Top.Mail.Ru
Автомобили из Японии. Русские вопросы японской трагедии

Автомобили из Японии. Русские вопросы японской трагедии

21.06.2011
Наш мир действительно мал: природная и техногенная катастрофа в одной стране неизбежно затрагивает интересы других

5koleso

Наш мир действительно мал: природная и техногенная катастрофа в одной стране неизбежно затрагивает интересы других

Еще аукнется

Автомобили из Японии. Русские вопросы японской трагедии

2011 Toyota Prius

© Фото: Toyota

К счастью, первый этап японской беды нашу страну напрямую практически не затронул. Трясти Камчатку понемногу начинает, но пока без цунами. Ученые, правда, говорят о вероятности очень сильного (чуть ли не 10 баллов по шкале Рихтера) землетрясения в районе байкальского разлома, но их никто не слушает. А слабые толчки до 2 баллов, десятками приключающиеся на Байкале ежедневно, ощущаются только приборами. Но это отдельная тема и все-таки другой регион.

Природа избавила нас от радиации: ветер над Японией дул в правильную (для нас) сторону. Но мы не ждем милости от природы (после того, что мы с ней уже сделали): радиационное загрязнение берегов России обеспечили человеческие жадность и тупость.

Весь апрель только и говорили о том, что на Дальний Восток завезли 47 фонящих легковых автомобилей, автопогрузчик и кузов автобуса.

И вот тут начинаются вопросы, на которые нет ответов. Есть только предположения и подозрения. Но начнем по порядку.

Самурайский характер

Страшная трагедия, вызванная землетрясением, цунами и авариями энергоагрегатов АЭС, показала всему миру лучшие качества японского народа и определенную слабость его правительства.

Еще не высохли от морской воды улицы приморских поселков, а на помощь населению раньше властей и спасательных служб уже пришли… якудза. Японская мафия показала себя частью народа, поделившись с пострадавшими палатками, одеялами, водой и продовольствием со своих складов. Почему-то никак не удается представить наших «братков» в роли ангелов-хранителей.

Автомобили из Японии. Русские вопросы японской трагедии

Землетрясение

© Фото:

Дальше — больше. Стихийно-техногенное бедствие вы­звало дефицит воды и про­дуктов в магазинах Токио и ряда других городов, но случаев резкого повышения цен на товары первой необходимости зафиксировано не было. Опять не обойтись без сравнения и не вспомнить об искусственно создаваемом у нас ажиотаже то вокруг соли, то гречки, то бензина.

Несмотря на многочисленные жертвы и до сих пор сохраняющуюся радиационную угрозу, японцы сохранили спокойствие и, главное, собственное достоинство. Маленькие ростом люди оказались великанами духа. Добровольцы-ликвидаторы аварии на АЭС называли себя камикадзе и шли вперед.

Несколько хуже повело себя правительство: запаздывало с помощью населению, скрывало часть информации. Но и оно со своей задачей справилось. А император-«небожитель» даже публично скорбел о жертвах перед всей страной.

Жертвы и разрушения в Японии весьма серьезны. Стихия и аварии повлияли на всю экономику и, в част­ности, на интересующий нас прежде всего автопром. Пресс-службы представительств японских автомобильных компаний, ощущающие ответственность перед своими партнерами, дилерами и потребителями, чуть ли не ежедневно информировали о состоянии дел.

Автосборочные предприятия практически не по­страдали. Куда хуже дела у отдельных поставщиков комплектующих. Серьезно разрушены два моторостроительных завода. Как следствие, падение производства в отрасли составило в Японии 40%. Ощутили послед­ствия и в других странах, куда поставлялись компоненты и машинокомплекты. Даже питерский завод Nissan на несколько дней прекращал свою работу.

Окончательный размер ущерба будут подсчитывать еще долго. Помимо прямых потерь надо учесть убытки партнеров и покупателей, заморских предприятий и дилеров. Из-за недостатка комплектующих из Японии «минусовали» сборочные предприятия по всему свету. Однако не все так драматично. Автозаводы редко ограничиваются одним поставщиком по любому наименованию изделий. Как правило, один и тот же (или аналогичный) узел поставляют одновременно несколько предприятий. Так легче диктовать поставщикам свои условия. Нынешний форс-мажор даст дополнительные возможности производителям из других стран. Они просто увеличат объем поставок. Глобализация сыграла и еще одну положительную роль — роль амортизатора. Пока океанские суда развозили по миру автомобили и комплектующие, произведенные до землетрясения, полным ходом шло восстановление пострадавших производств. Не обошлось без самолетных доставок, но отдельные сборочные конвейеры даже не почувствовали проблем дефицита. В целом же, по оценкам экспертов, японский автопром полностью восстановится уже к концу года, хотя и утратит часть своих позиций. Свято место пусто не бывает.

Словом, определенные потери неизбежны, и многим потенциальным покупателям машин японского производства придется либо подождать, либо подобрать себе что-то европейское или корейское. Выбор есть, тем более что к нам в страну ввозится ничтожно мало японских машин, изготовленных в Японии. Переживать не о чем, проще чуть подождать. С запчастями не должно быть проблем и подавно, следовательно, нет и причин вздувать цены. А это «под шумок» обязательно постараются сделать наши наиболее бессовестные торговцы. Но это вопрос морали, а не экономики.


Все мы ликвидаторы

Итак, во Владивостоке вдобавок к «топлякам» появились «светлячки» — радиационно грязные автомобили. Желание наших сограждан прикупить что-то по дешевке в зоне аварии глупостью не назовешь. Это — преступление. И, как повелось на Руси, к каждому лиходею тут же пристраиваются еще семеро с ложками. С фонящими машинами история (традиционно) темная. Японские таможенные власти утверждают, что все вывозимые грузы, включая подержанные автомобили, подвергаются обязательному радиационному контролю. Излучение свыше 30 миллирентген не допускается. Кстати, у меня на лестнице многоквартирного дома в полтора раза выше. Допустим, с японской таможней наши соотечественники «договорились». Такой вариант не исключается, так как тамошние власти действительно работают не очень. По крайней мере, четыре ведущих японских автопроизводителя ввели собственную систему радиационного контроля, чтобы остановить расползание по миру слухов о фонящих новых автомобилях.

Примем за данность, что попавшие в Россию машины действительно загрязнены радионуклидами. С аналогичной ситуацией столкнулись и в Чили, где моментально организовали дезактивацию прямо на борту судна. В порту разгружали уже «чистые» автомобили. И никакого шума…

В России же сначала разгрузили, потом замерили. Потом власти долго думали, что делать, а «специалисты» всех мастей нагнетали обстановку в предчувствии легкой наживы. На последнюю, похоже, надеялись и надеются и другие персонажи истории.

Автор не является специалистом по радиации, но из школьного курса физики помнит, что существуют различные виды излучения. Гамма-излучение снижается по мере распада частиц, его производящих. Бета-излучение длится дольше, его вызывает радиоактивная пыль, скопившаяся на поверхностях и внутри объектов.

Таможенные власти Владивостока обнаружили превышение по обоим видам излучения в 2-10 раз. Через пару недель больше половины машин уже не фонило. Или имело место гамма-излучение, или с таможней опять же «договорились». Оставшееся бета-загрязнение — это, по сути, радиоактивная пыль, осевшая на кузове, агрегатах и, к сожалению, в салоне автомобиля. В Краткой медицинской энциклопедии, изданной еще в 1989 году, говорится: «Для дезактивации техники, особенно запыленных замасленных поверхностей, используют 0,3-1,0% растворы дезактивирующих порошков (в частности, бытовых стиральных порошков — прим. ред.). В сочетании с механической обработкой щетками, струей растворов под давлением обеспечивается удаление до 98% радиоактивных веществ… Дезактивация окрашенных поверхностей или объектов, покрытых смазкой, проводится ветошью, смоченной растворителями — бензином, керосином, дизельным топливом».

Таким образом, теоретически провести дезактивацию автомобиля можно на любой мойке, оснащенной аппаратом высокого давления и пылесосом.

В России на практике все выглядит сложнее. Оставим в покое Роспотребнадзор, впавший в анабиоз и не способный организовать немедленную дезактивацию. Как принято, откликнулся бизнес. Во владивостокских газетах появились частные объявления об оказании услуг по дезактивации за 40-50 тыс. руб. Вариантов три: дезактивацию действительно проведут, просто «договорятся» с кем надо или возьмут аванс и ничего не сделают.

Серьезные местные фирмы подходят к проблеме «серьезнее» и долго рассказывают о сложностях обработки, потребности в особом оборудовании, повышенной трудоемкости и отсутствии мирового опыта. Вывод из всего ими сказанного: дезактивация одного автомобиля стоит не одну сотню тысяч рублей. Одна только утилизация отработанной воды и средств защиты обойдется в 200–300 тыс. руб. за 1 куб. м.

Звучит устрашающе, но современная мини-мойка высокого давления расходует 150-200 л воды в час, а в одном комплекте химзащиты можно за один раз отмыть все 49 (или 23 оставшихся) автомобилей.

Вопрос лишь в том, будут ли частник и фирма действительно утилизировать воду. Если слить ее в неспокойное море, ни один дозиметр не покажет превышения уже через пять минут. Складывается впечатление, что на этой «радиоактивно грязной» истории просто хотят заработать все, кому не лень.

Есть надежда, что подобных историй больше не будет. Ввоз подержанных машин из Японии правительство под благовидным предлогом постарается запретить. (Не для того ли вся шумиха?) О чистоте новых автомобилей заботятся не только сами производители и власти, но даже дилеры, в массовом порядке оснастившие дозиметрами свои центры. (И на дозиметрах кто-то хорошо заработал.)

Если вдруг

От покупки праворульного автомобиля, возможно, ранее утопленного и облученного, разумнее отказаться. Если же искушение не преодолеть, начните с поиска дозиметра. Любое превышение естественного фона радиации должно вызвать подозрение. И отказ от сделки. Способность организма выдерживать радиацию у людей разная.

Если же покупка все-таки состоялась, для начала полностью (сверху, снизу, под капотом и колесными арками) вымойте автомобиль и пропылесосьте салон. Лучше — несколько раз подряд. Обещанная справочником эффективность очистки в 98% — хорошо, но береженого бог бережет. При отсутствии специальных моющих средств используйте имеющиеся. С гамма-излучением ни одна мойка не справится, а бета — это радиоактивная пыль, смыть которую поможет любой бытовой или профессиональный порошок, гель или шампунь. Если фонит салон, а пылесос не помог, придется менять все обивки. Дело хлопотное. Всегда помните, что радиация низкого уровня убивает медленно и незаметно.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное