«Раздеть» машину, припаркованную на улице, к сожалению, было обычным проявлением вандализма эпохи СССР. А что именно воровали в первую очередь?
Редакция
Лично знаю человека, который в конце 70-х спер с машины… двигатель! Речь идет о разбитой машине, стоявшей в темном дворе. Нечестивец огляделся вокруг, изучил состояние машины, хмыкнул и тем же вечером, подъехав с приятелем, минут за 20 умудрились отсоединить мотор и перебросить его в свой багажник. На этом фоне воровство всяческой мелочевки кажется, конечно же, смешным.
Впрочем, моторы воровали не каждый день. Были объекты попритягательнее – их воровство носило массовый характер.
Бензин
Современнику трудно понять логику человека, ворующего жидкость, цена которой – 10 копеек за литр! Именно столько в 70-е годы стоил АИ-93 – и это считалось очень дорого. Не случайно самой массовой переделкой жигулевских моторов управляло желание перевести их на А-76. И не потому, что он стоил 8 копеек за литр – просто такой бензин можно было за полцены покупать у водителей грузовиков и прочих государственных машин.
Безрукие воришки действовали проще: они сливали бензин у частных легковушек. С этой точки зрения самыми беззащитными были жигули: никаких запоров бензобака на этих машинах не было. Вариантов защиты было несколько: тросик, цепляющийся к лючку бензобака в багажнике, врезной замочек а-ля ГАЗ-24, а также импортная пробка бензобака, запирающаяся на ключ. Первые такие пробки продавали только в валютных магазинах «Березка», позднее появились и отечественные варианты.
Автомобили «Москвич» были устойчивее к подобному воровству: чтобы добраться до горловины бензобака, требовалось открыть крышку багажника. А лючки элитных ГАЗ-24 запирались на ключ, а также имели встроенную металлическую сеточку, препятствующую окунанию внутрь шланга для откачки бензина.
Колеса
Лидировали, как и в прочих номинациях, вазовские машины. Самые дешевые шины стоили примерно по 60 рублей за штуку (при стоимости ВАЗ-2101 в 5500 ₽), выхаживали они тысяч по 40-50, а продавали их только по предварительной записи. Поэтому почти сразу же спросом стали пользоваться колесные секретки – впрочем, они и сегодня не утратили популярность.
Сразу отметим, что большой популярностью пользовались красивые декоративные колесные колпаки для жигулей – они ничем не крепились, а потому «уходили» на раз-два. Появились секретки и для них: польза была еще и в том, что колпак закрывал собой колесные болты. Но при этом зачастую страдал владелец машины: ключи от секреток то и дело терялись…
Стеклоочистители
Дворник стоил рубля полтора – это было не очень дорого. Однако любой владелец жигулей по собственному опыту знал: оставленные на поводках дворники – чужие дворники. Неудивительно, что ветровое стекло часто имело царапины в виде части окружности: любой опрометчивое включение дворников оставляло свои следы. Позже в продаже появились насадки с колесиками, которые катились по стеклу при отсутствии дворников и не оставляли следов.
Воровали не только дворники, но и поводки. Многие просверливали их места крепления, нарезали резьбу и крепили дополнительными винтами.
А вот волговские дворники не воровали никогда. Скорее всего, это было вызвано тем, что воришке просто некуда было пристроить эти элементы с престижной машины: у частников их почти не было.
Наружные зеркала
Кража зеркал была неприятна еще и тем, что жулики не всегда носили с собой инструменты – многие просто вырывали зеркала « с мясом», уродуя крылья и двери автомобилей. Противоядие представляло с собой съемник типа «ласточкин хвост» или нечто подобное: владелец получал возможность оперативно снимать и устанавливать зеркала. Унизительно и неудобно, а что делать: та же ситуация, что и с дворниками…
Ветровые стекла
Эпоха вклеенных стекол еще не наступила, а потому то и дело в прессе появлялись сообщения: в микрорайоне таком-то за ночь два десятка автомобилей лишись ветровых стекол! Цена вопрос – более ста рублей, но стекло для замены еще нужно поискать!
Любопытно, что в качестве инструмента для снятия стекла жулики иногда применяли… вантузы! Противоядие – дополнительный крепеж стекла в виде большой канцелярской кнопки, втыкаемой в уплотнитель стекла снаружи, и загибаемый внутри салона.
Проникновение в салон
В салоне можно было стибрить упомянутые выше дворники, зеркала и т.п. Простейший способ попадания внутрь жигулей пролегал через поворотную форточку-треугольник. Стекло нагревали снаружи, запорный крючок отваливался – путь свободен. Особенно часто в салон проникали тогда, когда владелец устанавливал несъемную «музыку» – практически всегда речь шла об дорогих импортных моделях.
А Волги?
А с них не воровали ничего, так как в частных руках таких машин было немного. Зато сумасшедший спрос на такие машины, особенно в южных и восточных регионах, делал ГАЗ-24 самой лакомой добычей для угонщиков. При стоимости в 9300 рублей за такие машины порой выкладывали тысяч по 50-60, а то и больше.
Даже автомобили такси то и дело угонялись с целью перепродажи. Позже появятся фильмы, в каждом из которых в центре событий будет угон Волги – «Акселератка», «За последней чертой», «Подарок одинокой женщине», «Букет на приеме» и т.п.
Автор! Вам сколько лет и сколько вы «Волг» продали за 50 — 60 тысяч рублей? Вам даже лень информацию собрать. Про остальное :это гаражные басни. Пишите лучше в «Мурзилку», там поверят!
50-60т.р.перед развалом страны. А в остальном автор прав. Проходили все это дерьмо. Вонючий ,,москвич,, и бессонные ночи. Ради дачи. И там воровали все, что плохо лежит. И где басни ? Времена- радость крохобора. Тащи все, что плохо лежит.Искать не будут, если не госимущество.
50-60 тыс перед развалом для кого-то реальная сумма — кооператоры уже были.
На счёт цены на Волгу не скажу. А вот году в 1977 примерно («+-» год) родственник покупал новый ВАЗ-2103. Ну, как покупал?… Свободной продажи не было. Очереди по предприятиям и всякие цехкомы, профкомы решали достоин человек покупки авто, или нет. Неважно, что подошла очередь. Их решение давало право на покупку и отфутболить могли запросто очередника. Так вот, родственник был достаточно молод и очередь ему не светила, но он договорился с очередником, заслуженный ветеран всех возможных воин. Цена авто была, что-то около 7200 руб. У этого ветерана он тут же её перекупил за 12700, деньги собирали по всем родственникам взаймы. Ещё 500 руб. «ушло» председателям профкома и цехкома, чтобы шум не поднимался за ветеранские манипуляции.
А всё остальное по статье о съёме всего и вся действительно правда. У отца практически все приспособы против кражи были на авто. Зеркало на салазках с фиксацией пружина-шарик, и дворники на винтах, колпаки с секретками на колёсах, аккумуляторы тырили итд. СССР в 70-80 ых действительно была страной повсеместного автоворовства.
Вы правы. Помню Отец говорил можно было билет досааф продать что-то около 40т.р если же продаешь новую Газ-24 то уже дешевле даже если только с магазина выехал(образно) да и то еще покупателя из республики с жарким климатом нужно было найти продать и не поехать в места не столь отдаленные.
какие нафиг колесики? на поводки дворников одевали кусочки резинового шланга чтоб не царапать стекло
Были колёсики. Я сам лично такие покупал и ставил.)))
Точно были,у бати такие колесики стояли на семерке
В 1985 году у приятеля среди бела дня, на парковке у Смольного сняли все четыре колеса с «каблучка»…
У нас в семье была «копейка», больше 15 тыщ. покрышки на ней не ходили. Лысые колеса потом отдавали в «наварку» и ставили на заднюю ось. Колеса покупали через двоюрдного деда, он был фронтовик.
Да копеешная резина около 15т.км и выхаживала не больше. Нуу плюс минус там 1-2т.км. От стиля езды и от состояния подвески и дорог. Подтверждаю.
И вот, как языка, бесшумно сняли передний мост и унесли во тьму, передний мост… казалось бы — детали, но без него и задний ни к чему.