Top.Mail.Ru
Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

фото: Роман Романишин / 20.05.2016
Об индийском мотопроизводителе Bajaj в России слышали мало, хотя история фирмы началась еще в 1926 году. Расскажем, как работает компания, занимающая третье место в мире по производству мотоциклов и первое — по выпуску трехколесной мототехники

Антон Власов

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Планы у Bajaj самые амбициозные: в следующие четыре года удвоить объем продаж и добиться доминирования на рынках 90% стран, в которых продукция марки представлена официально, в т. ч. в России. Речь, конечно же, идет о малокубатурной технике, поскольку в портфолио индийского холдинга нет аппаратов с моторами больше 300 см3.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Для осуществления задуманного у индийского холдинга есть все необходимое: широкий модельный ряд техники, в котором помимо мотоциклов разных классов есть и популярные в Азии трехколесные грузовички, а с недавних пор — и полноценный автомобиль ультрабюджетной категории; выпуск всех этих аппаратов поистине гигантскими партиями; идеально налаженное производство на нескольких предприятиях.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Сегодня у Bajaj в Индии три завода: в городах Волуж, Чакан и Пантнагар. Несмотря на неизменно увеличивающуюся долю экспорта, руководство холдинга не собирается открывать производства на местах: безупречно функционирующие предприятия на территории Индии не только гарантируют высокое качество выпускаемой мототехники, но и позволяют удерживать расходы на достаточно низком для обеспечения рентабельности бизнеса уровне.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

В рамках пресс-тура в Индию я побывал на первых двух заводах Bajaj. Территория предприятия в городе Волуж оказалась поистине космического масштаба — это целый район с административными, исследовательскими и производственными зданиями, с улицами, проспектами и всей инфраструктурой. Это старейший и крупнейший завод Bajaj, на котором сегодня выпускаются мотоциклы бюджетных линеек, трехколесники серии RE и компактный автомобиль Qute.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

В ходе экскурсии много нам не показали. То ли из соображений информационной безопасности, то ли потому что времени на посещение завода было очень мало. Мы увидели процесс покраски топливных баков мотоциклов, отрезок конвейера, где в раму устанавливают двигатель и навесное оборудование, несколько собранных мотоциклов из лимитированной серии V. Взглянули на сборку трехколесных аппаратов и прогулялись по цеху, где производят Qute…

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Тратить целый день на завод в Волуже было действительно нецелесообразно: несмотря на впечатляющие производственные мощности, никаких уникальных технологий тут нет. Это просто огромная гудящая машина, каждый винтик которой строго на своем месте выполняет четко регламентированные функции. Все сотрудники предприятия заняты делом: вдоль конвейеров выстроены плотные шеренги людей, в помещении для инженеров идет сосредоточенная работа за компьютерами, в переговорной — очередное совещание. На улицах в рабочее время ни души.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Шагая в ногу со временем и используя лучшие решения из отрасли организации труда, управляющие заводом исповедуют популярные на многих предприятиях принципы «Кайдзен» (Kaizen). Это японская философия и практика непрерывного совершенствования процессов производства и менеджмента, базирующаяся на нескольких постулатах, вроде «Развитие самодисциплины», «Фокусирование на клиентах», «Открытое признание проблем» и пр. Таблички и флаги с этими и другими принципами развешаны по всему заводу

Завод в Чакане — другое дело. Это самое молодое и самое технологичное предприятие компании: помимо топовой серии Bajaj Pulsar тут собираются мотоциклы KTM (дорожные модели Duke и RC с двигателями до 400 см3) и Kawasaki! Причем это не крупноузловая, а сборка полного цикла — в т. ч. и двигателей. Моторы собирают на отдельных конвейерах, расположенных в цеху с очищаемым и кондиционируемым воздухом. Большинство операций выполняют люди, и не просто квалифицированные специалисты, а дипломированные инженеры, чем компания Bajaj очень гордится. Но многие этапы сборки автоматизированы. Например, машине доверено затягивать шпильки цилиндров: при помощи сенсоров система распознает положение болтов, затем надевает на них единый инструмент и одновременно затягивает все четыре шпильки, прецизионно дозируя усилие.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Как и остальные, этот робот несколько раз в день проводит процедуру самодиагностики и калибровки, что обеспечивает высочайшую точность работы. Как и на других заводах Bajaj, на предприятии в Чакане нет склада запасных частей. Детали и компоненты, необходимые для сборки техники, несколько раз в день строго по расписанию доставляются на завод индийскими поставщиками. Развозят же части и расходники по фабрике… роботы! Автономные тележки-транспортировщики и многие другие машины, работающие на заводах фирмы, — собственные разработки Bajaj. После посещения заводов у меня остался единственный и главный вопрос — как примет российский рынок индийскую технику? В Bajaj с гордостью определяют своими конкурентами исключительно японских гигантов, вроде Yamaha и Honda, не меньше. Что во многом справедливо — с учетом высокого качества продукции и развитого модельного ряда малокубатурной техники… Которую в России многие даже за мотоциклы не считают. И конкурировать в нашей стране индийцам придется, скорее, с китайскими аппаратами, также прекрасно представленными в категории «до 400 см3». На мой взгляд, продукция Bajaj — то самое связующее звено между дорогой японской и бюджетной китайской техникой, что наверняка отразится и в цене индийских аппаратов. И с этой позиции у Bajaj есть все шансы на успех.

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Два колеса Сансары: как делают индийские мотоциклы

Аппараты серии Pulsar неожиданно впечатлили! Особенно топовая модель RS 200, которая и выглядит отлично, и едет достойно. На прямой этот 200-кубовый 24,5-сильный мотоцикл развил максимальную скорость 152 км/ч!

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное