Top.Mail.Ru
«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

10.02.2016
В этом году исполняется 45 лет с начала выпуска «Бурана». Самое время вспомнить ключевые моменты истории легендарного отечественного снегохода

Наталья Умнова

В конце 1950-х — начале 1960-х годов, когда страна немного оправилась после Великой Отечественной войны, в СССР начали разрабатывать технику для передвижения по снегу: аэросани с поршневыми авиационными двигателями, мотонарты — предки снегоходов. Но в массы эти аппараты не пошли: государство не выделяло средств на разработку и производство, другие были приоритеты. «Помощь» пришла, как мечтал Великий Комбинатор, с Запада.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

В начале 70-х канадская Bombardier, основатель которой Жозеф-Арман Бомбардье лет за десять до того запустил в серию первый настоящий снегоход, привезла в Москву шесть снегоходов Ski-Doo. После презентации советская сторона выкупила три машины, и вскоре на заводе «Рыбинские моторы» начали «воспроизводить» конструкцию, благо руководство страны понимало, что снегоходы для северной страны вещь полезная со всех сторон, и что нужно свое производство, чтобы заполнить пустую нишу. Из двух моделей Ski-Doo Alpine и Valmont, построенных по схеме «две гусеницы — одна лыжа», за образец для отечественного аппарата взяли тяжелый «Вальмонт» весом 233 кг, с 640-кубовым мотором Rotax мощностью 40 л.с.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Ski-Doo Valmont

Сначала думали поставить на отечественный образец свой же, уже готовый мотор, например от мотоцикла ИЖ-Юпитер-3, — и в марте 1971 года начались испытания первого «Бурана» с таким силовым агрегатом. Однако вскоре стало понятно, что мотор от «ИЖа» не подходит из-за отсутствия принудительного охлаждения, бесступенчатой автоматической трансмиссии, заднего хода и малой мощности (18 л. с.). Пришлось делать копию с австрийского двигателя.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

В итоге, в декабре 1971 года, увидел свет «Буран» с двигателем РМЗ-640: двухцилиндровым двухтактным, объемом 635 см³, мощностью 27 л. с. при 5000–5500 мин-1. Охлаждение осуществлялось осевым вентилятором, приводимым клиновым ремнем от коленвала. В трансмиссии — коробка реверса и клиноременный вариатор.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

В 1980-х годах новый «Буран» стоил порядка 2500 руб., а новые «Жигули» — 4600 руб.

В 1973 году после всех испытаний и одобрений снегоход пошел в серию. В том же году состоялось и первое соревнование по снегоходному кроссу на «Буранах» среди испытателей. С тех пор, вот уже 45 лет, конструкция «Бурана» кардинально не меняется. В 1980-м его в качестве эксперимента оснащали специальными приспособлениями для скашивания трав. В 1982 году начался выпуск модификации «Барс» для военных, отличавшейся наличием фары-искателя и места под рацию.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

В 1974 году снегоходы «Буран» доставлены самолетом на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22».

Чтобы в теплую погоду мотор не перегревался, владельцы «Буранов» часто снимали капот, но при этом оставались без фары, установленной как раз на капоте. Поэтому в 1986 году по заказу рыбинского завода в ЛФ ВНИИТЭ был изготовлен прототип «Арктика», лишенный этого недостатка: здесь фару закрепили выше и отдельно от капота. Серийная версия этого аппарата была готова лишь к 1990 году, но зато получила ряд важных усовершенствований: она комплектовалась гусеницами длиной 3700 мм и шириной 380 мм, широкой рулевой лыжей. Конструкторы также изменили развесовку, в итоге проходмость снегохода значительно повысилась, чему способствовал и более мощный мотор: 33 л.с. вместо 28.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Капот «Арктики» отделили от фары: так практичность победила экстетику

В 2002 году был выпущен «Буран» с обновленным дизайном и полностью капотированным моторным отсеком, что позволило немного снизить уровень шума. Также для большего комфорта приподняли сиденье и установили регулируемый руль.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Несколько раз модернизировали основные агрегаты. Так, в 2011 году появился «Буран» с 4-тактным 27-сильным карбюраторным двигателем, который в 2014-м заменили 29-сильным впрысковым Kohler. А с осени прошлого года «Буран» можно приобрести с более современным по дизайну капотом. Недавно даже выпустили версию с электростартером и подогревом рукояток руля!

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Популярность «Бурана», особенно в условиях Крайнего Севера, обусловлена высокой проходимостью в глубоком снегу, возможностью тащить за собой до 250 кг груза (по паспорту, на деле и больше), способностью пробираться по редколесью без опасности зацепиться лыжей за дерево, неприхотливостью в «еде» и обслуживании, возможностью починки «на коленке», легким пуском даже в минус 30–40°С и, конечно, невысокой ценой. В пользу этих качеств владелец «Бурана» жертвует, прежде всего, комфортом и удобством эксплуатации: у снегохода плохая звукоизоляция моторного отсека, подвески архаичные и неэффективные, в катковую конструкцию направляющих гусениц забивается снего-водяная каша, он потребляет очень много топлива, пусть и самого дешевого… Кроме того, маневренность и управляемость этого снегохода далеки от совершенства.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Основные же претензии пользователей — к надежности, а у моделей, выпущенных уже после СССР, — и к качеству сборки и материалов. С «Бураном» как повезет — он может без поломок отходить 10 000 км, а может рассыпаться на первых ста. Чаще же всего расстраивают людей электронное зажигание, качество сварки, бензонасос, коммутатор, коренной лист рессоры, ручной стартер, маленькое расстояние между выкидом гусеницы и передней рамой из-за чего снегоход страшно боится наледи, перегревание карбюраторного мотора даже в мороз и заклинивание…

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Народные рецепты по доведению «Бурана» до ума исчисляются десятками, если не сотнями: после покупки все перебрать, проварить раму, заменить часть деталей (карбюраторы, центробежный регулятор, форсунки, подшипники и т. д.), самостоятельно добавить шумоизоляции… Да, «Буран» можно починить в лесу и тайге, но для этого приходится возить с собой запасные полмотора и полподвески.

Еще в середине 1970-х и в начале 1980-х в том же Рыбинске предпринимались попытки выпустить другие, более современные снегоходы, например «Сатурн», «Поиск» и «Икар» в компоновке «одна гусеница — две лыжи», с мотором с жидкостным охлаждением, с амортизаторной подвеской. Но дальше опытных образцов дело не пошло.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

«Сатурн», 1975 г.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

«Поиск», 1980-е годы.

Ради серийного выпуска этих машин, относившихся к товарам народного потребления — далеко не первостепенным для оборонного предприятия, требовалась кардинальная реорганизация производства. Тем более что конкурентов у «Бурана» практически не было, а значит, можно было не переживать за спрос. И только к началу 2000-х в Рыбинске начали выпускать более современную технику — двухлыжный снегоход «Тайга», а потом и другие.

«Буран» из Канады: история первого советского снегохода

Помимо хозяйственных целей, «Буран» используется для прокладки лыжных трасс при подготовке к спортивным соревнованиями мирового уровня.

Тем не менее «Буран» до сих пор живее всех живых. Он выдержал испытание Арктикой, Эльбрусом, Памиром, снегами Антарктиды и давно стал народным снегоходом, а его имя — нарицательным: в северной глубинке до сих пор все снегоходы называют буранами (как все иностранные мотоциклы — харлеями), а укатанную снегоходную дорогу — буранкой.

 

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 комментариев

  1. Буууран:

    Причем Тайгу они тоже сперли у Бомбардье.
    Это наши скрепы. Ничего своего. Цап-царап, как говорит фюрер

  2. Сергей:

    Автор ошибается,новые Жигули 2101, никогда не стоили 4500₽!!!В 1970-5150₽,В 1975 году «Жигули» стоили 5620 рублей.

  3. Василий:

    При больших нагрузках мотор Бурана нагревается до критического состояния(по крайней мере я с этим столкнулся). На одном из форумов, любители снегоходов посоветовали для начала попробовать поменять масло и охлаждающую жидкость. Поменял, помогло, масло от ликви моли, охлаждайку взял отечественную от лавра. Так что имейте ввиду, желающие приобрести снегоход Буран.

Статьи по теме
Популярное