Top.Mail.Ru

Александр Григорьев: «Рукотворный» кризис ОСАГО

10.04.2012
Первый квартал 2012 года был сложным для страхового рынка...

Ингосстрах

Первый квартал 2012 года был сложным для страхового рынка: трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра, отказы ряда страховщиков от лицензий, ожидание новых санкций от ФСФР, убытки в различных сегментах бизнеса. Какие ключевые тенденции определяют развитие рынка? На что направлены усилия страховых лоббистов? Какие перспективные направления будут развивать страховщики в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы порталу «Страхование сегодня» отвечает генеральный директор, Председатель Правления ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев.

Александр Валерьевич, какие проблемы страхового рынка вскрыл скандал с введением нового порядка прохождения техосмотра автотранспортных средств? Велики ли потери страховых компаний по сборам по ОСАГО за 1 квартал 2012 года из-за сложившейся ситуации? И какой выход из создавшегося положения, на Ваш взгляд, был бы правильным? «Ингосстрах» был единственной компанией на рынке, которая с самого начала заняла принципиальную позицию – такая модель техосмотра не нужна ни государству, ни гражданам, ни страховщикам. Нет ни одной страны мира, где техосмотр сегодня привязан к функциям страховщиков.

Мы неоднократно заявляли, что техосмотр – это атавизм. Он появился в XX веке в цивилизованных странах, потому что качество автомобилей было недостаточно хорошим. Люди получали увечья, потому что отваливались колеса, отрывались подвески и т.д. Дальше автопром развивался, и, начиная с 60-70-х годов прошлого века, техосмотр постепенно становился частью личной ответственности автовладельца – как обращение с оружием или содержание опасной собаки. Это соответствовало общей логике развития законодательства западных стран: живущие в той или иной стране по Конституции, гражданскому кодексу, законам обязаны нести ответственность перед другими гражданами. И уже к 90-м годам прошлого века страховщики и техосмотр были разделены везде. Во всех цивилизованных странах мира техосмотром занимаются дилеры или станции технического обслуживания.

По статистике ГАИ только 0,6 % ДТП в России происходят по причине технической неисправности автомобиля.  По неофициальным данным, которые не фиксируется в актах ДТП, получается чуть больше - 1,2 %. Это значение находится в пределах статистической погрешности. Для сравнения: ДТП из-за пьянства по официальной статистике составляет 25 %. Так что никакого значительного влияния на аварийность и ответственность перед потерпевшими техническое состояние автомобиля в статистическом плане не имеет. Ситуация улучшается из года в год, по мере того, как из эксплуатации уходит парк советских автомобилей.

Но раз уж закон принят, мы должны были работать в новых условиях. Как выяснилось, страна оказалась не готова к запуску новой системы с 1 января. Не хочу здесь выгораживать страховое сообщество. Более того, «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию в критике РСА, который проект по ТО, к сожалению, провалил, надо говорить об этом честно. В Правительство никто не доложил, что мы не готовы. В результате возник административно-управленческий коллапс: талонов нет, ПИКов нет, мораторий закончился, граждане должны идти получать новые талоны. Привязка талона к ОСАГО с условием его действительности не менее чем 6 месяцев привела к тому, что человек, у которого есть техталон, не может купить ОСАГО.

И на этот «рукотворно» созданный кризис наложился конфликт старых ПИКов с новым законодательством. Старые ПИКи, которые в большинстве своем «промилицейские», теряют бизнес. Дилеры, которых достаточно много, не очень хотят заниматься техосмотром. При установленном, но плохо рассчитанном тарифе, им это невыгодно. «Милицейские» ПИКи по-прежнему торгуют техталонами по совершенно иным ценам. Гознак вовремя не напечатал новые талоны. Со всем этим мы вошли в январь, и дальше началась непонятная ситуация.

Компания «Росгосстрах» применила схему, где, к сожалению, в работе их партнера ЗАО «Техосмотр» есть нарушения не только страхового, но, на мой взгляд, и уголовного законодательства, что подтверждается многочисленными прокурорскими проверками. Этот плохой пример способствовал тому, что негативное общественное мнение по этому вопросу начало распространяться на всех страховщиков. Схема «Росгосстраха» для нас была неприемлема. В ней каждому клиенту, обратившемуся к страховщику, предлагают за деньги купить и талон ТО, и полис ОСАГО. Раньше за техосмотр отвечало ГАИ, и мы знаем, что до половины талонов просто покупалось. Но тогда коррупционерами считались ГАИшники, а теперь благодаря изобретению «Росгосстраха» такими коррупционерами становились бы страховщики. «Ингосстрах» не мог позволить причислить себя к коррупционерам, поэтому мы обратились в ФСФР и Правительство с тем, чтобы найти административные решения для выхода из этой ситуации.

Возникли вопросы и к РСА, который не справился с порученным ему государством проектом в этой области. Более того, встал на защиту интересов одной компании. При этом пострадал весь рынок – и репутационно, и административно. Очевидно, что реформы в РСА назрели. Многие важные проблемы в РСА (а это, я напомню, вопросы контроля над оборотом бланков, финансовой устойчивости компаний, ПВУ и др., по которым «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию) возникли вследствие того, что система управления РСА не отражала интересы всего рынка, а, следовательно, населения и государства. Мы входим в число компаний-инициаторов нового порядка формирования Президиума РСА, целью которого является реформирование управления и расширение прав членов союза, открытое и прозрачное отражение мнений всех страховщиков, принятие более обоснованных управленческих решений для рынка.

Встречи, проведенные в ФСФР и у Первого заместителя Председателя Правительства РФ  И.И. Шувалова, показали, что понимание проблемы на высшем уровне есть, а вот в Государственной Думе и в отдельных министерствах и ведомствах -  не у всех. Попытка отдельных депутатов и чиновников законсервировать действовавшую систему, на мой взгляд, является не только неправильной, но и не отражает реальных интересов государства.

Как вся эта неразбериха отразится на рынке? И будут ли страховщики платить по полисам ОСАГО? Думаю, когда будут данные за квартал, мы увидим, что реальной просадки рынка нет. Все полисы по ОСАГО в 1-м квартале выдаются в обычном порядке.

Единственно правильная позиция – обеспечить в этот переходный, сложный период «рукотворного» кризиса всех граждан полисами ОСАГО. Они должны в соответствии с законом пройти техосмотр, если еще не прошли его. А дальше надо совершенствовать закон,  чтобы система работала. Страховщики по всем полисам ОСАГО должны  платить. Нет никаких сомнений, что граждане РФ будут защищены.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное