Федеральная трасса Москва-Санкт-Петербург, 27 июля, 16 30. Скорость 80 км в час. Впереди творится, что-то небывалое
Виталий Авдеев
Федеральная трасса Москва-Санкт-Петербург, 27 июля, 16 30. Скорость 80 км в час. Впереди творится, что-то небывалое. Hyundai Getz, который шел на обгон впереди идущего автомобиля, вдруг начинает вести влево. Такое ощущение, что машина не едет, а скользит, словно зимой в гололед на летней резине. Я перестраиваюсь в крайний правый, и, вдруг… попадаю в глубокую колею! Самую что ни на есть колею, какие бывают на сельских дорогах после недели ливней. Не верю своим глазам, сворачиваю к обочине, включаю аварийку, чтобы выйти из машины и убедиться, что не сошел с ума. Так и есть, на кипящем асфальте множество борозд. Вот-вот и появятся битумные лужи. В этот самый момент звонит коллега.
- Слышал, на Украине в Волынской области в ДТП погибли трое человек, - радостно, как будто получил Оскар, сообщает он мне. - В «Москвиче» во время движения разорвало шину заднего колеса, и авто врезалось в дерево. Водитель и двое пассажиров погибли. А в субботу такая же беда произошла в Мариуполе с маршруткой.
- Нет, - отвечаю я, а сам думаю, вот как в приметы не верить - сегодня я новости не читал.
- Зря, редактор сказал, что тебе надо подготовить небольшую статью о мерах безопасности на московских дорогах…
Что ж, надо, так надо, хотя какая к черту безопасность в такое пекло на расплавленном до состояния луж асфальте. На метро пора пересаживаться, а авто на прикол ставить.
Первой остановкой стал автосервис между Москвой и Химками.
- А что ты хотел, - говорит мне старший автослесарь Ашот Керсанян, пока машина в мойке, - скорость, жара, вот резина и не выдерживает внутреннего давления. Резина и воздух внутри неё сейчас очень сильно нагреваются. Не у всех же нормальные шины. У многих, особенно тех, кто на классике рассекает, порошковая «таганка» или «матадор», в лучшем случае «Бл-85», причем, фиг знает каких годов выпуска. Вот и взрываются. Хотя о таких случаях в Москве еще не слышал.
- А какие поломки сейчас наиболее часты? С жарой что-либо поменялось?
- Аварий стало больше. А по текучке… Тормозной суппорт у многих барахлит. От жары температура в тормозном механизме иной раз доходит до 500 и более градусов. Кондиционеры выходят из строя. С краской кузова у многих проблемы. Птицы нагадят, солнце припечет, и после помывки или ручной чистки остаются большие царапины и даже сколы. В птичьем помете щелочи много, а она портит автокраску. Так что лучше под деревьями и проводами машину не оставляй. В такую погоду, если хоть что-то вас не устраивает в машине, что-то стучит или машина себя стала вести не так как обычно на дороге, надо срочно в автосервис ехать.
Выбравшись из автосервиса еду за советом к своему знакомому автоинженеру (это он мне в свое время резину Cordiant подбирал).
- На так называемой «порошковой резине» с большим износом, да и на нормальной, но изношенной резине, конечно сейчас лучше в дорогу не отправляться, - посоветовал он мне. - Есть множество проверенных брендов, которые не подведут в пути.
- Не думаю, что нормальная резина, от «проверенного» производителя способна взорваться, - утверждает он, - исключение – большой износ и заводской брак. Я считаю, что взрыв шины это крайняя редкость. С серьезными шинами, как у тебя такого не случится.
- И все же, - не унимаюсь я, - как обезопасить себя? Береженного, как говорится, Бог бережет.
Cordiant Comfort
© Фото:
- Во-первых, раз в 2-3 недели проверять давление шин манометром. Ни в коем случае на одну ось нельзя ставить шины разных типов. Это должно быть железным правилом. Во-вторых, перед выбором резины надо ознакомиться с обзорами и тестами шин различных марок и производителей. Узнать об особенностях их поведения в жаркую погоду. Чем лучше мыть шины и диски?
- А можно по подробнее?
- Для мытья шин и дисков лучше использовать автомобильный шампунь. После мытья шины нужно тщательно прополоскать, чтобы остатки моющего средства не остались в отверстиях шипов или между канавками протектора.
- Как необходимо хранить шины?
- При хранении шин на дисках необходимо тщательно вымыть шины и диски водой и дать им полностью высохнуть. Затем повесить, если возможно, или сложить одну поверх другой (вплоть до всех четырех). Чтобы не запутаться в шинах, следует пометить, как они были установлены на автомобиле. Необходимо избегать любого контакта шин и дисков с химическими или масляными веществами. Хранить их в темном, прохладном месте.
- Какой срок годности у шин?
- Все продукты из резины подвержены старению и шины не являются исключением. Специальные составы и наполнители сдерживают процесс старение, но образование трещин в протекторе и боковине, иногда сопровождаемые деформацией каркаса, — подтверждение старения. К примеру, у твоих Cordiant срок годности составляет 5 лет с даты производства. Специалисты рекомендуют заменять шины по истечению этого срока, даже если шинами не пользовались.
- Как часто нужно проверять давление воздуха в шинах?
- Большинство производителей рекомендует проверять давление в шинах не реже 1 раза в две недели. Дело в том, что даже совершенно целая шина постепенно теряет давление. Это связано с тем, что воздух постепенно просачивается сквозь материал, борта и ниппель. Резкие перепады температуры также способствуют утечкам воздуха. Кроме того, большинство современных шин не теряют давление мгновенно в случае прокола. Нормальное снижение давления составляет примерно 1psi (0.08 атм.) в месяц.
Измерять давление в шинах и подкачку надо производить «на холодную». Все значения давления в шинах в инструкции на автомобиль указаны «на холодную». Во время езды шина и воздух в ней нагреваются, давление повышается. Поэтому результаты замера давления после езды могут быть выше.
- Какое рекомендуемое давление воздуха в шинах?
Давление в шине нужно выставлять в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя Вашего автомобиля, но оно не должно превышать предельно допустимое. Предельно допустимое значение для шины указано на ее боковине и обозначается в «PCI» (1pci = 0.08 атм).
- А от чего зависит устойчивость автомобиля на расплавленных дорогах?
- Устойчивость зависит от ряда факторов. Ширины шины, загруженности авто, рисунка протектора. Рисунок протектора – один из важнейших факторов, отвечающих за сцепление шины с дорогой. Наилучшее сцепление будет обеспечивать шина, имеющая ассиметричный рисунок. Чем больше глубина рисунка, тем лучше будет отвод воды из пятна контакта, а значит и лучше управляемость автомобиля будет на мокрой дороге. Кроме того, на летние шины часто наносят специальные канавки, которые как бы выталкивают воду из-под колес во время движения. Обычно на такой резине имеется соответствующая маркировка Rain – «дождь», или Aqua – «вода». А вот шины с V-образным рисунком протектора, наоборот, лучше подходят для сухого асфальта.
- Почему необходимо ставить направленные шины согласно их направлению вращения?
- Если у вас шина с направленным рисунком протектора на боковине шины обязательно стрелкой (в некоторых случаях и надписью Rotation — с англ. «вращение») указано направление вращения (направленность). Только при правильной установке вам гарантированы заявленные эксплуатационные характеристики шины, что особенно касается эффективного отвода воды/снега/грязи из пятна контакта. Если шины установить неправильно, то шина будет наоборот «загребать» под себя что значительно ухудшит ее поведение на дороге, особенно в сложных условиях эксплуатации.
- Мои шины стираются неравномерно. Почему?
Cordiant Off-road
© Фото:
- Шины изнашиваются сильнее посередине протектора при давлении воздуха выше установленной нормы для данного типа шин. Более сильное стирание боковых, внешних или внутренних кромок шины — сигнал о необходимости произвести регулировку углов схода и развала. «Пятнистое» стирание протектора шины говорит о дисбалансе колеса.
- Стоит ли ремонтировать шины?
- Многие специалисты против ремонта автомобильных шин. Острый предмет (гвоздь, стекло и т.п.) может повредить стальной пояс. И если поврежденный стальной пояс вступит в контакт с влажностью, то начнется процесс окисления. Спустя время, окисление приведет к разрушению протектора. Острый предмет может также повредить каркас, отвечающий за прочность и гибкость шины. Доверяйте ремонт шин только профессионалам. Перед ремонтом шину необходимо снимать с диска для проверки на наличие внутренних повреждений. Нельзя ремонтировать шины, если каким-либо образом после ремонта изменятся их характеристики (скорость, индекс нагрузки). После любого вмешательства в шину/диск необходима балансировка. Не рекомендуется ремонтировать шины с высоким индексом скорости (V, W, Y, ZR, от 240 км/ч).
Уже вечером, возвращаясь в редакцию, позвонил в пресс-службу ГИБДД. Меня убедили, что из-за взрыва покрышек пока в Москве серьезных аварий не зарегистрировано. Зато наблюдается рост ДТП. На жарком, раскаленном асфальте тормозной путь возрастает у всех шин вне зависимости от класса и страны производства. Основные причины, алкоголь, невнимательность, неисправность авто, большое количество не справившихся с управлением. Думаю, некоторые правила, озвученные мною в статье, помогут автолюбителям избежать аварий.
Cordiant Sport 2
© Фото: