Top.Mail.Ru
«Формула 1». Цена опыта

«Формула 1». Цена опыта

26.08.2010
Чемпионат мира в классе «Формула-1» приблизился к экватору. У Виталия Петрова, российского пилота Renault F1 Team, позади девять гонок, шесть очков, два технических схода и одна авария в гонке

Станислав Шустицкий

Чемпионат мира в классе «Формула-1» приблизился к экватору. У Виталия Петрова, российского пилота Renault F1 Team, позади девять гонок, шесть очков, два технических схода и одна авария в гонке. Своему товарищу по команде Роберту Кубице он уступает восемь позиций в таблице чемпионата

«А выигрывать-то когда начнет?» — этот вопрос я слышу от коллег по работе, друзей, приятелей и случайных собеседников после каждого Гран-при. Уж так повелось, что вид спорта, в котором мы сразу не побеждаем, — не «наш» спорт. Но обратите внимание: если Виталий не попадает в топ-десятку квалификации, то мы уже считаем такой результат неудачей. А то, что он нередко отстает от Роберта лишь на пару десятых долей секунды? Вы только попробуйте представить себе столь микроскопический интервал! В общем, результаты, показанные, в «Формуле-1» требуют весьма специфического анализа.

Гран-при Канады

«Формула 1». Цена опыта

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Скорее всего, это была та гонка в календаре чемпионата, которую Виталию Петрову хотелось бы забыть как можно скорее. Не опыт, полученный на городской трассе, а то, как складывался весь этот гоночный уик-энд. Абсолютно незнакомая для Петрова трасса, новый аэродинамический пакет Renault, работавший на сей раз не столь эффективно, и даже погода, которая постоянно менялась… В общем, все с самого начала пошло не так. Затем была ошибка Виталия во втором сегменте квалификации, номинально 14‑е место на стартовой решетке, которое после замены коробки передач на его машине превратилось в 18‑ю позицию на старте. И старт, который сложно прокомментировать. Вот, что рассказал о нем Виталий в своем блоге: «На первых метрах хотел сместиться в середину трассы, но туда же начал двигаться стоявший передо мной Михаэль Шумахер. Поэтому я ушел к правому краю, места там было мало, и в долю секунды нужно было решать: выезжать на траву или тормозить. Я выбрал первый вариант, но оказалось, что в траве скрываются кочки, машина подскочила, ее закрутило. Вообще-то, обычно я никогда не рискую в первом повороте. Но так уж вышло». Кроме того, комиссары усмотрели фальстарт и «присудили» Виталию проезд через пит-лейн, а коллизия на старте, в которой Петров еще и выбил с трассы Sauber Де Ла Росы, также стала поводом для разбирательства судей и впоследствии вылилась в еще одно наказание. Теперь суммируйте всю ту информацию, которую получил новичок «Больших призов» на первых кругах гонки, и заставьте себя найти мотивацию для продолжения борьбы. Это я не в плане оправдания действий Виталия в канадском Гран-при, а лишь к тому, что нам, к сожалению, не суждено оказаться на месте пилота и, к счастью, не приходится принимать мгновенные решения в сумасшедшем калейдоскопе гонок «Формулы-1».

«Формула 1». Цена опыта

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

В команде пытались найти решение, для того чтобы даже в столь непростой ситуации у Петрова еще оставались шансы на продолжение борьбы. «Мы изменили стратегию его гонки и рассчитывали на появление машины безопасности, которая помогла бы вернуть утраченные позиции», — рассказал руководитель Renault F1 Team Эрик Булье. Но на канадской трассе, петляющей между бетонными блоками и имеющей в качестве «последнего аргумента» знаменитую «стену чемпионов», safety car так и не появился. «Разбор полетов» после канадского Гран-при был долгим и серьезным, и Виталий признал, что в этот гоночный уик-энд наделал достаточно ошибок. Но и опыт приобрел: это и умение бороться в конце пелетона (я даже не припомню, когда в своей гоночной карьере Петров стартовал со столь дальней позиции), и, что более важно, очередной важный опыт оценки состояния шин. Последний фактор в этом сезоне имеет очень большое значение. Главный гоночный инженер команды Ален Пермейн отметил еще один момент: «Виталий получил возможность закалить характер, ведь два штрафных проезда по пит-лейну фактически лишили его шансов на успех еще в самом начале гонки». А мне, в связи с событиями канадского Гран-при, вспомнился дебют в заводской раллийной команде Ford молодого и весьма перспективного бельгийца Франсуа Дюваля. Тогда, в 2003‑м, и директор команды Малколм Уилсон, и руководитель Ford Motorsport Мартин Уайтакер в один голос говорили, что в дебютном сезоне они не ждут от Дюваля очков в копилку команды. А вот каждый финиш в гонке — это бесценный опыт. Но амбициозный Франсуа с места в карьер попытался доказать, что ему по плечу сражаться с грандами мирового ралли. В итоге разбитые автомобили и конец едва начавшейся карьеры пилота заводской команды. В Канаде Виталий финишировал. На 17-й позиции. С худшим для себя результатом в сезоне.

Гран-при Европы

«Формула 1». Цена опыта

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

В психологическом плане это был один из самых трудных для Виталия стартов в «Формуле-1». Тот факт, что Петров достаточно давно живет в Валенсии, не мог остаться без внимания местной прессы, которая ждала успешного выступления россиянина на практически родной трассе. С учетом повышенного интереса журналистов, команде даже пришлось выделить дополнительный пресс-день. Виталий действительно дважды побеждал на городской трассе Валенсии, выступая в гонках GP2, и хорошо знал как конфигурацию, так и местные условия. С одной лишь поправкой: теперь ему предстояло «освежить» эти знания за рулем болида «Формулы-1». Это во-первых. Во-вторых, в «Формуле-1» наступило время подписания контрактов на следующий сезон, и от результата этого выступления зависело многое.

К Валенсии команда подготовила очередную «редакцию» переднего антикрыла и, что более важно, прогрессивную выхлопную систему нижнего расположения. Последняя новинка потребовала корректировки стиля пилотирования и серьезной работы с инженерами. Роберт Кубица адаптировался к модификациям быстрее, а для Виталия квалификационная сессия началась с того, что он в первом же сегменте ошибся и испортил новый комплект шин. Тем не менее Петров сумел не только пробиться во второй сегмент, но и нашел «дополнительные резервы» для выхода в третий. Правда, рассчитывать на хороший результат в финальной части не приходилось, так как свежих комплектов мягких шин уже не оставалось, но и старт в гонке с пятой линии давал определенные надежды. Стоит отметить, что в заключительную часть квалификации в полном составе не прошли команды Mercedes и Force India, а стартовая позиция на городской трассе в Валенсии весьма важна. К сожалению, при старте Петров допустил пробуксовку колес и преимущества позиции использовать не сумел, чего нельзя сказать о пилотах Mercedes и Force India, которым старт удался.

Здесь опять хочу сделать небольшое отступление и предложить вам занять место пилота-дебютанта на старте Гран-при Валенсии. Пилота, у которого в памяти отчетливо сохранился старт канадской гонки и все, что за этим последовало. Серьезной атаки Виталию предпринять не удалось, да и в обороне приходилось быть очень внимательным и вести себя крайне осторожно. «Перед четвертым поворотом меня очень жестко атаковал один из гонщиков Force India. Маневр был крайне опасным, мне пришлось сместиться в сторону, иначе авария была бы неминуема. Мне в этот раз очень важно было проехать всю гонку, получить опыт», — рассказывает Виталий. Откатившись на старте на 15‑е место, крайне сложно пробиться в первую десятку… А затем на трассе появился автомобиль безопасности, и командам пришлось буквально в считанные секунды принимать решение об изменении тактики. Для некоторых пилотов решения «штабов» стали настоящим сюрпризом. Достаточно вспомнить, что действия инженеров Mercedes привели к провалу всей гонки для Михаэля Шумахера. После финиша семикратный чемпион мира только разводил руками: «До сих пор не пойму, для чего меня зазвали в бокс на абсолютно ненужный пит-стоп». Пришлось срочно изменить тактику и в Renault F1 Team. «Мы смогли оперативно отреагировать на судейское решение об автомобиле безопасности и обслужить Роберта на пит-стопе, — рассказывает главный гоночный инженер Renault F1 Team Ален Пермейн. — К сожалению, на этом круге мы планировали остановку Виталия, и механики уже стояли на пит-лейне с его колесами». Эта рокировка гонщиков на пит-стопе не стоила Виталию большой потери времени, но обстановка была нервной. А очередной неприятностью для россиянина в этой гонке стал штраф в пять секунд, который Виталий получил за то, что не успел снизить скорость при выезде на трассу машины безопасности. В итоге — 14‑е место в гонке. Проведя половину сезона в «Фомуле-1», Виталий не скрывает, что пока только учится. Но при этом понимает и всю степень ответственности на фоне потрясающей работы команды, совершенствующей автомобиль от гонки к гонке. Теперь остается подтвердить это понимание результатами.

«Позеленеет» ли F1?

Фелиппе Жерард, заместитель директора Total Group по науке, координатор проекта F1:

— В связи с отменой дозаправок увеличение количества топлива на борту болида «Формулы-1» стало самым существенным изменением в техническом регламенте нынешнего сезона. Год назад объем топливных баков гоночных машин составлял 120–140 литров, а сейчас он увеличился почти вдвое, что существенно повлияло и на разработку шасси, и на общий дизайн автомобиля. С учетом всего сказанного компании Total пришлось разработать и новое топливо для двигателей F1. Если учесть, что каждые лишние 10 кг бензина на борту автомобиля ухудшают время на круге на 0,3–0,4 секунды, то становится понятно, что для разработчиков топлива решение этой проблемы имеет серьезные последствия. Чтобы компенсировать лишний вес, нашей компанией было разработано более легкое топливо — мы нашли компромисс между его плотностью и КПД. Плотность топлива для специалистов является одним из самых важных показателей. Нужно иметь в виду, что показатель плотности трудно понизить меньше значения 0,725 (у обычных дорожных автомобилей — 0,75) — дальнейшее снижение приведет к проблемам с топливной аппаратурой. Сделал ли запрет дозаправок «Формулу-1» более «зеленой»? И да, и нет. Это было сделано, прежде всего, для повышения безопасности на пит-лейне и для того, чтобы сделать гонки более зрелищными. На более тяжелой машине вы должны проявлять больше мастерства при торможениях и постоянно думать о сохранности шин. И те водители, которые в этом преуспеют, будут иметь преимущество. Разумеется, более легкое топливо и возможность его экономить положительно сказывается и на экологии. Наше подразделение Total является частью FOFAP — топливно-консультативной группы поставщиков, ассоциации, объединяющей топливные компании, работающие в «Формуле-1». В течение последних трех лет FOFAP выступает с предложениями сделать топливо важным элементом дальнейшего развития. Мы считаем, что будущее «Формулы-1» в использовании гибридных силовых установок. В этом сезоне команды приостановили развитие KERS, но использование систем мощностью до 60 Kw не запрещено.

«Формула 1». Цена опыта

Pirelli в F1

© Фото: Renault F1 Team

Если мощность KERS будет увеличена, то это станет и экономичным, и экологически выгодным решением. Еще одна важная область, которую необходимо учитывать — это логистика. Функционеры FIA подсчитали, что в дни Гран-при на долю гоночных автомобилей приходится не более двух процентов выбросов. А 98% — это транспорт зрителей, логистика команд и сопутствующих гонке служб. Количество топлива, сожженного непосредственно автомобилями «Формулы-1» во время гоночного уик-энда, составляет порядка 10–13 кубических метров. Это сопоставимо с половиной цистерны топливного грузовика. К примеру, на перелет из Лондона в Шанхай потребуется около 100 тонн топлива, что составит объем трех цистерн. Этого количества топлива хватило бы на проведение 2/3 гонок сезона Гран-при. И еще один интересный момент. Мне нередко задают вопрос, что будет, если топливо, предназначенное для «Формулы-1», залить в бак обычного автомобиля? Не сомневайтесь, что мотор вашей машины не только будет функционировать, но вы сразу почувствуете улучшение его работы. Отрицательного воздействия не будет, так как присадки, которые мы используем и в одном, и в другом случае, аналогичны. А вот стоимость литра обычного бензина и топлива для «Формулы-1» серьезно отличаются. Это связано с малыми объемами производства последнего.

Pirelli в F1

Председатель совета директоров Pirelli Group Марко Тронкетти Провера и управляющий директор Pirelli Tyre Франческо Гори объявили планы компании по поставкам шин для «Формулы-1» на трехлетний период с 2011 по 2013 гг. Программа компании включает создание специальной команды для разработки и производства шин для «Формулы-1» на базе кадровых ресурсов Pirеlli. Эта команда будет сформирована из исследователей и инженеров, имеющих богатый опыт разработок для высших классов автоспорта. Соглашение Pirelli с «Формулой-1» включает разработку шести типов шин. Четыре из них будут «сликами» с различными составами смесей, затем одна «дождевая» шина и одна «промежуточная». Предвосхищая появление специальных требований от команд «Формулы-1» в отношении надежности, безопасности и составов резиновых смесей, инженеры Pirelli уже работают над имитационными моделями и составами смесей. Вместе с командами F1 компания Pirelli готова работать над технической эволюцией уже существующих шин, в особенности в отношении их размеров.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное