в классическом ралли завершилась после введения правила, лимитирующее число экипажей команд чемпионата мира. Тогда команда Citroen, по коммерческим причинам, предпочла кандидатуру Карлоса Сайнца. Критике подвергалась и манера езды «Мистера Маккрэша» — Колин не закончил 20 ралли чемпионата из-за того, что вылетал с дороги. Причем большинство аварий выглядели жутко, а «Корсика-2000» завершилась для Макрея на операционном столе. Человек с отсутствием чувства опасности? Камикадзе? Нет, Колин всегда анализировал случившееся, прекрасно понимая при этом, что от него, всегда ожидают высокого результата. Нередко асфальтовые ралли и Колин Макрей входили в противоречия, и шотландцу приходилось объяснять ситуацию: «Да, были неприятности, но у меня нет проблем с ездой по асфальту. Проблема в правилах, которые не позволяют извлечь из автомобиля весь потенциал — мы вынуждены использовать слишком узкие шины для тяжелой раллийной машины».

Как работает каршеринг в Москве

Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

Что касается грани между «можно» и «нельзя», то Макрей ее прекрасно чувствовал, но нередко был вынужден переходить. «Некоторые ралли более благоприятны для гонщика, некоторые менее. Одно из моих любимых — “Новая Зеландия”. Здесь можно давить на газ от старта до финиша и ехать так быстро, как сможешь. И могу точно сказать, что не люблю ралли “Монте-Карло”. Каждое ралли таит в себе опасности, но “Монте-Карло” опаснее всех. Даже опаснее “Корсики”. Моя авария на Корсике была очень серьезной, но она повлияла на меня не так сильно, как кажется. По крайней мере, я не стал ездить медленнее. Может быть, стал чуть больше задумываться о степени риска, но, работая гонщиком, ты не можешь позволить подобным инцидентам повлиять на твою скорость. Если это происходит, значит пора останавливаться». За свою спортивную карьеру Колин принял участие в 146 ралли и одержал 25 побед на этапах чемпионата мира. В 1996 году он стал кавалером Ордена Британской империи, учрежденного королевой.

Еще одной страстью страстью Колина были полеты: «Я наслаждаюсь полетами! На сегодняшний день могу летать только на вертолетах, но собираюсь получить лицензию и на управление самолетом. Я просто получаю от этого занятия удовольствие и не собираюсь делать из этого карьеру…»

Его университеты

Как работает каршеринг в Москве

Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

На вопрос о том, кто был самым важным человеков в становлении его профессиональной карьеры раллиста, Колин отвечал не задумываясь. «Разумеется, мой отец Джимми, пятикратный чемпион Великобритании по ралли. Это уж точно. И еще шеф компании Prodrive Дэвид Ричардс. Мой отец всегда целенаправленно и очень точно направлял меня в нужную сторону, помогал мне абстрагироваться от мелких проблем и сконцентрироваться только на гонках. Его взгляд на то, как я должен строить карьеру, полностью отличался от моего собственного, но именно это и помогло мне добиваться нужных результатов. Что касается Дэвида Ричардса, то именно он дал мне возможность попробовать себя, поверил в меня и оказывал мне всемерную поддержку даже тогда, когда я еще ничего не значил в этом спорте».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное