Гендиректор «Атлант-М» в Белоруссии Сергей Самойло комментирует ситуацию с таможенными пошлинами
23.06.2010Мы публикуем развернутый комментарий генерального директора «Атлант-М» в Белоруссии Сергея Самойло по поводу ситуации с таможенными пошлинами накануне 1 июля 2010 года
5koleso
О том, как идут дела с заключением Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, наши граждане в большинстве своем не знают ничего. Пресса и телевидение лишь указывает о трудностях, которые возникают в процессе обсуждения данной темы госчиновниками, и ссылаются на заявления лидеров трех стран, которые они время от времени дают в СМИ. В тонкости решения вопросов, которые обсуждаются сторонами, и возникающие в связи с этим разногласия, средства массовой информации предпочитают не вдаваться.
Что такое Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном? Как он будет действовать и что станет с таможенными пошлинами после 1 июля 2010 года? У нас нет возможности формировать собственную экспертную оценку. Разве что публиковать мнения людей, которых новые правила коснутся в первую очередь.
Ниже мы приводим развернутый комментарий генерального директора «Атлант-М» в Беларуси Сергея Самойло по поводу ситуации с таможенными пошлинами накануне 1 июля 2010 года. Источник информации - сайт компании «Атлант-М».
Заключение Таможенного союза, которое произошло в ноябре прошлого года, и последовавшее за этим выравнивание пошлин на автомобили для юридических лиц с 1 января 2010 года, должно было обеспечить достижение следующих целей:
• создание единого рынка автомобилей России, Беларуси и Казахстана, ликвидация барьеров для перемещения между странами;
• защита единого автомобильного рынка трех стран от импорта подержанных автомобилей, развитие производства легковых автомобилей и автокомпонентов в странах Таможенного союза (в первую очередь для российских автомобильных предприятий, включая сборочные производства иномарок);
• переориентация потребителей в Беларуси и Казахстане на покупку новых автомобилей, аналогично тому, как это произошло в России;
• рост поступлений в бюджет от таможенных пошлин (импорт автомобилей в количественном выражении должен был стать меньше, однако не во столько раз, во сколько возросли пошлины)
Негативный эффект для населения Беларуси в виде подорожания автомобилей должен был быть с лихвой перекрыт последующим ростом доступности новых автомобилей, омоложением парка машин в Республике Беларусь. Кроме того, в Таможенном союзе должны были перестать существовать барьеры для экспорта белорусской продукции в Россию, а также отменены пошлины на нефть (чего не произошло).
Однако фактически ни один позитивный результат не был достигнут. Случилось это по двум основным причинам:
1. Пошлины на автомобили для физических лиц в Беларуси сохранились на низком уровне.
2. При импорте в Беларусь автомобилей, производимых в России (включая иностранные модели, производство которых локализовано), взимается НДС в размере 20% от стоимости автомобиля (при импорте из Европы, США и других стран НДС взимается только с маржи поставщика, а при ввозе автомобилей физическими лицами не взимается вообще).
В результате:
• Россия была вынуждена для защиты своего авторынка принять меры, препятствующие ввозу автомобилей из Беларуси (процедура штрихкодирования временно ввозимых автомобилей, создание базы данных учета и контроля транспортных средств).
• Автомобили (как новые, так и подержанные), ввозимые с растаможкой на физических лиц, получили сильнейшее ценовое преимущество по сравнению с новыми автомобилями, легально ввезенными юридическими лицами – официальными импортерами и дилерами. Объем импорта автомобилей юридическими лицами за 5 месяцев 2010 г . упал в 5 раз.
• Автомобили, импортируемые из России юридическими лицами, также существенно проигрывают по цене б/у иномаркам из-за НДС. Фактически с учетом более сложной логистики поставок и отсутствия скидок со стороны российских представительств иностранных брендов они оказались не дешевле, чем автомобили, ввозимые из Европы (в частности, это касается марок Volkswagen и Ford).
• Резко сократились поступления в бюджет Республики Беларусь от деятельности официальных импортеров и дилеров (таможенные пошлины, НДС, налог на прибыль, налоги от ФОТ и т.д.), сокращается также число рабочих мест. Все инвестиционные программы легальных участников рынка заморожены.
• Новые автомобили (особенно премиум-брендов) в основном приобретаются гражданами РБ за границей (например, у дилеров в Вильнюсе), пополняя налогами бюджеты соседних стран.
• Некоторые игроки рынка уже пытаются осуществлять импорт новых автомобилей с использованием «серых» схем, что резко увеличивает риски злоупотреблений.
• Кратковременное взвинчивание цен на подержанные автомобили, поставляемые в Беларусь, рост доходов перекупщиков, перегонщиков, посредников и т.п.
• Импорт подержанных автомобилей, в том числе откровенного хлама, в конце 2009 г . – начале 2010 г . существенно превысил потребности белорусского авторынка.
Сохранение текущей ситуации на достаточно длительный период (например, до 2012 года) приведет к сворачиванию деятельности официального дилерского бизнеса, его уходу в «тень» и дальнейшему падению доходов бюджета и численности занятых в официальном бизнесе. Инвестиции будут направлены на развитие автобизнеса в других странах. У этого варианта есть две альтернативы:
• Углубление интеграции в рамках Таможенного союза, выравнивание пошлин для физических лиц на уровне, действующем для юридических, Дополнительно - отмена НДС на импорт новых автомобилей российской сборки.
• Cнижение пошлин в РБ для юридических лиц до уровня физических. На рынок России это никак не повлияет в связи с введенными российской стороной защитными мерами.
Генеральный директор «Атлант-М» в Белоруссии Сергей Самойло
© Фото: Атлант-М