Почему детский транспорт — это недетская ответственность

Почему детский транспорт — это недетская ответственность

текст: Наталья Умнова / 25.03.2020
«Как хорошо, что моя 3‑летняя дочь опасливая и не очень спортивная!» — думаю я каждый раз, когда выхожу с ней гулять. Она — на обычном детском самокате, её двоюродный брат, ровесник, на беговеле. Ездит не так быстро, как мог бы, но взрослому его всё равно не догнать. И уже натренирован останавливаться перед дорогой. Иногда. Ведь в 3 года — а также в 4, 5, 7, 13 лет — все наставления родителей моментально забываются, если не кричать каждую минуту «Стой, дорога, опасно!» — это же так классно — нестись на беговеле, электросамокате, гироскутере, моноколесе! А если наперегонки, перед друзьями, на «слабо»…

Статистика ДТП с участием детей до 16 лет такова: 19 994 случая в России за 2019 год. Из них 1735 с детьми-велосипедистами, 646 — с детьми-водителями механических ТС и 8312 — с детьми-пешеходами. Именно к пешеходам пока относятся водители современных средств индивидуальной мобильности (СИМ) — тех самых популярных электро- и просто самокатов, гироскутеров и прочих колёсных девайсов.

Сейчас ни покупка, ни езда на СИМ не регламентированы и «права» на них не нужны: купить и ездить может кто угодно, в каком угодно возрасте и состоянии — человек на таком аппарате приравнен к пешеходу. Но зачастую водители СИМ забывают, что пешеходы тоже обязаны знать и соблюдать ПДД: не ходить и не ездить по проезжей части дороги, переходить её только по пешеходному переходу и на зелёный сигнал пешеходного светофора, если он есть, и другие, не менее важные правила. Ответственность же за детей, их жизнь и здоровье полностью лежит на родителях.

Почему детский транспорт — это недетская ответственность

И если ваш ребёнок прожужжал все уши, что «вот у всех во дворе уже есть» электросамокат, гироскутер или ещё что и только ему так не повезло с родителями, что они всё никак не купят вожделенное средство передвижения, начните с основ: «Считаешь себя достаточно взрослым? Вперед — изучать ПДД! И после этого решим».

Изучение основ ПДД для ребёнка, кстати, совсем не такое унылое занятие, как для взрослого за партой в авто-школе! Буквально с 2 лет детей можно в игровой форме знакомить с правилами движения автомашин и пешеходов в детских автогородках: площадках, имитирующих реальную дорогу с перекрёстками, дорожными знаками, светофорами, тротуарами, педальными машинками, беговелами и самокатами.

Почему детский транспорт — это недетская ответственность

Такие автогородки существуют на базе детских садов, школ, в центрах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, иногда в развлекательных центрах. Совместно с Госавтоинспекцией в разных городах России проводятся открытые мероприятия для детей и родителей с использованием мобильного автогородка, призванные прививать детям культуру поведения на дорогах, собственной безопасности и безопасности окружающих.

С 8 лет ребята могут вступить в отряд «Юный инспектор движения» (ЮИД) — объединение школьников, где изучают и популяризируют правила дорожного движения.

Подростков уже можно отдавать для более серьёзного обучения в детско-юношеские автомотошколы — некоторые принимают детей с 12 лет.

Вариантов сейчас масса! Но главный — самый эффективный и, что немаловажно, бесплатный — метод обучения основам ПДД и культуре поведения на дороге — это личный пример родителей и других взрослых, окружающих ребёнка.

Почему детский транспорт — это недетская ответственность

Как можно чаще обращайте внимание детей на дорожные знаки, разметку, светофоры. Объясняйте, что на самокатах и других средствах передвижения можно ездить только по тротуарам и в парках, пересекать дорогу — только спешившись и по пешеходному переходу.

Рассказывайте о том, что вы делаете, когда ведёте автомашину или идёте по тротуару, и почему. Помните: один раз сказать недостаточно, особенно дошкольнику — причинно-следственные связи формируются в мозге только к 6–8 годам, а адекватное восприятие, ответственность и рассудительность — значительно позже. Соблюдайте правила сами — наглядный пример важнее слов.

Если вы всё же решили приобрести своему ребёнку СИМ, то помогите ему освоить его самостоятельно на безопасной площадке. Обеспечьте защитной экипировкой: взрослый электросамокат может развивать скорость до 90 км/ч, детский — до 28 км/ч. При этом тот, кто им управляет, ничем не защищён и подвергается опасности не только из-за нарушения ПДД, но и просто если на скорости случайно попадёт маленьким колесом самоката на камень или в ямку.

Если руководствоваться техническими возможностями транспорта, физическими — ребёнка и здравым смыслом родителя, становится очевидно, что защита необходима. Это должен быть как минимум шлем и световозвращающие элементы на одежде. Желательно дополнить комплект защитой локтей, ладоней, коленей, голеностопов. Присмотритесь к мотоциклетной экипировке: куртки, штаны, мотоботы, перчатки, «черепахи» (сетчатая кофта с нашитыми сверху защитными элементами) или мотокроссовые щитки будут не лишними при езде на быстром электротранспорте. 

Александр Ачкасов, председатель правления Союза автошкол Москвы:

— Постарайтесь максимально отодвинуть момент покупки СИМ своему ребёнку. Как минимум до возраста, указанного в инструкции по эксплуатации выбранного средства передвижения. Но с учётом особенностей именно вашего ребёнка. Помните, что именно родители несут ответственность и за ребёнка, и за последствия его действий. И ваша обязанность убедиться, что ребёнок усвоил основы правил дорожного движения и получил навыки управления СИМ. Когда же придёт время выбирать такое средство передвижения, внимательно изучите рынок, отзывы о моделях и магазинах. Не покупайте самые дешёвые модели — они сами по себе небезопасны: я знаю несколько случаев, когда происходило самовозгорание таких аппаратов. И в качестве первой модели выберите наименее мощную. С самого начала приучите ребёнка надевать защитную экипировку — травмы от падения с самоката могут быть не менее серьёзными, чем от падения с мотоцикла.

Сергей Хранцкевич, полковник полиции, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

— Всем родителям стоит всегда помнить, что они главный пример и модель поведения для своего ребёнка. Если вы будете сами нарушать правила, то никакие уроки и требования не заставят ребёнка их соблюдать. Подавая положительный пример даже в мелочах, вы сами создаёте ту культурную среду, в которой уважение и безопасность будут основными ценностями. Поэтому не торопитесь, не нарушайте и не рискуйте, каждый ваш шаг важен для ваших детей.

Почему детский транспорт — это недетская ответственность
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».
Почему детский транспорт — это недетская ответственностьПочему детский транспорт — это недетская ответственностьПочему детский транспорт — это недетская ответственностьПочему детский транспорт — это недетская ответственностьПочему детский транспорт — это недетская ответственность (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Арина:

    Очень полезная информация, спасибо

Статьи по теме
Популярное