Искрометные и живые 50-е годы... Это десятилетие было завалено массой забавных изобретений, направленных на решение проблем, с которыми столкнулись водители. И вот одно действительно сумасшедшее - мотоциклетный шлем с подогревом.
Михаил Татарицкий
Для начала, взгляните на это рекламное видео из Франции 50-х годов. Этот шлем представлен как «термо скафандр», а если быть точнее - Le “Thermoscaphe”. Французское название происходит от «батискаф» - пилотируемого подводного аппарата для глубоководных исследований, который все еще используется в настоящее время.
Автор изобретения, к сожалению, не известен. Впрочем, может и к лучшему, ведь никто из нашей редакции не уверен, что изобретатель термоскафандра серьезно относился к своему изобретению. С другой стороны, большинство дурацких новаторов того времени были убеждены, что их творения были гениальными.
Тем не менее, один из очевидных плюсов шлема - его отличная обзорностью на 360 градусов, ведь, по сути, шлем представляет собой прозрачную акриловую капсулу. Однако, у нас есть сомнения, в ударопрочности конструкции. Крепится французский термоскафандр не под подбородком, а ремешками подмышками мотоциклиста. Открытым остается вопрос с запотеванием, ведь у шлема нет визора.
Но самое интересное, а может и смешное - это реализация подогрева. С левой стороны к шлему прикреплена металлическая коробка. Почти, как та, в которой у вас на даче спрятан счетчик электроэнергии. Снаружи к коробке прикреплен вентилятор, запитанный от батареи. И, внимание, внутри коробки, прямо возле левого уха мотоциклиста - спиртовая лампа, греющая трубку, по которой вентилятор гонит воздух в шлем. Принцип следующий: перед тем, как надеть шлем, мотоциклист зажигает спиртовку, включает вентилятор, надевает шлем и, вуа-ля, внутри тепло… Наверное. Интересно было замерить разницу в температуре воздуха до и после, так как есть сомнения, что мощности спиртовой горелки будет достаточно, чтобы разогреть воздух, поступающий по металлической трубке.
Но больше всего вопросом и скепсиса вызывает техника безопасности. По крайней мере, наши современные понятия о ней. Мы уже выразили сомнение в крепкости акриловой капсулы при ударе, но тот факт, что в металлической коробочке в одной месте скомпонованы спиртовая горелка и аккумулятор для питания вентилятора, превращают этот шлем в потенциальный факел возле уха мотоциклиста. Зафиксирована ли спиртовка, не прольется ли спирт при падении, предусмотрена ли возможность быстрого съема шлема при возгорании - наивные вопросы, которые останутся без ответа. Интересно, рассматривал ли создатель сценарий, при котором спирт проливается из горелки на одежду и вспыхивает. Сомневаемся.
Тем не менее, каким бы странным не был Le “Thermoscaphe”, как бы скептически мы к нему не относились, такие изобретения двигали технический прогресс и подпитывали пылкие умы изобретателей прошлого.
Что касается идеи встроить кондиционер в мотоциклетный шлем, то некоторые производители предлагают сегодня вполне достойные варианты, одобренные всеми комиссиями по безопасности. Например, этот Feher ACH-1 с кондиционером, встроенным в заднюю часть шлема. Выглядит лаконично. Весит 1450 грамм. Одобрен DOT и ECE. Доступен в размерах от XS до 2XL в пяти цветах.