Top.Mail.Ru

Герхард Бергер: «Сенна должен показать, есть ли у него стержень»

18.11.2009
После того, как вместо Бруно Сенны в команде Brawn было принято решение оставить на 2009 год Рубенса Баррикелло, молодой бразильский пилот войдёт в историю Формулы-1 как пилот новой команды Campos ...

5koleso

После того, как вместо Бруно Сенны в команде Brawn было принято решение оставить на 2009 год Рубенса Баррикелло, молодой бразильский пилот войдёт в историю Формулы-1 как пилот новой команды Campos. Наконец пилоту представилась возможность показать после GP2, на что он способен в гонках королевского класса.

Легендарного Айртона Сенну Бергер знал очень хорошо и был с ним дружен и сделал всё возможное, чтобы несколько лет назад дать шанс его племяннику Бруно Сенне провести тесты за рулём BMW.  Также как и для будущей карьеры бразильца Бергер играл роль совещательного консультанта. Однако, перед тем, как оценить молодого пилота Герхард Бергер должен увидеть как покажет себя в Формуле-1 племянник знаменитого чемпиона.

«Я давно слежу за ним и могу сказать, что у этого парня есть великолепные возможности. Но, в Формуле-1 он должен показать, есть ли у него стержень, чтобы бороться на трассе с чемпионами, а заранее говорить что-либо о нём очень трудно. Для него Формула-1 будет как купание в ледяной воде, посмотрим, что он сможет сделать».

Эта тюнинговая «восьмерка», не уступающая по уровню оснащения иным раллийным автомобилям, готовилась совсем не для спортивных побед. Ее призвание — блистать на «пиру созвучий» автомобильного аудио.

Герхард Бергер: «Сенна должен показать, есть ли у него стержень»

Моторный отсек, ВАЗ-21083i

© Фото: 5 колесо

Несколько номеров назад (см. №10, 2001) мы познакомили читателей с «Миражем» — ВАЗ-21083, превратившимся стараниями владельца в прекрасный тренировочный автомобиль.

Хит-парад вариаций на тему привычной «восьмерки» продолжает очередной образчик полета технической мысли. На этот раз мысль летала все больше в области электроники и акустики. Склонный к моментальным выводам читатель наверняка запишет данный автомобиль в разряд «музыкальных шкатулок», и будет прав. Но — лишь отчасти...

Несмотря на спортивные технологии, использованные при его подготовке (а машина побывала, и неоднократно, в руках механиков AMS Rally team), это не спорткар, а просто ставший полноценным автомобиль. Он может «летать», а может «ехать» — сие зависит от того, что в данный момент хочется хозяину.

Знакомство с технологиями, использованными при постройке машины, начнем с двигателя.

Его форсировка, как правило, начинается с модернизации головки блока цилиндров (ГБЦ), и мотор нашей «восьмерки» — не исключение. ГБЦ здесь — «спецлитье» с заведомо расширенными и обработанными впускными и выпускными каналами.

Специальный широкофазный распредвал с подъемом кулачка на 10,6 мм увеличивает время нахождения клапана в открытом состоянии и в цилиндры попадает больше топливной смеси. Фазы тонко настроены благодаря разрезной шестерне. Седла клапанов, по сравнению со стандартными, расширены. Клапаны тоже специальные — 39/34. Доработанная «голова» позволяет увеличить мощность двигателя на 12-16 л.с., а также расширить его рабочий диапазон до 5800-6200 оборотов в минуту.

Следующий шаг — увеличение объема двигателя. Если применение широкофазного распредвала позволило сделать мотор более оборотистым и мощным, то увеличение объема наряду с дополнительной прибавкой сил дает прирост крутящего момента при смещении его максимума в сторону низких оборотов. На практике это означает, что мотор становится тяговитее и эластичнее.

Увеличение объема двигателя достигнуто прежде всего за счет установки оригинального коленчатого вала с увеличенным до 74,8 мм ходом поршня. Сами поршни — кованые, фирмы АВ, а диаметр цилиндра увеличен до 84 мм. Из «неродного» в блоке цилиндров еще немецкие вкладыши и облегченный по специальной технологии маховик.

Процессор марки GM, управляющий всей работой двигателя, пережил полное «промывание мозгов», ибо старая программа контроллера не позволяла реализовать новые возможности мощного мотора.

Некоторое время двигателю пришлось помучиться со стандартной системой выпуска, однако и она была заменена на прямоточный выпуск Simons — «выдох» теперь ничем не затруднен. «Вдох» тоже облегчили, но куда более дешевым способом — попросту вырезав аккуратную дырку в нижней части корпуса воздушного фильтра.

Известно, что неграмотный подбор передаточных чисел трансмиссии может свести на нет усилия самого хорошего моториста, однако на этом ВАЗ-2108 все «в десятку». Серьезность подхода к автомобилю — во всем, начиная с самой первой пары шестеренок (по пути следования крутящего момента от мотора к колесам).

Передаточное число здесь — 4,3, и нелишним будет напомнить, что в «стандарте» на -2108 ставится пара максимум 3,9.

Отдельной строкой рассмотрим происхождение всех шести ступеней КП. С первой по четвертую передачу шестеренки позаимствованы из 07-го ряда, пятая и шестая передачи — из 06-го. Своим поведением коробка существенно отличается от стандартной. Передачи очень короткие, и мощный мотор выкручивает их практически моментально, что заставляет водителя часто ворочать рычагом переключения (запомните этот нюанс).

Особая позиция в тюнинге трансмиссии — самоблокирующиеся дифференциалы. Те, кто считает их установку излишней, вероятно, ни разу не ездили на машинах с блокировкой, особенно зимой. Она работает как обычный дифференциал, пока ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью. Но стоит одному из них пробуксовать, дифференциал мгновенно блокируется и между ведущими колесами появляется жесткая связь. Следование заданной водителем траектории, независимо от скорости движения, — выше всяких похвал.

Теперь обратимся к тормозам — надо же это все как-то останавливать! Известно, что около 70% кинетической энергии автомобиля гасится передними тормозами. Поэтому на нашей «восьмерке» установлены 14-дюймовые вентилируемые тормозные диски.

А что делать с оставшимися тридцатью процентами? Не поручать же их барабанным задним тормозам! Значит, меняем «барабаны» на диски. Диск подойдет «оковский», а вот остальное, как сейчас модно говорить, — «100% original». Даже привод стояночного тормоза — гидравлический, а не тросовый.

В системе перераспределения тормозных усилий появился регулятор типа Tilton для грубой, но быстрой настройки прямо на ходу. А вот устройство с двумя независимыми главными тормозными цилиндрами, системой тонкой регулировки усилия в переднем и заднем контуре — уже чистый «спорт».

Кузов этого ВАЗа проварен по точкам крепления передних «макферсонов» и усилен распорками. Несколько слоев шумоизоляции увеличили общий вес автомобиля, зато посодействовали изменению развесовки по осям в сторону практически пропорциональной.

Подвеска здесь достаточно мягкая и очень энергоемкая. Такие характеристики ей обеспечивает коллективный труд амортизаторов Koni (не спортивных) и пружины — Suplex спереди и Killen сзади. С учетом веса машины вряд ли найдется какая-нибудь альтернатива этому набору.

Управляемость автомобиля выше, чем у стандартного, и хотя ее можно было бы еще улучшить, сознательно остановились именно на таком варианте. Почему? Правильно, «музыкальная шкатулка». Аудиосистема высокого класса не терпит жесткой спортивной подвески.

Автомобильный звук составляет главное пристрастие хозяина машины Дмитрия Белова и его «боевого» товарища Михаила Каменева. Кропотливый подбор компонентов, инсталляция и настройка всей системы проводились их руками.

Количество примененных здесь нестандартных решений просто «зашкаливает». Первый раз сев в машину, сразу и не догадаешься, что у нее низкое торпедо. Но если это со временем «доходит», то обнаружить головное устройство Clarion ARX-7370 не представляется возможным, пока его не включат. Здесь на помощь может прийти специальный датчик, регистрирующий присутствие человека на водительском месте и включающий «звук» через 6 секунд. «Голова» обнаруживается в верхней части центральной консоли, правда, не вся, а лишь ее светящийся дисплей. Кнопки управления перенесены ниже, по странному совпадению — как раз на уровень руля.

А теперь вспомним о специфике КП, заставляющей часто ворочать рычагом переключения. Так вот, чтобы не было необходимости отвлекать водителя от управления автомобилем, часть клавиш управления «музыкой» продублирована на ручке коробки передач. Здесь же (по аналогичным соображениям) присутствует пара кнопок, «руководящих» дворниками.

Чейнджер Clarion CDC-635 — это следующая загадка. Все привыкли, что его место в багажнике, однако здесь он спрятан в крышке багажника.

Переходим к акустике. Фронтальная ее часть, подключенная через усилитель Precision Power PC 4400, представлена низкочастотными MB QUART DKS 169, установленными в дверях, «middle bass» MB QUART 215.61 в торпедо и парой высокочастотных динамиков в передних стойках. А сзади звук поддерживается сабвуфером JL Audio 12W6-D6, «разогнанный» усилителем Precision Power PC 4800.

Можно пропустить рассказ об отделке салона, специфике инсталляции, о различных приятных взгляду и удобных мелочах, наподобие маршрутного компьютера или дополнительного бардачка с электроприводом крышки. Поговорим о звучании, поскольку именно хороший звук был основной доминантой при построении этого автомобиля.

Хозяин машины, он же «гид», просит извинить его за возможное нарушение качества звучания, поскольку на улице минус 24 и машина успела основательно промерзнуть. Включается тестовый диск и, сменяя друг друга, звучат различные мелодии и песни, позволяющие почувствовать качество звучания во всех «амплуа».

Немного классического джаза демонстрирует великолепную гамму духовых инструментов, раскрывающих возможности системы в диапазоне высоких и средних частот. Симфонический оркестр звучит мощно, и, мы бы сказали, натурально. Короткий пример вокального звучания демонстрируется хором в стиле госпел. Но легендарные Dire Straits окончательно расставляют все по своим местам. Почти осязаемая сцена заполнена голосом и инструментами, каждый из которых имеет совершенно конкретное место — можно даже, не закрывая глаз, определить, «кто где стоит».

Все штрихи музыкальной картины, начиная с мощного басового «грунта», продолжая великолепной палитрой гитары Гэри Мура и заканчивая тонким «лаком» тихого послеударного звона тарелки на барабанной установке, выделены четко, но в то же время составляют единую законченную композицию. Это достигнуто грамотным подбором компонентов, профессиональной установкой и, разумеется, кропотливой настройкой, немалую помощь которой оказал процессор Clarion DPH-7300.

Напоследок послушали немного «колбасы» — чего-то очень электронного, но с хорошим ритмом. Это была уже своеобразная демонстрация силы по принципу «я могу играть, как они, а вот смогут ли они сыграть, как я?». По салону понеслись плотные потоки звуковых волн, заставляющие внутренние полости тела выступать в качестве резонаторов.

Обратите внимание, что этот материал — по сути, простое перечисление всех изменений, которые пришлось пережить автомобилю. Если углубиться в технические подробности, а тем более описать все сложности, с которыми энтузиастам пришлось столкнуться, рассказ занял бы еще с десяток страниц. Однако усилия г-на Белова и иже с ним не пропали даром. Участие в чемпионате России «Формула звука» (класс «Euro-4 600+W») принесло первое место в полуфинале. Автомобиль был удостоен Гран-при «Лучший звук» и Гран-при «Best of show». В финале чемпионата в упорной борьбе нашей «восьмерке» досталась «бронза».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное