Top.Mail.Ru
Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

фото: Вячеслав Мамедов / 05.11.2015
Прошедшая на ВДНХ 13-я Международная выставка техники на газомоторном топливе GasSUF показала большой интерес потребителей к данной тематике. Тем не менее, создание сети газовых заправок в РФ ведется крайне медленно – мы решили выяснить почему, а заодно и проанализировали российский рынок автомобилей на дешевом метане

Вячеслав Мамедов

Экологический вопрос — один из главных факторов, ставших причиной быстрого развития газомоторных транспортных средств в ряде регионов земного шара. В Пекине к концу 2014 года общее количество автобусов и такси, работающих на метане, благодаря государственным субсидиям превысило 10 тыс. ед. Сегодня метаном в столице Китая заправляется каждый десятый городской автобус, но власти поставили задачу в ближайшие годы удвоить данный показатель. Это станет возможным благодаря глобальному развитию инфраструктуры: в Пекине уже работают более 100 заправочных станций, продающих метан, а до 2017 года будет построено еще не менее 70 таких АЗС.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Китайская компания Jiaxing E-xon Power System Co. Ltd. представила на выставке газовую версию 5,9-литрового дизеля Cummins 6BT мощностью 170 кВт

В России строительство новых газовых заправок ведется крайне медленно. В настоящее время в стране их функционирует порядка 250, что в два раза меньше числа газовых заправок в СССР в 1980-е годы. В прошлом году их ввели в эксплуатацию только 13, в 2015-м планируется открыть 64. Крохи! Хотя, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, «чтобы выполнить задачу правительства по внедрению транспорта на метане, необходимо открывать не менее 200 таких заправок ежегодно».

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Фронтальный погрузчик на базе трактора АГРОМАШ-85ТК МЕТАН с газовым двигателем мощностью 85 л.с.

«Газовый транспорт уже подтвердил высокую окупаемость за счет низкой цены топлива и уменьшения эксплуатационных издержек», — уверен вице-президент по развитию газовой техники компании «Русские машины» «Группы ГАЗ». Однако он считает, что «открытию заправок, торгующих метаном, препятствуют административные барьеры, которые возникают из-за устаревших норм. Чтобы создать необходимые условия для функционирования газового транспорта, нужна плотность заправок с шагом около 50–100 км в каждом районе». По его словам, эффективной мерой стимулирования рынка могло бы стать обнуление ставки транспортного налога для потребителей, эксплуатирующих газомоторный транспорт. Сегодня сумма транспортного налога не зависит от топлива, которое используется в автомобиле. «Для повышения эффективности газовой техники также необходимо совершенствование системы переаттестации баллонов во всех районах, где эксплуатируется газовый транспорт», — резюмирует эксперт.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Газодизельная версия магистрального тягача КАМАЗ-5490, созданная специалистами фирмы «РариТЭК»

А пока в середине июля правительство РФ распределило субсидии, которые будут предоставлены в 2015 году на закупку автобусов и прочей техники для жилищно-коммунального хозяйства. Речь идет исключительно о газомоторных транспортных средствах, всего государство выделило 3 млрд руб. Из них 554,2 млн получит Республика Татарстан; 365,2 млн — Республика Крым; Самарская и Воронежская области получат по 301,9 и 245,6 млн соответственно… Далее суммы распределения средств существенно уменьшаются. В основном, выделенные средства пойдут на приобретение автобусов. Для приобретения газовых грузовиков правительство поддержки не предусматривает, но к 2020 году, согласно его распоряжению, в крупных городах России не менее 50 % городского транспорта должно ездить именно на природном газе.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

В 2015 году Волжский автозавод планирует собрать до 300 универсалов Lada Largus с битопливными двигателями

Тем не менее на выставке было на что посмотреть из новинок газомоторной техники. Встречал посетителей новейший седельный тягач КАМАЗ-5490, переоборудованный в газодизельный стараниями специалистов фирмы «РариТЭК» из Набережных Челнов. Они снабдили шасси тягача двигателем Mercedes-Benz OM475LA V14, развивающим мощность 428 л. с. и работающим на смеси дизельного и газового топлива. Подачей природного газа управляет электроника. В газодизельном режиме двигатель потребляет 55 % дизтоплива и 45 % метана. Все выходные параметры при этом у двигателя идентичны. Пока выпущено пять опытных тягачей такого типа, все они направлены в опытную эксплуатацию.

Аналогичный принцип создания газодизельной версии продемонстрировал и другой участник выставки — компания «Ротор Инжиниринг», входящая в группу предприятий НПО «Ротор». Ее газодизельные моторы можно было увидеть на тягаче МАЗ-5440 и колесном тракторе «Беларус». Другими новинками, подготовленными к выставке, были новейшие разработки в сфере оборудования для АГНКС, системы осушки газа, высокоточные приборы учета газа, а также газозаправочные станции, которые поставляются НПО «Ротор» для АГНКС.

Новинка «Группы ГАЗ» — газовый мусоровоз на шасси «ГАЗон NEXT» с надстройкой арзамасского завода «Коммаш». Автомобиль снабжен дизелем ЯМЗ-534 CNG с системой искрового воспламенения топлива, развивающим мощность 149 л. с. Семь газовых баллонов объемом 72,8 м3 обеспечивают запас хода не менее 370 км. Максимальный крутящий момент — 490 Нм. Компактный мусоровоз с задней загрузкой предназначен для работы с мусорными контейнерами объемом от 110 л (в т. ч. 110/120/240/330/660 л). Небольшие габариты автомобиля позволяют добираться до труднодоступных контейнерных площадок, маневрировать на загруженных городских улицах, а также передвигаться по маршрутам, на которых запрещено движение большегрузного транспорта. Автомобиль подходит для использования на территории крупных предприятий. Рабочий объем кузова — 8,7 м3, грузоподъемность опрокидывателя — 800 кг, масса загружаемых отходов — 2800 кг.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Мусоровоз завода «Коммаш» из Арзамаса на шасси газового грузовика «ГАЗон NEXT CNG»

На стенде компании также демонстрировалась автолавка на шасси «ГАЗель NEXТ» с битопливной системой питания. По словам Олега Маркова, директора по развитию и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» «Группы ГАЗ», на долю газово-бензиновых версий в семействе «ГАЗель» и «ГАЗель NEXT» приходится 10–12 % продаж, и спрос на них неуклонно растет. Показанный на стенде компании образец был снабжен двигателем EVOTECH А2755Т с рабочим объемом 2,99 л, развивающим мощность 120 л. с. и максимальный крутящий момент 225 Нм. На шасси установлено четыре баллона с общим заправочным объемом 41,6 м3. Запас хода составляет не менее 700 км, в том числе 300 км на газе. Двигатель соответствует требованиям стандарта Евро-5.

Впервые в выставке GasSuf принял участие Волжский автозавод, предоставив газово-бензиновые новинки: опытную версию Lada Vesta и серийный универсал Lada Largus CNG, выпуск которого в количестве первых 300 ед. завод запланировал до Нового года. На «АвтоВАЗе» подсчитали, что с учетом цены газа (10–14 руб./л, в зависимости от региона) 20-процентная прибавка к стоимости подобных автомобилей по сравнению с бензиновыми аналогами окупится уже при пробеге 45 тыс. км.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Полуприцепы-газовозы турецкой фирмы BONUM в России предлагают с объемом цистерны от 28 до 40 м3

«Мы можем оснащать газовым оборудованием все модели Lada, у нас есть для этого все технологии. Однако необходимо заранее решить ряд задач, связанных с развитием инфраструктуры заправочных комплексов и снижением стоимости газобаллонного оборудования. Мы также рассчитываем, что более экологичные Lada войдут в перечень субсидируемых при покупке автомобилей», — отметил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон во время подписания меморандума о развитии технологий и инфраструктуры по использованию газомоторного топлива в Самарской области.

Автомобили Lada имеют двухтопливные двигатели и широкие лючки бака, позволяющие расположить рядом заправочную горловину для бензина и заправочное устройство для заполнения сжатым природным газом. Композитные газовые баллоны в количестве двух штук снабжены встроенными предохранителями и скоростными клапанами, исключающими возможность разрыва баллона и неконтролируемый выход газа при повреждении газопроводов в случае ДТП. Баллоны под давлением 250 атм. расположены в задней части автомобиля, под полом багажника. Полностью заправленный автомобиль способен проехать 1000 км без дозаправки. В случае, когда газ в баллонах кончается, происходит автоматический перевод двигателя на бензин. Также возможен принудительный перевод при помощи переключателя газ/бензин. Подсчитано, что при работе автомобиля на метане стоимость затрат на топливо снизится более чем в три раза.

Что тормозит газификацию: почему метан пока не популярен у автовладельцев

Автолавка на базе газобензиновой версии «ГАЗель NEXT» имеет запас хода 700 км, в том числе 300 км на сжатом газе

Традиционно, с большим интересом специалисты знакомились с тракторами «АГРОМАШ» «Концерна «Тракторные заводы», на которые установлены конвертированные из дизельных газовые моторы, работающие на метане. Владимирский моторо-тракторный завод освоил выпуск семейства таких двигателей мощностью от 30 до 85 л. с. На стенде наибольший интерес вызвал фронтальный погрузчик АГРОМАШ 85ТК МЕТАН с двигателем мощностью 85 л. с. Газовый двигатель Cummins 6ВТ с рабочим объемом 5,9 л, развивающий мощность 170 кВт, был представлен в экспозиции китайской компании Jiaxing E-xon Power System Co. Ltd., а турецкий производитель цистерн BONUM демонстрировал полуприцеп-цистерну-газовоз, которую предлагает в России с емкостью от 28 до 40 м3.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное