Top.Mail.Ru
Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43

текст: Олег Бодня / фото: из сетевых источников / 01.04.2020
Пассажирский транспорт разных эпох и разных производителей можно собрать вместе… на обычной книжной полке. Модели автобусов, троллейбусов и трамваев продаются в специализированных магазинах и на интернет-сайтах. Нетрудно подобрать экземпляр практически на любой вкус и кошелёк.

Коллекционеры со стажем прекрасно помнят те времена, когда выход уменьшенной копии автомобиля был событием почти что государственного масштаба. Массовый выпуск моделей автотехники в нашей стране был освоен в позднесоветские годы. В основном, это были легковушки как менее материалоёмкие и более желанные экспонаты. Конечно, интереснее было купить миниатюрную копию машины, которая имелась в гараже (или — для многих — оставалась недоступной мечтой), чем дубликат автобуса, в котором ежедневно приходилось ехать в школу, институт или на работу (нужное подчеркнуть) не в самых комфортных условиях.

«Государственный масштаб» возникал от того, что модели в СССР выпускались нечасто, так как были преимущественно побочной продукцией заводов, сосредоточенных на выпуске товаров совершенно другого профиля. Изредка выходили копии грузовой техники и уж крайне редко, единичными экземплярами — автобусов. Основным масштабом был (и остаётся по сей день) 1:43 — наиболее удобный для хранения модели на полках и витринах, позволяющий добиться довольно высокой деталировки и, соответственно, большей схожести с оригиналом — то, что на сленге коллекционеров называется копийностью.

В 1990–2000-е годы выпуск заводских моделей практически сошёл на нет, зато появились частные фирмы, изготавливающие копии автотехники небольшими тиражами, а то и в единичных экземплярах. Качество таких поделок сильно разнилось и зависело от применяемых технологий и мастерства специалистов. Также сильно разнились и цены. Относительно недорого стоили тиражные пластиковые модели, а металлические копии коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов), воспроизводимые в частных мастерских с большой долей кропотливого ручного труда, имели очень приличный ценник — и при этом, увы, не всегда были достаточно похожи на оригинал.

С наступлением новой демократической эпохи в Россию хлынул поток иностранных моделей на любой вкус и цвет, от качественно проработанных игрушек до дорогих экземпляров с высокой степенью деталировки. «Новую волну» коллекционирования копий советских и российских легковых автомобилей вызвала журнальная серия «Автолегенды СССР», запущенная в начале 2009 года итальянским издательским домом DeAgostini.

Массовый выпуск недорогих моделей стал экономически возможен благодаря сотрудничеству с китайскими заводами. Большинство современных копий отечественных и импортных машин носит клеймо «Made in China». Первоначально внимание заказчиков уделялось исключительно легковой тематике, но довольно быстро появились модели грузовой техники, а затем настало время автобусов.

Время автобусов

Первой на шаткий лёд изготовления масштабных моделей пассажирского транспорта вступила компания Classicbus. Риск был серьёзный: автобусные копии состояли из большого числа деталей, были более материалоёмкими и, соответственно, более дорогими в производстве. Их цена на прилавке магазина могла отпугнуть часть коллекционеров. Несмотря на это, уже первая выпущенная модель — оранжевый ПАЗ-672М — оказалась бестселлером и стала началом целой серии уменьшенных версий советских автобусов и троллейбусов.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
ПАЗ-672М — первая серийная модель автобуса от Classicbus.

Под брендом «Классикбас» были впервые представлены серийные металлические модели автобусов ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-677, ПАЗ-651 — и многих других. Очень тепло были восприняты коллекционерами масштабные копии венгерской «гармошки» Ikarus 280 и троллейбуса ЗиУ-5. Некоторые модели первых выпусков отличались недостаточно высокой копийностью, что было связано как с удешевлением производства, так с определёнными просчётами при проектировании оснастки. Однако, затем подход к созданию новых моделей изменился, компания стала выпускать продукцию высокого качества и деталировки, что, в свою очередь, отразилось и на цене. Сейчас масштабные копии Classicbus можно приобрести в одноимённом интернет-магазине за 5–7 тысяч рублей.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
«Мягкий» Ikarus 250.58 «Совтрансавто» с высокой степенью детализации от Classicbus.

Успех «Классикбаса» показал, что модели пассажирского транспорта могут пользоваться популярностью — и количество их производителей стало расти, как на дрожжах. Довольно быстро собрать полную коллекцию уменьшенных копий автобусов и троллейбусов стало нереально, поскольку пошли дополнительные тиражи в различной окраске, а также спецсерии (лимитированные выпуски с оригинальным оформлением или экипировкой), моментально опустошающие кошельки даже самых заядлых и обеспеченных коллекционеров.

Пассажирскую тематику освоила компания Start Scale Models (SSM), специализирующаяся также на масштабных версиях фургонов, грузовой, военной, прицепной и спецтехники. Премьерой SSM в интересующем нас сегменте стала модель самого известного советского троллейбуса — ЗиУ-682. Затем последовали «синий троллейбус» МТБ-82Д, энгельсская «гармошка» ЗиУ-683, автобусы ПАЗ-3205, Кубань Г1А1-02 и МАЗ-203. Недавно SSM порадовали и удивили любителей рельсового транспорта, выпустив в 43-м масштабе трамвайные вагоны Tatra T3 и 71-605.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
Уменьшенная копия троллейбуса ЗиУ-682 (ЗиУ-9) от Start Scale Models.

Модели SSM всегда отличаются высоким уровнем деталировки. Их стоимость варьируется в диапазоне от 4 до 6 тысяч рублей. Трамваи, сочленённые версии машин, а также спецвыпуски стоят дороже.

Бренд Ultra Models в первой половине 2010-х отметился выпуском копий львовских автобусов ЛАЗ-695 ранних модификаций, а также уникальными моделями трёхосного капотного автобуса ЯА-2, двухэтажного троллейбуса ЯТБ-3, опытных разработок НАТИ-А и ТБУ-1 (автобус и троллейбус соответственно). Также под этой маркой, относившейся к среднему ценовому сегменту, была доступна грузовая техника в масштабе 1:43. Новые релизы Ultra Models не выходят уже несколько лет.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
Трёхосный автобус ЯА-2 от Ultra Models.

Петербургская компания «Адлер» известна масштабными моделями серии DiP Models, ориентированными на коллекционеров, ставящих во главу угла оригинальный внешний вид и безупречное качество изготовления. Ассортимент продукции компании довольно широк. Это копии легковых и грузовых машин, спецтехники, а также пассажирского транспорта. Последних пока не так уж много. Это уменьшенные версии автобусов ЗИС-127, ЗИС-129, КАвЗ-685, КаВЗ-3270, ПАЗ-651 и ПАЗ-652. Практически все модели имеют внешнее оформление (окраска, маршрутные таблички, госномера), соответствующие определённым экземплярам, реально работавшим на улицах нашей необъятной страны. Стоимость таких мини-автобусов, как уже можно догадаться, довольно высока и начинается от 7 тысяч рублей.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
Автобус ЗИС-127 маршрута «Рига — Ленинград» от DiP Models.

Для небогатых коллекционеров и мастеров-моделистов, предпочитающих переделывать масштабные копии автотранспорта под свои или чужие нужды, существуют такие бюджетные серии, как «Автоистория» («Аист») и «Советский автобус» («Сова»). В этих сериях выходят упрощённые модели, имеющие более скромную деталировку либо копии, ранее выпускавшиеся другими производителями — с новыми расцветками и небольшой модернизацией внешнего вида. Встречаются и собственные уникальные разработки типа трёхсекционного автобуса Ikarus 293, троллейбусов ЛК и ЯТБ. Бюджетный сегмент коллекционных моделей занимает ценовой диапазон от двух до пяти тысяч рублей.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
Сочленённый Ikarus 180, выпущенный под брендом «Советский автобус».

Раз в три недели

Выше шла речь об обычных «коробочных» моделях, выпускающихся производителями без какой-либо заранее оговорённой регулярности, с тиражом, варьирующимся в достаточно широких пределах. Помимо них, существуют также «журнальные» модели, выходящие регулярно и формально являющиеся приложениями к периодическим изданиям, подробно рассказывающим об их прототипах. Классический представитель легковой журнальной серии — упомянутые выше «Автолегенды СССР».

Главный плюс «журналок» — относительно низкая цена моделей, достигнуть которую можно только за счёт большого тиража. В некоторых случаях производители идут на определённые упрощения, чтобы вписаться в заранее запланированные рамки. Журнальные серии распространяются по подписке, через точки продаж периодической печати, специализированные магазины. Таким образом продаются отнюдь не только модели, но и книги, музыкальные диски, фотоальбомы… Список можно продолжить. Азарт коллекционирования вкупе с боязнью пропустить один из выпусков творят чудеса.

Журнальная серия, посвящённая отечественным (и не только) автобусам, начала выходить недавно — в декабре 2019 года. Называется она вполне логично — «Наши автобусы» — и выпускается костромским издательством Modimio. Периодичность выхода — каждые три недели. В комплекте с небольшим журналом идут коллекционная модель в пластиковом блистере и наклейка с изображением автобуса. Альбом для наклеек выдаётся вместе с первым номером журнала.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
В журнальную серию входит собственно журнал, наклейка с порядковым номером выпуска и коллекционная модель.

Рекомендованная цена каждого номера — 1499 руб. (розничные продавцы её не всегда придерживаются). В первых выпусках (ЛАЗ-695Н, ПАЗ-672М, Кубань Г1А1-02, Ikarus 260) вышли модели, отлитые из форм, ранее освоенных другими производителями (SSM, «Сова»). Уникальность данных копий удалось обеспечить с помощью оригинальных схем окраски — за исключением 260-го «Икаруса», который предстал в привычной оранжевой ливрее. В серии анонсированы и ранее не выпускавшиеся модели автобусов, такие как ЛАЗ-4202, а также троллейбусы. Не исключено, что некоторые масштабные копии будут выходить в виде более дорогих спецвыпусков с лимитированным тиражом.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43
Масштабные модели, уже вышедшие в журнальной серии «Наши автобусы».

Подводя итог нашему небольшому исследованию, можно с уверенностью сказать, что для энтузиастов, увлекающихся коллекционированием уменьшенных версий пассажирского транспорта, сейчас доступен широкий спектр моделей разной степени деталировки и разных ценовых категорий. Большинство наиболее известных типов автобусов и троллейбусов, работавших в советские времена, в том или ином виде уже выпущено в 43-м масштабе, но работы для производителей ещё много, особенно если взять в расчёт малосерийные и опытные разработки, а также модельное разнообразие 1990–2000-х годов. Да и число коллекционеров растёт, также как и их требования к точности копий, что, в свою очередь, становится поводом для перевыпуска уже известных моделей с лучшей деталировкой. Так что наш лозунг — больше моделей, хороших и качественных!

Дёшево? Сделано в Китае!

Большинство современных масштабных моделей как для российского, так и для зарубежных рынков выпускается в Китае. Производители из Поднебесной обеспечивают невысокую стоимость конечного продукта, но мало кто знает, какими именно способами достигается такой результат.

Завесу тайны приоткрывает книга Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае», вышедшая в США в 2009 году (русский перевод издания был выполнен спустя три года). Её автор, многие годы работавший консультантом-посредником в переговорах между американскими бизнесменами, заказывающими выпуск той или иной продукции в Китае, и местными промышленниками, подробно, на примерах из собственной практики описывает те приёмы, которые применяют китайские производители для ценового демпинга.

Помимо известного всем невысокого уровня оплаты труда с привлечением низкоквалифицированных рабочих это экономия на качестве (точнее, «эрозия качества» — постепенное незаметное для заказчика изменение пользовательских характеристик товаров для экономии затрачиваемых ресурсов), использование интеллектуальных наработок заказчика для выпуска аналогичной продукции на другие рынки (поэтому некоторые масштабные модели встречаются в слегка изменённом виде на сайтах типа «Алиэкспресса»), а также различные запрещённые приёмы типа ценового шантажа — резкого увеличения стоимости продукции после заказа новой крупной партии по ранее оговорённой цене.

Для коллекционеров масштабных моделей видна только верхушка айсберга — собственно, качество миниатюрных копий. Довольно часто перед покупкой приходится тщательно осматривать модель на предмет дефектов окраски, отсутствующих или поломанных деталей. Это вызвано, в том числе, и недостаточно качественной приёмкой и проверкой товара российскими компаниями-заказчиками. Пока тщательным подходом к качеству продукции могут похвастать только фирмы, работающие в высшем ценовом сегменте.

Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43Автобусы на полку: пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное